Тензин Гьяцо - Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)"
Описание и краткое содержание "Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)" читать бесплатно онлайн.
Подборка интервью, выступлений и статей Далай Ламы XIV размещенных на сайте Savetibet.ru
Версия без фотоматериалов от 07.05.2010
Подобное разделение ощущений на две больших категории влечет за собой любопытные последствия. Самое важное из них: если человеку в большей степени свойственно умиротворенное и спокойное состояние ума, то эта умиротворенность может помочь ему превозмочь телесную боль. Но если человек страдает от депрессии, беспокойства или любой другой формы эмоционального стресса, то, даже обладая телесным здоровьем и находясь в комфортных условиях, он не сможет насладиться ими в полной мере и ощутить счастье. Это доказывает, что наше состояние ума с присущими нам взглядами и эмоциями играет ключевую роль в формировании испытываемых нами счастья и страданий. Учения «ло-джонг» о преобразовании ума включают в себя ряд методов, которые могут помочь нам направить свой ум в нужное русло, дисциплинировать его и таким образом создать основу для счастья, к которому мы стремимся.
Все мы знаем о существовании тонкой связи между телесным здоровьем и покоем ума. Нам известно, например, что болезни тела влияют на состояние ума и, что, наоборот, телесное здоровье способствует более умиротворенному состоянию ума. Поскольку мы в целом признаём подобную зависимость, то многие из нас занимаются физическими упражнениями и практиками, направленными на укрепление телесного здоровья, что помогает сохранить свежесть восприятия. Существуют также определенные традиционные практики, нацеленные на развитие наших внутренних энергий. Они носят название «прана-йога», или «йога энергии ветров». В наши дни йогические практики приобретают все большую популярность в мире. И это происходит именно потому, что многие люди обнаруживают, что с помощью йоги они могут обрести в той или иной мере здоровое тело, которое, в свою очередь, подарит им «здоровый дух».
В учениях «ло-джонг» нам предлагается несколько иной подход. Основной упор здесь делается на развитии ума, которое достигается посредством преобразования нашего мировоззрения и образа мыслей.
Важно понять, что любая практика, которая действительно преобразовывает наше сердце и ум, не может быть навязана нам или вменена силой. Когда речь идет о физических упражнениях, то здесь определенное давление, напротив, может оказаться даже полезным в плане приучения нас к дисциплине. Однако внутренняя дисциплина, которая требуется для преобразования ума и сердца, не может быть навязана силой. Она должна основываться на добровольном решении. Решение это, в свою очередь, должно быть следствием признания человеком того, что одни способы действий и мыслей полезны, тогда как другие ― нет. Лишь признав этот факт, мы можем добровольно принять решение следовать духовной дисциплине. Только в этом случае избранный нами духовный путь приведет к преобразованию ума.
Отсюда вытекает, что ключом к преобразованию нашего ума и сердца является понимание способа функционирования наших мыслей и эмоций. Нам нужно научиться распознавать противоборствующие стороны наших внутренних конфликтов. Если речь идет о гневе, то мы должны осознать его разрушительную силу и в то же время понять, что среди наших мыслей и эмоций есть противоядия, которые мы можем ему противопоставить. Итак, вначале нам необходимо понять, что омрачающие мысли и эмоции носят разрушительный и негативный характер, а затем постараться усилить благие помыслы и эмоции, которые служат противоядием от них. Так постепенно нам удастся уменьшить силу гнева, ненависти и других отрицательных эмоций.
Однако, если мы принимаем решение поработать с нашим гневом и ненавистью, то недостаточно просто сделать благопожелание: «Да не проявится во мне гнев» или «Да буду я свободен от ненависти». Хотя от этого есть определенная польза, все же на одних пожеланиях далеко не уедешь. Для того чтобы ослабить гнев и взрастить противоположный ему альтруизм, необходимо на протяжении всей своей жизни прилагать всесторонние усилия для осознанного соблюдения внутренней дисциплины. Только так можно обуздать свой ум.
Чтобы понять, как проявляются в нас мысли и эмоции, необходим самоанализ. Возникновение множества мыслей и эмоций является для нас вещью совершенно естественной. Почему так происходит ― вопрос философский. Согласно буддийской философии, многие из них возникают в силу заложенных в прошлом привычек и кармы, которая формирует образ мыслей и чувств каждого индивидуума. Как бы то ни было, факт остается фактом ― в нас проявляются разные мысли и эмоции и, если их не анализировать и не укрощать, то это ведет к неслыханным проблемам, кризису, страданиям и мукам.
Вот почему нам необходимо сознательно соблюдать дисциплину, о которой мы говорили выше. Если мы хотим ослабить негативные эмоции, такие как гнев и ненависть, нам нужно взращивать их противоположность, то есть любовь и сострадание.
Но недостаточно просто признать, что это необходимо, как недостаточно просто пожелать, чтобы в нас стало больше любви и сострадания. Нужно прилагать усилия планомерно, снова и снова, чтобы взрастить в себе позитивные стороны. Важнейшим фактором здесь служит сила привычки. Природа человеческих мыслей и чувств такова, что чем чаще мы их проявляем, тем большего развития они достигают и тем сильнее становятся. Поэтому нам необходимо сознательно взращивать любовь и сострадание, чтобы эти качества набрали силу. Речь идет о том, чтобы выработать в себе привычку к благому, а это достигается с помощью медитации.
Перевод Юлии Жиронкиной
О гневе и терпении
Вопросы и ответы во время учений по шестой главе «Бодхичарья-аватры» в Аризоне, США (осень, 1993 года)
- Вы говорите, что природа человека – мягкость и сострадание…
- Да.
- Тогда откуда берется ненависть?
- Это вопрос, который требует многочасовых дискуссий. Если дать односложный ответ с буддийской точки зрения, то она безначальна. Если отвечать подробно, то буддисты верят в существование множества разных уровней сознания. Самое тонкое сознание считается основой предшествующей жизни, этой жизни и будущих жизней. Это тонкое сознание – изменчивое явление, которое является следствием определенных причин и условий. Буддисты пришли к выводу, что материя не может породить сознание. И тогда остается единственная альтернатива – признать существование непрекращающегося потока сознания. В этом основа теории реинкарнации.
Там, где есть сознание, естественным образом возникает неведение и ненависть. Эти негативные эмоции, как и позитивные, существуют с безначальных времен. Все они являются частью нашего ума. Однако все эти негативные эмоции, в действительности, основаны на неведении, у которого нет прочного фундамента. Ни одна из негативных эмоций, сколь бы мощной она ни была, не имеет под собой прочной основы. Позитивные же эмоции, например, сострадание и мудрость, обладают прочным фундаментом. Необходимость в них можно обосновать с помощью логического анализа и размышления, что совершенно невозможно в случае таких омрачающих эмоций, как ненависть и гнев.
Основополагающая природа тонкого сознания сама по себе нейтральна. Поэтому очистить или искоренить все эти негативные эмоции возможно. Базовую природу мы именуем природой Будды. Ненависть и негативные эмоции безначальны; у них нет начала, но есть конец. В этом мы убеждены.
- Как нам определить, необходимо или нет применять жесткие контрмеры, и какими они должны быть? Не могли бы вы привести пример из вашей собственной жизни – какие меры принимаете вы в ответ на геноцид тибетского народа?
Жесткие контрмеры необходимы. Ведь, если человек причиняет вам вред, и вы оставляете это без внимания, то есть опасность, что он привыкнет к подобным негативным действиям, которые в конечном итоге приведут его к падению и окажутся крайне разрушительными для него самого. Поэтому встречные меры, принятые из сострадания и заботы о другом существе, необходимы. Если вы руководствуетесь подобным пониманием, то забота о другом существе заставит вас принять встречные меры.
В своем взаимодействии с китайским правительством мы всегда стараемся избегать негативных эмоций. Мы сознательно прилагаем усилия, чтобы не идти на поводу у собственных эмоций. Если в нас возникает пусть даже слабое подобие гнева, мы намеренно анализируем состояние своего ума, стараемся избавиться от гнева и взрастить сострадание к китайцам.
Необходимость в сострадании к преступнику или агрессору несложно обосновать. Совершая преступление, преступник или агрессор оказывается на причинной стадии, то есть создает причины и условия, которые в дальнейшем приведут к нежелательным последствиям. Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то сострадание к агрессору становится вполне оправданным.
Опираясь на размышления подобного рода, мы вступаем во взаимодействие с китайской стороной. И, вы правы, это может служить примером тому, как нужно отвечать на ненависть и агрессию. В то же время мы никогда не забываем о том, что должны твердо придерживаться своих принципов и принимать жесткие встречные меры, если в том есть необходимость.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)"
Книги похожие на "Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тензин Гьяцо - Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)"
Отзывы читателей о книге "Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий)", комментарии и мнения людей о произведении.