Михаил Кордонский - Очерки неформальной социотехники
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки неформальной социотехники"
Описание и краткое содержание "Очерки неформальной социотехники" читать бесплатно онлайн.
Вот собака она обычно сидит под столом, а не на столе, или в будке, а не на дереве. А вот стул на нём сидят люди, и его тоже, как правило, задвигают за стол. Ребёнок любит изображать предмет, имитируя его свойства и помещая его в соответствующую часть пространства. Отсюда игра как ведущая деятельность, выделенная Элькониным. Например, ребёнок играет в собачку: лает из-под стола. При этом старая деятельность предметная, не исчезает полностью, а лишь отодвигается на второй план. Мы имеем дело с суперпозицией, наложением одного на другое. (Здесь зарождается и третий этап, задавая новые мотивы в поведении, но ведущими они станут только на следующем этапе.)
С пространственным освоением связаны такие явления как боязнь темноты или замкнутых пространств (часто дети боятся спать с закрытой дверью потом это проходит). И то, и другое ограничивает видимое пространство. По той же причине дети совершают свои детские подвиги, выбегая в неизведанное пространство: обежать дом, выбежав за пределы двора; залезть в какое-то немыслимое место и т. д.
6-9. Последовательность (действие)
Третьим этапом является освоение некой динамики изменения положения предмета в пространстве. Становится понятно, что предметы как-то двигаются в пространстве. Это и осваивается мышлением. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ знаковое слово периода, длящегося с 6 до 9 лет.
Ребёнок играет в песочнице: двигает игрушечным самосвалом по туннелям и мостам, предварительно созданным им в песке. Движение автомобиля в этом кайф. Играет в индейцев: «охотится» в зарослях с копьём. Играет с куклой в дочки-матери. Куклу пеленают, выводят на прогулку, кормят и т. д.
Ребёнку для такой игры не нужны соучастники. Наоборот, они могут помешать выполнять осваиваемую последовательность. Поэтому смотреть на его действа допускается, а иногда и приветствуется (здесь проявляется уже оформление мотивационной структуры, в частности, мотива самоутверждения), но вмешиваться нет.
Однажды дети старшей группы детского сада играли в пожарников. Одни стояли и держали в руках палки, изображающие пожарные шланги, «тушили огонь». Другой геройски полез спасать куклу. Когда кукла была спасена, он сказал: «Всё огонь потух!» и развернулся. Но остальные с энтузиазмом продолжали тушить «пламя»: они играли в разные сюжеты, и их никак не устраивало, что «огонь потух». Спасатель обиделся: «Вы чего? Огонь погас, я говорю!» Остальные отмахивались: отстань!
В специально устроенных для проверки гипотезы педагогических ролевых играх для детей дошкольного возраста большинство детей не могли уловить весь ход событий и взаимовлияния одних сюжетных линий на другие. Это улавливали единицы. Большинство играло «само в себя», не особенно обращая внимания на остальные сюжеты игры. Только единицы, улавливающие всю картину в целом старшие (не всегда по возрасту) дети иногда начинали верховодить, у них начинало вызревать мышление следующих этапов.
«Проба запретов» явление, хорошо известное педагогам, работающим с этой возрастной группой. Взрослый говорит: не перешагивай через эту линию, не суй сюда пальцы. И уходит. Ребёнок же, посмотрев на линию или миску с тестом, делает как раз то, что запрещалось. Потом больше нарушений нет. Ребёнку для того, чтобы понять действие, надо его совершить; это хорошо укладывается в логику «Лестницы Странников».
9-12. Общение (взаимодействие)
Следующий этап связан с взаимовлиянием последовательностей друг на друга, взаимодействием. Человеку становится понятно, что в мире существует множество последовательностей, существующих параллельно друг другу, и время от времени они пересекаются, влияя друг на друга. Это точка пересечения и ставится в центр внимания.
Резко возрастает роль контакта, общения. Слово «ОБЩЕНИЕ» часто полагают знаковым для периода 9-12 лет, и далее, в 12–15, оно сохраняет своё большое значение. У родителей и учителей вызывают беспокойство дети, у которых в этом возрасте обнаруживаются проблемы с коммуникабельностью.
Общение это следствие зоны пересечения. Если раньше общение часто было непродуктивным, то сейчас оно становится очень важным. Начинается эра групповой, контактной игры: настолки, войнушки, казаки-разбойники, салочки и т. д. Но эффект «пожарников» ещё слишком силён. Со временем, к 13–15 годам, слушать начинают больше, ценность рассказа другого возрастает, вследствие снижения значимости этого этапа. (если нет застревания инфантильности.)
Принимать сюжетообразующие решения, влиять на ситуацию в точках её бифуркации это уже характеристики следующего этапа. К 12 (и в особенности к 15) годам он набирает силу и становится ведущим, и потому дети, наиболее быстро идущие вперёд, выделяются из общего ряда, захватывая лидерство в группах. Они становятся способными руководить, направляя толпу остальных.
Понятно, что чем старше «руководитель», тем легче ему удаётся это руководство, так как младшие «руководители» часто сами склонны «сваливаться» в фон и забывать о сюжете, сливаясь с фоновой толпой. Таким образом, дети сами по себе часто не могут определить тип контактной деятельности это не их этап. Им нужен заводила, и они рады появлению подобного «руководителя», с ним интересней живётся. Среди мальчишек может стать лидером и девчонка, бойкая на заводящие идеи. Ребята в возрасте 9-12 лет легко воспринимают и привязываются к старшему вожатому, командиру отряда, обладающему подобными качествами.
Таким образом, виды внимания, требующиеся младшим детям и подросткам, очень разные. Младшим важна ласка, плюс внимание к собственной последовательности, жажда иметь слушателя, жажда внимания как таковая. Подросткам же нужны «зажигатели» их затей, а это часто совсем иной психотип.
12-15. Поступок
Знаковое слово следующего этапа «ПОСТУПОК». С точки зрения освоения действительности происходит следующее. Если раньше рассматривались предметы и их динамика-движение в пространстве, столкновение друг с другом, то теперь в центре внимания вопрос: что было причиной первоначального движения?
Камень падает в воду, и по воде начинают расходиться круги. Если раньше в центре внимания человека были эти круги, а откуда они взялись было не столь важно, то теперь в центр внимания перемещается камень. Становится интересно быть этим самым «камнем», и деятельность начинает обладать соответствующими характеристиками. Человеку важно, чтобы от него расходились «круги», неважно какие, главное научиться их вызывать!
Здесь легко скатиться и в асоциальную деятельность, так как восприятие того, что хорошо, что плохо, менее важно по сравнению с вызыванием кругов. Типа: во как забегали классно! Отсюда и сложный подростковый возраст. Отсюда же и понятие социально-значимой деятельности у Эльконина. На какую «дорожку» встанет подросток, напрямую зависит от среды педагогов (учителей не в формальном, а в жизненном смысле), в окружении которых он окажется.
Если освоить этот этап возможно в рамках позитивной деятельности, то скатывание в асоциальность не обязательно. Если же нет, то человек может начать поиск реализации своего поступка именно там, так как это гарантированно вызывает бурную реакцию окружающих.
15-18. Гипотеза (теория)
Ключевое слово следующего этапа «Гипотеза», а людей этого типа часто называют «теоретиками». Мышление человека переживает трансформацию. Становится понятным, что могут существовать разные причины действия. Не те, привычные, которые осваивались в рамках предыдущего этапа, а совсем другие. И вполне возможно, что вся динамика предметов, которые мы наблюдаем, все явления вызваны совсем другими причинами, чем казалось ранее.
Таким образом, становится возможным сменить всю картину мировосприятия, что становится интересным и новым для мышления и, в свою очередь, оказывается в центре. В этот период человек, если у него достаточно развито абстрактное мышление, склонен увлекаться новыми для себя теориями и гипотезами. Он «тащится», если встречает подобные позиции в рамках дискуссий. Вообще, дискуссионная деятельность для подобного контингента с развитой головой идёт просто на «ура!».
Важный практический и проверенный практикой вывод: старший подросток или студент в этот период способен сменить логику жизни, резко сменить привычную для себя среду. В практике неформальной педагогики это выливается в потерю большей части детского состава на рубеже 14–15 лет; например, это типично для скаутов и «крапивинских» РВО. Наоборот, другие молодёжные движения начинают набирать новых членов как раз в этом возрасте, что было ранее распространено у панков, коммунаров, футбольных фанатов, а сейчас типично для ролевиков, скинхедов и различной политической молодёжки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки неформальной социотехники"
Книги похожие на "Очерки неформальной социотехники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Кордонский - Очерки неформальной социотехники"
Отзывы читателей о книге "Очерки неформальной социотехники", комментарии и мнения людей о произведении.