Михаил Свирин - САМОХОДКИ СТАЛИНА

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "САМОХОДКИ СТАЛИНА"
Описание и краткое содержание "САМОХОДКИ СТАЛИНА" читать бесплатно онлайн.
Несмотря на прекращение работ над ЭСУ-100, Л.И. Гор-лицкий верил в перспективность компоновки с задним расположением боевого отделения и добился у наркома разрешения о продолжении работ по данной САУ, но с механической трансмиссией. Машина получила индекс СУ-100-М. Неожиданно «толкачом» в продвижении этого проекта выступил И. В. Сталин.
Проектный вид СУ-100-М-1 (вверху) и СУ-100-М-2(внизу).
Как вспоминал Л.И. Горлицкий, в октябре 1944 г., слушая доклад о состоянии работ по танку Т-44, вождь вдруг спросил В.А. Малышева, готовится ли какая-нибудь самоходка на шасси нового танка? Малышев быстро ответил, что на Уралмашзаводе ведутся проектные работы над перспективной 100-мм САУ с улучшенной бронезашитой и компоновкой по типу «фердинанда», где используется МТО от Т-44. «Хорошо! - ответил Сталин.- Сделайте побыстрее и поставьте на нее 122-мм пушку!» Трудно сказать, так ли было на самом деле, но автор верит словам Льва Израилевича, так как они неплохо стыкуются с тогдашними событиями.
Корпус САУ «Уралмаш-1» перед обстрелом Свердловском на полигоне. 1945 г.
10 октября макеты СУ-100-М и СУ-100-М2, вооруженные 100-мм пушкой, были показаны в техотделе НКТП и подвергнуты «поискам блох». По результатам было обнаружено более 40 недостатков, о чем был составлен соответствующий документ, и никаких практических результатов. Но 26 октября НКТП без видимых на то причин своим приказом № 625с предложил Уралмашу закончить проектирование и выпустить опытный образец САУ СУ-100-М-2 с использованием двигателя и агрегатов серийного танка Т-44 с ликвидацией отмеченных ранее недостатков. Так, может быть, действительно было указанное выше высказывание вождя? Тем более, что уже готовый проект СУ-100-М2 спешно бросились перерабатывать, в том числе для возможной установки в ней 122-мм пушки Д-25С.
В марте 1945 г. окончательный вид САУ с задним расположением боевого отделения был утвержден в Техсовете НКТП и ГБТУ Опытный образец новой САУ предписывалось изготовить к 1 мая 1945 г.
Проектный вид СУ-122-44 «Гром-2».
Но традиционная компоновка не желала сдавать свои позиции. Видимо, характеристики и внешний вид «ягдпантеры» подстегнули НКТП к выдаче тогда же заказа на разработку САУ с передним расположением боевого отделения и вооружением и бронированием, аналогичным САУ «Уралмаш-1» на шасси танка Т-44. САУ получила рабочее название «Гром-1» (СУ-100-44) или «Гром-2» (СУ-122-44). Однако весной 1945 г. в Кубинке были проведены совместные ипытания СУ-100 и «ягдпантеры», в ходе которых вновь подтвердился тезис о нецелесообразности фронтального размещения оружия в САУ классической компоновки. Проектирование САУ «Гром» было прекращено.
САУ «Уралмаш-1» перед испытаниями на НИБТполигоне. 1945 г.
Самоход же «Уралмаш-1» начали изготавливать в двух экземплярах с вооружением из 100-мм орудия Д-10С (СУ-101) и 122-мм Д-25-44С (СУ-102). Орудие Д-25-44С отличалось от Д-25С унитарным выстрелом (по типу Д-25-44 танка Т-44). Казалось, машину ждал путь, увитый лаврами, но при испытании корпуса первой САУ обстрелом военные сочли его недостаточно прочным в кормовой части. Кормовая броня толщиной 30 мм была прорвана разрывом 122-мм фугасной гранаты с расстояния 300 м, а эвакуационная дверь для экипажа была сорвана с петель. Однако Л.И. Горлицкий отказался увеличивать свыше 45 мм толщину кормовой брони, аргументировав, что попадания в корму столь мощных фугасных фанат в реальном бою чрезвычайно редки, а утяжеление никогда не сказывалось на машине положительно.
Окончательно утвержденный вид САУ «Уралмаш-1». 1945 г.
САУ «Уралмаш-1» с вооружением из 122-мм пушки Д-25-С (СУ-102). 1945 г.
Представитель заказчика пытался настаивать на своем, но в результате некоторых уступок конструкторы победили.
Эталонный самоход «Уралмаш-1» был изготовлен в мае 1945 г. По заданию их должно было быть 3 штуки, два с вооружением из 100-мм пушки Д-10С и один со 122-мм пушкой, но автор не уверен, что данный план был выполнен. Скорее всего, было лишь две машины с разным вооружением, но могло быть изготовлено и две однотипных 100-мм САУ, одна из которых была затем перевооружена 122-мм пушкой Д-25С. На испытаниях машины продемонстрировали очень хорошие результаты. Так, по бронированию «Урал-маш» мог поспорить с любой современной ему боевой машиной, а вооружение также было «на соответствующем уровне» и давало возможность дальнейшего увеличения его мощности. Но война закончилась, а для требований службы в мирное время агрегаты первых Т-44 уже не годились.
Поэтому разворачивать производство принципиально новой боевой машины в мирных условиях сочли нецелесообразным. Советский «фердинанд» остался в прототипе.
Легкая 57-мм противотанковая САУ СУ-57 (Т48). 1945 г.
10.6. А что же союзники?
Наряду с американскими, английскими и канадскими танками, поставляемыми в годы войны в СССР по программе ленд-лиза, в частях и соединениях Красной Армии активно использовались также американские самоходно-артиллерийские установки.
Переговоры о поставке американских САУ начались зимой 1942/1943 гг., причем бронетанковое управление особо интересовалось машинами, способными в той или иной степени заменить СУ-76, производство которых находилось под угрозой. Знание этого обстоятельства поясняет ряд моментов, произошедших в ходе переговоров о поставках.
Ознакомившись с представленными весной 1943 г. предложенными образцами, советская сторона остановилась на машинах Т48, которые представляли собой 57-мм противотанковую пушку, установленную в кузове полугусеничного бронетранспортера МЗ (некое подобие отечественной ЗИС-41). Эти машины были разработаны по заказу Великобритании для использования в Африке.
Противотанковая САУ М10 «Вульверин» на шасси танка М4А2.1945 г.
Советская сторона высказала пожелание о перевооружении указанных САУ 76,2-мм (или в крайнем случае 75-мм) пушкой, однако фирма-изготовитель отказалась от подобной модернизации Т48.
Тем не менее уже осенью 1943 г. самоходные установки данного типа начали поступать в Красную Армию, где они были введены в систему вооружения под индексом СУ-57.
СУ-57 (Т-48) имели большие габариты, слабую броневую защиту и недостаточно мощное вооружение. Тем не менее с начала 1944 г. машины стали поступать на оснащение разведывательных рот танковых и механизированных бригад, а позже и для формирования некоторых самоходно-ар-тиллерийских бригад танковых армий. Несмотря на то, что после войны в отношении СУ-57 распространялись преимущественно отрицательные отзывы, при грамотном использовании они показывали себя очень эффективно.
Также в 1943 г. советские представители обратили внимание на противотанковые САУ М10 Wolverine («Росомаха»).
Зенитная САУ М15 на шасси БТР МЗ. 1945 г.
Эти машины представляли собой специальные противотанковые 75-мм пушки М7 в открытых орудийных башнях кругового вращения, установленные на шасси среднего танка МЗ (серийно указанные САУ изготавливались уже на шасси М4А2). Первые образцы М10 поступили в СССР в начале 1944 г., но, после получения полусотни указанных машин, было принято решение отказаться от их дальнейшего получения, так как никакого явного выигрыша по сравнению с танками М4А2 «Генерал Шер-ман» они не давали. 22 марта 1944 г. два отдельных танковых батальона № 1223 и 1239 директивой начальника Генерального штаба Красной Армии № 3/306747 были переформированы в самоходно-артиллерийские полки тех же номеров и получили на вооружение САУ М-10 (по 21 машине на полк). Практика применения указанных полков показала, что САУ «Вульверин» проявили себя в боях как довольно удачное противотанковое средство, способное успешно бороться с немецкими танками, на малых растояниях и с тяжелыми.
Зенитная САУ М17 на шасси БТР М5 в Берлине. Апрель, 1945 г.
Но наиболее похвальными были отзывы о полученных по программе ленд-лиза зенитных самоходных установках М15 и М17. Обе были смонтированы на шасси полугусеничных бронетранспортеров соответственно МЗ и М5 и вооруж-ны комбинированной установкой 37-мм автоматической пушки М1А2 и двух 12,7-мм пулеметов Browning (Браунинг) М2, либо счетверенной установкой 12,7-мм пулеметов Browning М2 соответственно. Эти САУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых часией и соединений на марше от воздушного нападения. Кроме того, М15 и М17 успешно использовались о время боев в городах, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "САМОХОДКИ СТАЛИНА"
Книги похожие на "САМОХОДКИ СТАЛИНА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Свирин - САМОХОДКИ СТАЛИНА"
Отзывы читателей о книге "САМОХОДКИ СТАЛИНА", комментарии и мнения людей о произведении.