Фердинанд Врангель - Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю"
Описание и краткое содержание "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю" читать бесплатно онлайн.
Путешествие Ф. П. Врангеля и Ф. Ф. Матюшкина к северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, которому посвящена эта книга, совершено в 1820–1824 гг., когда русская наука и русская география переживали один из интереснейших периодов своего развития.
Рассол — так называют на северо-востоке и самую морскую воду, особенно выступившую поверх льда, и соль, оседающую поверх морского льда после подъема воды (192).
Ребра китовые — находили разнообразное применение в быту морских охотников, чукчей и эскимосов. Ими пользовались при устройстве жилища и хозяйственных сооружений для хранения нарт и байдар. При скверной санной дороге подвязывали полосы из ребер под полозья нарт (159, 189, 340); полозья из китовых ребер служили предметом обмена с американскими туземцами (176). Население пользовалось ребрами китов, добытых на охоте или так называемых выкидных, выброшенных морем на берег (267) и имело обычно некоторый запас ребер (171).
Ровдуга — см. «оленеводство».
Рыболовство — составляло основу существования многих оседлых бассейна Колымы и смежных районов (русских, якутов, ламутов, юкагиров, ительменов), другим оно служило важным подсобным промыслом (алеутам, корякам). Авторы «Путешествия» показали громадное значение рыболовства для населения и дали ряд описаний различных его сезонов — весеннего, летнего, осеннего и зимнего (140, 142–145, 156, 209, 215, 228). Из орудий и способов промысла, бытовавших на Колыме, они упоминают и частично описывают сети, невод, мережу, морду, закол. Сведения, сообщаемые ими, нуждаются в следующих пояснениях и поправках. Сети (или сетеснасти) — собирательное название самых разнообразных орудий лова, вязанных из ниток или дели. Самая крупная и эффективная снасть — невод — была распространена на Колыме лишь у русского старожильческого населения (142–143), северные народности пользовались там различными мелкими сетями, обычно небольшими по размерам и малоуловистыми. Именно в этом последнем смысле следует понимать не только термин «сети», но и слово «невод», часто встречающиеся в «Путешествии» (142, 145, 148, 156, 228, 267, 277, 288). Одним из распространенных на Колыме, как и в других районах Крайнего Севера, сетных орудий лова была мережа. Мережа состоит из двух конусообразных натянутых на обручи сетей, одна из которых вдвинута в другую. Основания конусов плотно соединены, а вершины отдалены одна от другой. Вершина внутреннего конуса имеет отверстия для попадания рыбы. Наряду с различными сетями в бассейне Колымы широко применялись различные ловушки из древесины, в частности неоднократно упоминаемая в «Путешествии» морда, снасть в виде цилиндра, оканчивающаяся конусом, сплетенная из ивовых прутьев или тонких лучинок. Врангель, как это видно, смешивает мережу и морду, называет «корзину из прутьев», то есть морду, мережей (142, 209). Наиболее эффективным орудием лова рыбы, применявшимся в период ее массового (рунного) хода, был запор (или ез), фигурирующий в «Путешествии» под названием закол (130, 215, 228, 288), или плетень (209). Описан он правильно, за исключением того обстоятельства, что ловушкою в запоре служил не невод, а морда. Нужно еще пояснить, что сельдью (или сельдяткой) называют на Колыме (130, 144) не общеизвестную морскую сельдь, а мелкого лосося (сига). Применение конского волоса для изготовления сетей (145) объясняется тем, что сетчатые орудия ломаются в сильные морозы.
Самолов — см. «охота».
Сангыях — см. «одежда».
Свесы (един.: свес) — склон, пологость, покатость (318).
Сети — см. «рыболовство».
Сетки (из лошадиных волос) — для защиты от комаров, обычно называются накомарники (275).
Силки — см. «охота».
Скребок — см. «оленеводство».
Соль — соли не потребляло большинство не только кочевых, но и оседлых народов Севера (149, 184, 314).
Сохатый — см. «охота».
Старшина — упомянутые в «Путешествии» старшины (153) якутов, юкагиров, чуванцев были обычными «князцами» (см.). У чукчей институт старшин или князцов отсутствовал и под старшинами им (178, 294) нужно понимать, видимо, главарей крупных стойбищ, наиболее крупных оленеводов («главнодомных» или «переднедомных»).
Строганина — тонко нарезанная (наструганная) замороженная свежьем рыба. Одно из наиболее популярных кушаний рыболовецкого населения на всем Крайнем Севере (124, 149, 156, 288).
Стружки — из различной древесины (березы, ивы, рябины, кедра, лиственницы) были незаменимым элементом быта почти у всех народов севера. Тонкие и мягкие, они заменяли полотенца, тряпки, пеленки, перевязочный материал. Стружками мыли и вытирали посуду, лицо и руки (отсюда и русское название их «рукотер»), перевязывали раны. На Обском севере они были даже предметом внутритуземного обмена (149).
Тарын (множ.: тарынья) — вода, разлившаяся зимою поверх льда и замерзшая (318). Общепринятое название наледь.
Темляк — см. «езда на собаках».
Торбасы — см. «одежда».
Убийство детей и стариков. Сообщение Матюшкина о существовании такого обычая у чукчей (182) не совсем отвечает действительности. Убийство детей не отмечено никем из исследователей и противоречит многочисленным сведениям о глубокой любви родителей к своим детям. То же следует сказать и об убийстве стариков. Совершенно достоверен, однако, приводимый автором факт убийства стариков по их просьбе родственниками. Этот, широко известный в этнографической литературе под названием «добровольной смерти», обычай был сильно распространен среди чукчей и наблюдался еще не так давно, в первые годы советского строительства в Чукотском округе. Состоял он, в общих чертах, в следующем. Человек, желавший умереть, сообщал об этом родственнику или другу, и этот «помощник в смерти» обязан был убить его. Применялись три способа добровольной смерти: удар ножом или копьем, удушение и выстрел из ружья. Поводы к этому желанию бывали самые разнообразные, но отнюдь не дурное отношение к старикам со стороны родственников. Это были и общие тяжелые условия жизни, и тяжкая болезнь, связанная, в частности, с физическими муками, и моральные страдания от горя, обиды и пр. Вот почему к такой смерти прибегали даже не одни старики. Обычай этот связан был с представлением чукчей о том, что насильственная смерть от чужой руки лучше кончины от болезни или старости. Обычай добровольной смерти прекрасно описан и разъяснен лучшим знатоком чукчей В. Г. Богоразом-Таном в его известной монографии «Чукчи» (т. 1. Л. 1934).
Убой — см. «езда на собаках»,
Уброд — см. «езда на собаках».
Улус — административно-территориальная единица в Якутии, состоящая из нескольких наслегов (см.) и соответствующая «уезду» центральных районов (116).
Ураса — см. «жилище».
Хорканье — храп, издаваемый оленями.
Чижи, чирки — см. «одежда».
Чувал, чул! — см. «жилище».
Шайба (в «Путешествии» сайба) — бревенчатое хранилище для запасов на высоких сваях (163, 166–168) или просто на деревьях (288–289). Матюшкин называет шайбами и «гробницы» юкагиров или омоков (225, 276). То же встречаем в «Словаре» В. Г. Богораза.
Шивера — мелкий и быстрый перекат (порог) реки (271).
Юкола — распластанная вяленая, иногда и подкопченная рыба. При пластании рыбу разрезают по длине на две части; одна из них голова с позвоночником — идет на корм собакам, другая, собственно юкола, состоит из мяса, в виде двух половин, соединенных хвостом, и предназначается для людей. Самый процесс вяления происходит на вешалах (см.) или сушилах, к которым подвешивается рыба для сушки. Таков обычный, наиболее распространенный на севере, способ приготовления юколы. Врангель описывает другой, улучшенный способ, применявшийся, видимо, русским населением, и дает два различных термина для кормовой (собачьей) и пищевой юколы. Первую он называет юхола (142, 154), вторую — едомная юкола (143, 149, 154, 156), а лучшие ее местные сорта — хахта (143). Близкое к этому описание приводит для Колымы и Богораз с соответственными терминами юкола, юхала и хачира.
Юрта — см. «жилище».
Яранга — см. «жилище».
Ясак — дань в натуральной форме — пушниной, — впоследствии в денежной, взимавшаяся с народов Севера (137, 154).
Указатели
Географические названия
Авачинская губа, 33.
Австрия, 38.
Агафон (Агафоновна), р., 205, 234, 383.
Адыча (Тустах), приток р. Яны, 124, 371.
Азия, 4, 14. 16, 31, 48–50, 55, 56, 58, 68, 75, 80, 83, 84, 97, 171, 180, 382. 387, 388, 396, 400.
Азовское море, 29.
Азорские о-ва, 12, 34, 356.
Айон, о-в (Аноян, Ойон, Юн, Сабадей), 55, 76, 167, 168, 172 282, 315, 382, 406.
Алазея. р., 47, 55, 72, 75, 97, 99, 111, 128, 129, 131, 142, 144, 154. 211, 232, 236, 237, 242, 314, 376.
Алазейские горы (хребет), 128. 129, 236, 317, 376.
Алазейское, сел. 211.
Алдан, приток р. Лены, 111, 114, 117–119, 122, 230, 363, 366, 367, 369, 371.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю"
Книги похожие на "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фердинанд Врангель - Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю"
Отзывы читателей о книге "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю", комментарии и мнения людей о произведении.