Геннадий Щеглов - Мифологический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифологический словарь"
Описание и краткое содержание "Мифологический словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь содержит основные сведения о мифологиях наиболее значительных мировых цивилизаций и регионов: Древних Греции и Рима, Малой Азии, Египта, Древней Руси, Северной Европы, Юго-Восточной Азии, Центральной Америки и др.
Включает как толкования приводимых имен и терминов, так и сведения об их происхождении, перевод (при необходимости) с языка источника и варианты в русском языке. Все статьи расположены в алфавитном порядке.
Словарь адресован самому широкому кругу читателей.
1800 статей
Аэдона
(греч.) — «соловей» — дочь Пандарея, жена Зета. Из зависти к невестке Ниобе, гордившейся своими многочисленными детьми, А. решила умертвить ее старшего сына, но в темноте по ошибке заколола своего сына Итила. Боги превратили А. в соловья, чтобы она могла непрерывно оплакивать своего сына. (Вариант: убила своего сына вместе со своей сестрой Хелидоной («ласточкой»), обесчещенной ее мужем. Зевс превратил сестер в ласточку и соловья.)
Аэропа
(греч.) — дочь критского царя Катрея, внучка Миноса. Катрею было предсказано, что он погибнет от руки одного из своих летей (вариант: застал А. в объятиях раба), и он отдал А. аргосскому мореплавателю Навплию, чтобы тот продал ее в рабство. Навплий пожалел ее и выдал замуж за Атрея.
А. родила от него сыновей Агамемнона и Менелая. Впоследствии А. изменила мужу с Фиестом, и Атрей в наказание за измену приказал бросить ее в море.
Аяксы, Аянты
(греч.) — от «орел» — имена двух друзей, героев Троянской войны.
1. Аякс Большой, или Теламонид, сын саламинского царя Теламона и Перибеи (вариант: нимфы Эгины), внук Эака, двоюродный брат Ахилла. Во время посещения о-ва Саламин Геракл обратился к Зевсу с мольбой даровать Теламону доблестного сына. В знак согласия Зевс послал орла, и Геракл посоветовал Теламону назвать сына Аяксом. По просьбе отца Геракл обернул младенца А. шкурой Немейского льва и попросил Зевса сделать мальчика отважным и непобедимым, подобно царю зверей. А. вырос богатырем и отличался огромным ростом и силой. Под стены Трои он привел 12 кораблей и был вторым по силе в греческих войсках после Ахилла. Когда Гектор вызвал на поединок храбрейшего из греков, из ахейских рядов вышли 9 воинов, но жребий пал на А., который свалил троянского героя на землю, и того спасло только вмешательство Аполлона. В битве за тело Патрокла А. прикрыл его щитом, а затем помог вынести с поля боя. В день гибели Ахилла А. вынес из битвы его тело и оружие, тогда как Одиссей отбивал наседавших врагов. После похорон Ахилла Фетида велела отдать доспехи сына храбрейшему из греческих воинов. Назвать храбрейшего попросили пленных троянцев. Хитрый Одиссей подкупил пленников, и те заявили, что самый большой вред им нанес Одиссей. Доспехи Ахилла присудили Одиссею, а разгневанный несправедливостью А. пришел в ярость и задумал ночью перебить греческих вождей. Афина, покровительствовавшая грекам, наслала на А. безумие, и он вместо греков напал на стадо скота и стал избивать животных и пастухов. Придя в себя, он не смог пережить позора и закололся. Когда впоследствии Одиссей встретил в Лиде тень А., герой не забыл оскорбления и отказался разговаривать с ним.
2. Аякс Малый, или Оилид, сын локридского царя Оилея. Хотя А. был маленького роста и не отличался могучим телосложением, он был храбрым воином, уступающим только Ахиллу, прекрасным бегуном и считался лучшим метателем копья в греческом войске. Вместе с А. Большим он сражался за тело Патрокла, а на играх при его погребении отличился в состязании бегунов. При взятии Трои А. оскорбил Афину, обесчестив Кассандру, искавшую спасения в храме Афины. За святотатство греки хотели побить камнями А., но он спасся, принеся ложную клятву, что не совершал преступления. Во время возвращения греков из-под Трои Афина вызвала бурю, в которой его корабль потерпел крушение. По воле Посейдона А. был выброшен на скалу и стал похваляться, что он спасся вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол скалу трезубцем, и А. утонул. По решению оракула жители Локриды должны были в течение тысячи лет искупать его святотатство, ежегодно посылая в Трою двух девушек для служения в храме Афины.
«Б»
Ба
(егип.) — частица жизненной силы, продолжающая существовать после смерти тела. Обладание Б. приписывалось только богам и фараонам, причем одно тело могло иметь несколько Б. Считалось, что Б. обитает в гробнице умершего, но может отделяться от тела и путешествовать по миру. В загробном мире Б. имеет все физические функции человека (ест, пьет и т. п.). Изображалась в виде птицы с головой, а иногда и с руками человека. В качестве Б. богов нередко выступают их священные животные. Б. имели не только люди, но и многие города.
Баал
(зап. — семит.) — «господин, владыка» — название богов в финикийской мифологии.
Баалат
(зап. — семит.) — «госпожа, владычица» — название богини — покровительницы местности в финикийской мифологии.
Баба-яга
(слав.) — старая ведьма, живущая в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирательница людей. Вокруг избушки — забор из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Одна нога у Б.-я. костяная, глаза плохо видят. Б.-я. летает на ступе с помощью метлы. В детских сказках она похищает или подбирает потерявшихся детей и пытается изжарить их в печи, посадив на лопату. В волшебных сказках Б.-я. нередко помогает герою после того, как он сделает ей доброе дело.
Бавкида
— см. Филемон.
Бай-ху, Бо-ху
(кит.) — «белый тигр» — один из духов четырех стран света (наряду с Цин-луном, Чжу-няо, Сюань-у), покровитель Запада, где находится страна мертвых. Б.-х. часто изображали на стенах погребальных сооружений, на знаменах, которые в походах несли справа от войска (слева несли знамена с зеленым драконом Цин-луном, спереди — с Чжу-няо, сзади — с Сюань-у). Вместе с Цин-луном Б.-х. считали стражем дверей и рисовали на створках храмовых ворот. В Китае также выделяли одноименное созвездие из семи звезд.
Байцзэ, Боцзэ
(кит.) — мудрый, всезнающий и говорящий зверь. Изображался похожим на рогатого льва.
Баларама, Баладева
(др. — инд.) — старший брат Кришны. Считается аватарой Вишну или змея Шеши, на котором возлежит Вишну. В «Вишну-Пуране» говорится, что, когда землю одолели силы асуров, боги обратились к Вишну за помощью. Вишну взял два волоса — свой черный и белый змея Шеши, считающегося частью Вишну, — и сказал, что эти два волоса сойдут на землю и избавят ее от печали. Черный волос символизировал Кришну, белый — Б. Б. был зачат как седьмой сын Деваки, жены Васудевы. Тиран Канса убивал всех ее сыновей, поэтому Вишну переместил зародыш в тело Рохини, другой жены Васудевы, еще до зачатия отосланной в семью пастуха Нанды. Позже в эту же семью был подброшен Кришна, и оба брата выросли вместе. Б. участвовал во многих подвигах Кришны, в том числе в убийстве тирана Кансы. Его любимым оружием был плуг, поэтому его прозвали Халаюдха («вооруженный плугом»). Имел одну жену Ревати и двоих сыновей. После гибели ядавов, племени Кришны, умер, сидя на берегу моря у Двараки. Из его рта выполз белый змей Шеша.
Бали
(индуист.) — царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады. Благодаря своему подвижничеству победил Индру и добился власти над тремя мирами — небом, землей и подземным миром. Тогда Вишну воплотился в карлика, пришел кБ. и попросил столько пространства, сколько он сумеет отмерить тремя шагами. Не заподозрив обмана, Б. согласился. Вишну принял свой истинный облик и первым шагом покрыл все небо, а вторым всю землю. Третий шаг он сделал коротким, оставив Б. во владение часть подземного мира.
Бальдр
(сканд.) — «господин» — юный прекрасный бог, сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети, всеобщий любимец, живущий в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Согласно мифу юному Б. стали сниться зловещие сны, предвещающие угрозу его жизни. Боги собрались на совет и решили защитить Б. от опасности. Бог Один отправился в хель (царство мертвых) и узнал там у вёльвы (ведьмы-прорицательницы), что Б. суждено умереть от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и живых существ, что они не нанесут вреда Б., но забыла про омелу. Б. стал неуязвимым, и боги стали развлекаться, стреляя в него из луков. Локи, хитростью выведавший у Фригг, что омела не давала клятвы, подсунул слепому Хёду стрелу из ветки омелы. Тот выстрелил и убил Б. Боги перенесли тело Б. к морю и уложили на ладью, положили с ним его жену Нанну, умершую от горя, его коня и золотое кольцо, а затем подожгли ладью, устроив погребальный костер. Затем Хермод, брат Б., отправился в царство мертвых и попросил его владычицу отпустить Б. Та согласилась при условии, что Б. будет оплакивать все живое и неживое в мире. Заплакали все, кроме великанши Тёкк, в которую обратился Локи, и Б. остался в царстве мертвых.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифологический словарь"
Книги похожие на "Мифологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Щеглов - Мифологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Мифологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.