Артём Каменистый - Время одиночек

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Время одиночек"
Описание и краткое содержание "Время одиночек" читать бесплатно онлайн.
Великие сражения древности оставили от мира немногое. На руинах расцветает новая жизнь, а старая пытается приспособиться к изменениям. Или приспособить их для себя. Кто-то действительно достиг расцвета, а кто-то уже начинает увядать. Империя слишком стара — она уже начала загнивать. На её похороны спешат слишком многие — надо успеть добраться до имперских богатств раньше конкурентов. Но не рановато ли зашевелились стервятники?
— Уймитесь: убийца всего лишь один, и не надо против него собирать целую армию. И магов не надо. Езжайте домой, оба, и соберитесь для дороги. И соберите ещё кого-нибудь покрепче, из вашей управы. Потом отправляйтесь к восточным воротам. Там вас будет ждать наш друг Иллиций. Он поведёт вас за город, по следу убийцы. Догоните убийцу и приведите его ко мне. Или принесите его тело. Всё, я больше вас не держу. Идите.
Сеул переглянулся с Дербитто — оба благоразумно промолчали. Хотелось бы, конечно, задать зайцу парочку вопросов, ну да ладно, не стоит наглеть — живыми выпустили, уже неплохо. В зал вошла та же парочка, что провожала их от входа, недвусмысленно приглашая убираться.
Уже в спину донеслись последние слова Эльалиена:
— И передайте вашему префекту, что дом Леса не забудет оскорбление, нанесённое Лесу в его городе, и если его не смоет кровь убийцы, то придётся найти для этого другую кровь.
Всё же заяц мерзкий зверь.
Глава 4
Накхи жили в степи испокон веков. Разумеется, они в этом краю были не первыми — до них здесь обитали другие народы. Но не осталось от тех народов ничего кроме курганов и черепков на месте стоянок. Племенная память пронесла сквозь века рассказы о походе в эти края и войнах с хозяевами этих земель. И по этим рассказам, хозяева эти ничем не отличались от накхов — такие же кочевники.
Жизнь кочевника проста — вся его жизнь движение. Не может кочевье оставаться на одном месте слишком долго — скотина быстро выбьет всю траву в округе, и придётся перегонять стада дальше, на новые пастбища. Степь велика, но хороших пастбищ не так уж и много. Животным нужна вода, нужна сочная, высокая трава, и местность нужна поровнее, без крутых оврагов или каменных россыпей.
Перегоны между пастбищами ведут по кратчайшему пути, если он, разумеется, удобен — своеобразные степные дороги. На таких дорогах кочевья не задерживаются — нельзя здесь долго стоять, иначе не останется травы для тех, кто может пройти здесь завтра. Дефицит пастбищ и этика переходов между ними поневоле обособляет одно племя от другого — все кочевники постоянно находятся в состоянии войны со своими соседями. Иначе нельзя — пустишь чужака на свои угодья, тот выбьет траву на перегоне, или займёт пастбище вне оговорённой очереди, и те, кто туда заявятся, не найдут корм для стада.
В районах, где плотность удобных пастбищ максимальна, на пересечении перегонов между ними неизбежно возникали постоянные становища. Это ещё не города — это нечто среднее между кочевьем и стационарным поселением. Часть народа живёт здесь постоянно, но большая часть так и кочует, наведываясь сюда время от времени. Здесь обязательно есть хоть маленькая, но крепость — защищать перекрёсток. Здесь оседают самые искусные мастера — кузнецу для работы нужна нормальная кузница, а не войлочная юрта, которую туда-сюда таскают. Здесь есть земледелие. Здесь есть зачаток рынка — проходящие кочевья выторговывают изделия ремесленников, овощи и зерно. Отсюда нити торговли протягиваются и к побережью, к товарам, недоступным в степи — соль, копчёная и сушёная морская рыба, красное вино, ткани, лекарства, украшения и многое другое.
Если в кочевьях нетерпимо относятся к чужакам, то в становищах зачастую всё иначе — с чужаками привыкли торговать, так почему бы не позволить и жить таким рядом, если это полезно накхам? Вот и оседали в становище странные люди: авантюристы всех мастей, беглецы, что-то натворившие на побережье, или просто безобидные искатели нового, явившиеся непонятно откуда.
Пусть ты даже с неба упал — если ты полезен накхам, ты сможешь жить с ними в становище.
Отец Тима упал с неба и всю свою жизнь Тим провёл здесь, в становище. Ну, если совсем быть честным, то не всю — всё же с дедом пришлось покочевать немало. С ним Тим много где побывал, и во многих передрягах. Дед суров и опытен, и внука таким же хотел сделать. Первого сумчатого медведя Тим убил в двенадцать лет. Сам убил, без посторонней помощи — палкой с петлёй и коротким копьём. Первого человека Тим убил в пятнадцать. Правда, убил не сам, но его стрелу дед торжествующе вырезал из пробитого сердца конокрада. Хотя стрел таких в трупе было несколько, но всё же стрела Тима угодила удачнее всех других.
Сегодня дед Тима, Ришак, вёл суд. Суд над чёрным человеком. И то, что чёрный человек был уже мёртв, от судебного разбирательства его не освобождало — порядок есть порядок. Жив ты или мёртв — за деяния свои ответить обязан. Убийство «не воинов» тяжкий грех, а то, что молодёжь сама нашла себе приключения, никого не волновало — чёрный человек пришёл без приглашения на землю накхов, и убил детей, не будучи врагом накхов. Дети были на своей земле, а, значит, сделав его дичью, были в своём праве — ведь пришелец не гость. Если дичь стала охотником — дичь виновна. Будь он простым оламекским головорезом, обошлись бы без суда — с оламеками война, судить оламека, это всё равно, что судить дикую собаку за скушанного зайчонка.
Собралось всё становище — народ принёс войлочные коврики, расселся на них полукольцом, как бы окружая дом Сергея-безродного. На высоком пороге дома, на стопке ковриков, сидел Ришак. Для этого случая дед оделся в лучшую одежду, из заморских тканей, лишь кожаной шапочке накхов не изменил. Голос его сегодня звучал ещё важнее, чем одежда:
— Я Ришак, из рода Ликадов, сын Ароша, что из рода Лакадов, умершего от людей с побережья солёного озера, жена моя Ниарра, её я украл из рода оламеков, выносила тринадцать детей, вырастила пятерых, умерла она сама, прямо на перегоне, на спине своего коня. Дочь моя Энеяна, жена Сергея-безродного, умерла, рожая шестого ребёнка. Муж её теперь стал Ликадом, и он сын мне приёмный. А сын его Тимур, который убил чёрного человека. Я старше Тимура. Я старше Сергея-безродного. Мой род взял жизнь чёрного человека. Но чёрный человек взял жизни Шулаков. Но Шулаки сказали, что вручают слово своё мне. Значит и судить чёрного человека буду я. Кто-то хочет сказать что-нибудь против меня?
Накхи промолчали.
— Значит быть по-моему. Тимур, скажи мне, как всё было?
— Я взял кунака Шарка на охоту. Я убил антилопу, и встретил Норга из рода Шулаков, с ним было три его кунака. Норг просил показать урочище с железной птицей, и мы поехали туда. По пути нашли след чёрного человека. Норг захотел взять его жизнь, Норгу это было очень нужно. Мне это не нужно было, и я не захотел брать жизнь. Чёрный человек убил Норга и его кунаков. Он сжёг их своей магией. Он страшный колдун, он и меня хотел сжечь. Но я сумел его победить, разбил его голову об идола на древнем кургане. Каменные идолы неподвластны магии, и колдун защититься от него не смог. Вот так всё было.
Ришак кивнул, показывая, что принял слова внука, важно произнёс:
— Кто-то хочет что-то сказать против Тимура, или узнать у него то, о чём он промолчал?
В первом ряду поднялся шаман Тейко. Это был главный и, по сути, единственный шаман становища — остальная мелочёвка не в счёт. Данный факт приятно грел душу старика — приятно сознавать свою незаменимость. Тим, ещё до того как Тейко раскрыл рот, уже знал, что он скажет.
— Ришак! Тимур твой соврал! Никто, в ком есть хоть кроха магии, не смог бы пройти рядом со становищем и остаться незамеченным! Я бы на месте Шулаков хорошо подумал, прежде чем верить явной лжи!
Ришак и ухом не повёл:
— Сядь на своё место. Может в молодости ты и был шаманом, а сейчас ты просто никчёмный старик. Сейчас я докажу это Шулакам. Гонир, встань, и ответь мне, что ты видел.
Седой воин поднялся не спеша, медленно, цедя каждое слово, заговорил:
— Тимур, сын Сергея-безродного, вернулся в становище и рассказал, что чёрный человек убил Шулаков. Я взял пятерых Ликадов и двоих Шулаков, и отправился к урочищу. И там, в урочище, вокруг железной птицы Тимур показал нам тела всех убитых Шулаков. Тела были обожжены, будто раскалённым углём. А наверху он показал нам чёрного человека. Человек был странный — таких мы ещё не видели. Я бывал на побережье, и даже там таких не помню. Странный он: странная одежда, странные вещи, и странное тело. Мы прошли по следам колдуна, чтобы узнать откуда он появился в нашей земле. И мы нашли это место — следы его начинались посреди степи. Он не порождён степью — первые его следы смяли нашу траву. Значит он упал с неба, или был рождён воздухом. Он сгусток злой магии. Он чужой колдун.
Народ загудел, переваривая страшную информацию. Ришак, не давая Тейко шанса реабилитироваться, вытащил блестящую угловатую загогулину:
— Вот смертельный жезл чёрного человека! Источник его магии! И ты, Тейко-никчёмный, не заметил ни этот жезл, ни чужую магию! Даже когда убивали Шулаков, ты этого не видел! Ты плохой шаман! Горе Ликадам: мы остались без хорошего шамана! Придётся растить новых, или кланяться другим родам!
Тейко завыл, припал к земле, задёргался в конвульсиях. На его потуги никто не обратил внимания — все взирали на Ришака. Тот, решил заканчивать суд:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Время одиночек"
Книги похожие на "Время одиночек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артём Каменистый - Время одиночек"
Отзывы читателей о книге "Время одиночек", комментарии и мнения людей о произведении.