Геннадий Щеглов - Мифологический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифологический словарь"
Описание и краткое содержание "Мифологический словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь содержит основные сведения о мифологиях наиболее значительных мировых цивилизаций и регионов: Древних Греции и Рима, Малой Азии, Египта, Древней Руси, Северной Европы, Юго-Восточной Азии, Центральной Америки и др.
Включает как толкования приводимых имен и терминов, так и сведения об их происхождении, перевод (при необходимости) с языка источника и варианты в русском языке. Все статьи расположены в алфавитном порядке.
Словарь адресован самому широкому кругу читателей.
1800 статей
Пуруравас
(индуист.) — первый царь Лунной династии, сын Илы и Будхи. По легенде, его полюбила апсара Урваши и согласилась жить с ним на земле при условии, что никогда не увидит его без одежды. Между тем гандхарвы, обеспокоенные тем, что богиня долго остается среди людей, решили разлучить ее с П. Ночью они похитили двух барашков, привязанных к ложу Урваши, а когда П. бросился в погоню за похитителями, они вызвали молнию, и Урваши увидела его обнаженным. В тот же миг она исчезла, и П. отправился разыскивать ее. Он долго скитался и наконец пришел к озеру, где купались апсары в облике лебедей. Узнав среди них Урваши, П. стал умолять ее вернуться, и она пригласила его прийти к озеру через год, когда у них родится сын. Когда П. снова пришел к озеру, Урваши посоветовала ему попросить у гандхарвов, чтобы они сделали его гандхарвом. П. последовал ее совету, и гандхарвы дали ему жаровню со священным огнем, на котором П. должен был принести жертву, чтобы стать таким же, как они. П. потерял жаровню, и ему пришлось добывать огонь заново с помощью трения друг о друга двух дощечек, сделанных из смоковницы. Когда он принес на этом огне жертву, то стал гандхарвом и соединился с Урваши.
Пуруша
(др. — инд.) — «человек» — первочеловек, вселенская душа, из соединения которой с пракрита (первичной материей) возник весь вещественный мир. Для П. характерна многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячерук), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его — все существа, три четверти — бессмертные на небе), власть над бессмертием и свойство быть родителем своих родителей. Его приносят в жертву богам, расчленив на части, положившие основу социального и космического порядка. Из его рта появились брахманы (жрецы), из рук — кшатрии (воины), из бедер — вайшьи (земледельцы), из ступней — шудры (слуги и ремесленники). Его дух стал луной, глаз — солнцем, уста — Индрой и Агни, дыхание — ветром, ноги — землей, ухо — сторонами света и т. д. Поздние источники отождествляют П. с Праджапати, с Брахманом, с Атманом, рассматривая его как жизненный принцип, одушевляющий живые существа.
Пушан
(др. — инд.) — от «расцветать» — бог солнца, плодородия, охранитель дорог и спаситель отложных путей. П. знает путь истины, находит путь к богатству, провожает умерших по пути предков. Он приносит пищу, богатства, успех, открывает сокровища, предоставляет убежище, щедр и доброжелателен, считается покровителем поэтов. Его представляли с густыми, взлохмаченными волосами и бородой, без зубов. По легенде, зубы ему выбил концом своего лука Рудра, которого забыли позвать на жертвоприношение Дакши (но затем смилостивился и вернул зубы П.). Атрибутами П. являются золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряженная козлами. П. женат на дочери Сурьи и является его послом, он постоянно на небе и в движении, его небесный путь цикличен. Считается, что П. родился дважды, на высоте и в глубине: один раз — на юге, в ночи года, в середине ночного часа, и в другой — на севере в середине года.
Пэри
— см. Пари.
«Р»
Ра
(егип.) — бог солнца. Его нередко называли богом дневного солнца в отличие от Атума — вечернего, и Хепри — утреннего. Центром культа Р. был Гелиополь, где он вытеснил Атума и встал во главе гелиопольской эннеады (девятки) богов. Его стали считать создателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом фараона, которого называли сыном Р. Согласно мифу Р. днем плывет по небесному Нилу в барке Манджет, освещая землю, а вечером пересаживается в барку Месектет и спускается в преисподнюю. Там он плывет по подземному Нилу, сражаясь с силами мрака, а утром снова появляется на горизонте. По другим мифам, его каждый вечер проглатывает Нут, а утром рождает его вновь, или Р. появляется из цветка лотоса на холме, поднявшемся из первобытного хаоса. Известен миф, по которому Р. возник из огненного острова, чтобы уничтожить мрак и хаос и создать в мире порядок, основанный на истине и справедливости. Со своей барки он видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы и отдает распоряжения через бога божественного слова Ху и богиню мудрости Сиа. Бог Тот, являющийся его верховным сановником, пишет его указы и запечатывает письма. Как и другие солнечные божества, Р. воплощался в образе сокола (иногда — огромного кота). Р. изображали в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
Равана
(индуист.) — «ревун» — царь ракшасов, противник Рамы. Р. имеет десять голов, живет на острове Ланка, ездит по небу в своей воздушной колеснице Пушпаке, разоряет земли, пожирает живые существа, похищает женщин. Свое имя он получил, когда пытался сокрушить гору Кайласа, на которой жили Шива и Пар-вати. Шива прижал гору, а вместе с ней и Р. к земле большим пальцем своей ноги, и Р. от боли издал рев, сотрясший миры. Отпустив Р., Шива прозвал его «ревуном». Р. десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству и потребовал за это у Брахмы дар неуязвимости от богов и демонов. Благодаря этому дару он получил власть над трилокой (тремя мирами), изгнал своего брата Куберу с Ланки и основал там царство ракшасов, победил Индру и заставил богов прислуживать у себя во дворце. Чтобы избавиться от тирании, боги попросили Вишну родиться в образе смертного человека — Рамы. Рама вступил с Р. в поединок и убил его, поразив в сердце стрелой Брахмы.
Рагнарёк
(сканд.) — «судьба богов» — гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и чудовищ. Предвестием Р. является гибель юного бога Бальдра и кровавые распри между богами, нарушения родовых и моральных устоев, последовавшие за ней. Затем наступает трехгодичная зима, два волка проглатывают солнце и луну, солнце «чернеет», звезды падают с неба. Происходят землетрясения, качается мировой ясень Иггд-расиль, появляется нестерпимый жар, океан выходит из берегов и земля уходит под воду. Во время этих катаклизмов на свободу вырываются чудовищный волк Фенрир и мировой змей Ермунганд, а заточенный под землей бог Локи, их отец, освобождается от оков и ведет на мир корабль мертвых Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов. По одним мифам, кораблем правит сам Локи, по другим — великан Хрюм. Появляются также инеистые великаны (хримтурсы), а войско сынов огненной страны Муспелля скачет по мосту Биврёст, который при этом рушится. Великан Сурт приходит с юга с мечом, который сияет ярче солнца. Это нашествие видит страж богов Хеймдалль и трубит в рог Гъяллахорн («громкий рог»), поднимая по тревоге асов во главе с Одином и его дружиной воинов-эйнхериев. Перед битвой Один скачет к Мимиру, хозяину источника мудрости, чтобы посоветоваться с ним. На поле боя выезжают боги и эйнхерии, возглавляемые Одином. Один сражается с Фенриром, Тор — с Ёрмунгандом, Хеймдалль — с Локи, Фрейр — с Суртом. Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Сурт убивает Фрейра, остальные участники поединков тоже убивают друг друга. При этом погибают и все люди. За этим следует возрождение мира — сыновья Одина Видар и Бали выживают и селятся на месте бывшего Асгарда, в живых остаются также сыновья Тора — Магни и Моди, которые наследуют его молот Мъёлльнир. Из царства мертвых возвращаются Бальдр и его убийца, слепой бог Хёд, и примиряются между собой. В живых остаются и двое людей Лив и Ливтрасир, укрывшиеся в роще Ходдимир, — мужчина и женщина, которые дадут начало новому человеческому роду.
Радаманф, Радамант
(греч.) — сын Зевса и Европы, усыновленный критским царем Астерием, мужем Европы, брат Миноса и Сарпедона. Р., славившийся своей справедливостью, дал критянам законы, а затем переехал в Беотию, где женился на вдове Амфитриона Алкмене. После смерти он вместе с Миносом и Эаком стал судьей над мертвыми в Аиде.
Радха
(индуист.) — от «радовать» — пастушка, пользовавшаяся особым расположением Кришны. Некоторые кришнаитские течения почитают Р. как воплощение Лакшми, супруги Вишну, тогда как другие считают воплощением Лакшми первую законную супругу Кришны — Рукмини.
Рай
(христ.) — место вечного блаженства, куда попадают праведники после смерти. Мифология представляет Р. как сад (Эдем), как город (небесный Иерусалим) или как небеса. Каждое из этих представлений имеет собственное отношение к истории человечества: Эдем символизирует начало пути человечества, небесный Иерусалим — конец этого пути, небеса противостоят ему, как вечное — изменчивому, истинное — ложному. Эдем представляется в виде огороженного сада, у ворот которого после грехопадения человечества был поставлен на страже херувим с огненным мечом. Сад похож на оазис с чистым воздухом, полный плодов и ягод, из него берут начало четыре реки с подслащенной водой. Небесный Иерусалим представляют в виде квадрата, стороны которого имеют по 12 000 стадий (около 2200 км) в длину и ориентированы строго по сторонам света. Город выстроен из «чистого золота» и «прозрачного стекла», он освящен присутствием бога и не нуждается в божьем, храме, как в особом месте. Там растет древо жизни, а от престола бога истекает река жизни. Небеса представляются как концентрические сферы вокруг земного шара (когда считали, что земля плоская, их представляли в виде плоскостей, надстроенных над землей) и символизируют разделение бренного земного мира и нетленного небесного. С точки зрения строгой теологии и мистики о Р. известно только то, что человек там всегда с богом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифологический словарь"
Книги похожие на "Мифологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Щеглов - Мифологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Мифологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.