В Бацалев - Тайны городов-призраков.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны городов-призраков."
Описание и краткое содержание "Тайны городов-призраков." читать бесплатно онлайн.
На примере "Дома Атона" следует отметить, что подавляющее число египтологов считают архитектуру Ахетатона не только не новаторской для своего времени, но и весьма низкого уровня. Объясняется это, скорее всего спешкой в возведении города. Ахетатон в основном был отстроен всего за два года, протяженностью он был более 10 километров, строений же в нем было возведено столько, что за 80 лет археологических раскопок учеными открыто гораздо менее половины древней столицы.
Главный дворец фараона располагался по обеим сторонам Дороги царей. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной — жилая, к последней примыкало дворцовое святилище Атона.
Обе части дворца были окружены толстыми кирпичными стенами. Соединялись они крытым мостом, перекинутым через Дорогу царей. Мост имел три пролета: средний широкий — для проезда колесниц и передвижения воинских отрядов — и два боковых — для пешеходов. В центре крытого перехода было "окно явлений" — декоративно оформленный проем, в котором фараон и его семья периодически показывались народу, раздавая награды, бросая в толпу браслеты, кольца, драгоценности.
В каждую половину дворца входили с севера. Каменные стены делили дворец на прямоугольные дворы. У каждого двора было свое название, вроде "Восход Атона", "Широкий зал Атона", "Благословение Атона" и др. Это означало, что во дворце обосновался фараон — живое воплощение бога Атона.
В одном из дворов официальной части дворца находились огромные, высеченные из грифельно-черного гранита статуи Эхнатона. Они были одинаковой величины и стояли на равном расстоянии вдоль гладкой стены светло-серого камня. Другой двор был вымощен квадратными плитами с изображениями представителей покоренных народов — ливийцев, нубийцев, жителей аравийских пустынь и других. Прохаживаясь по двору, фараон и его приближенные попирали ногами врагов Египта. Был особый двор со стелами, на которых изображались эпизоды из жизни семьи Эхнатона. Ни один двор или зал не повторялся.
К жилой части дворца тремя террасами поднимался от Нила великолепный парк с плодовыми деревьями, цветочными клумбами, прудом и многочисленными павильонами. Финиковые пальмы различных пород были высажены правильными рядами вокруг прямоугольных водоемов. Ряды пальм прерывали беседки, овитые виноградными лозами.
В парадный зал жилой части дворца можно было войти с верхней террасы парка. Здесь стояли сорок две колонны в виде пальм. Они были украшены фаянсовыми вставками — в нижней части коричневого цвета, в верхней — зеленого.
Была здесь и особая трапезная, куда могли войти только представители царской фамилии. У Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей. По именам мы знаем трех старших. Первая дочь Меритатон вышла замуж за юношу неизвестного нам происхождения Сменхкара (Эхнатон назначил его своим наследником, но Сменхкара умер почти одновременно с фараоном-реформатором). Вторая дочь Макетатон умерла в Ахетатоне при родителях. В ее гробнице сохранился удивительный по своей трагичности барельеф, на котором Эхнатон и Нефертити заламывают в отчаянии руки перед телом дочери. Третья дочь АН-хесенпаатон вышла замуж за молодого человека, тоже неизвестного нам происхождения, Тутанхатона (он же знаменитый фараон Тутанхамон). В Сменхкаре и Тутанхамоне ряд ученых видят ли§о сыновей Эхна-тона от других жен, либо его племянников. Гарем у Эхнатона был относительно небольшой. Но среди других его жен со временем выделилась некая Киа. Она оказалась счастливой соперницей Нефертити, с которой Эхнатон негласно развелся. Поскольку между фараоном и царицей оставались дружественные отношения и Киа не могла стать царицей при жизни Нефертити, то Киа была провозглашена фараоном. Женщина-фараон по своему положению стояла выше царицы, но Киа этим превосходством ни разу не воспользовалась.
Следует отметить, что большая часть Главного дворца еще не раскопана. Ученых, возможно, ждут сюрпризы.
Помимо Главного дворца в Ахетатоне были возведены еще два — Северный и Южный.
Южный дворец был предназначен для увеселений. Посреди его огромного сада был вырыт прямоугольный пруд. К середине пруда шла каменная дамба, являвшаяся причалом для прогулочных судов.
По саду были разбросаны многочисленные павильоны. В каждом павильоне хранились сосуды с определенным вином. Только в одном из них сохранился алтарь для поклонения Атону во время веселых застолий.
Северный дворец облюбовала себе царица Нефертити. Предполагают, что именно здесь поселилась она с Тутанхатоном после конфликта с мужем. Конфликт был серьезный. По косвенным данным, Нефертити до конца дней оставалась преданной культу бога Атона, Эхнатон же к концу жизни стал склоняться к компромиссу с жрецами бога Амона и других богов. Определенную роль здесь сыграла, видимо, Киа. Конфликт на религиозной почве и привел к разрыву Эхнатона с Нефертити. Северный дворец славился своим зверинцем — это один из древнейших зверинцев в истории человечества. На каждой кормушке было высечено изображение того животного, которое содержалось в данном месте. Вдоль зверинца шла прохладная каменная галерея, откуда и можно было спокойно и безопасно наблюдать за животными. Галерея была покрыта инкрустацией из кусочков фаянса и изображала нильские заросли.
Помимо зверинца в Северном дворце имелось несколько садов, небольших зданий, множество павильонов и храм бога Атона.
В разных местах ущелий восточного берега Нила вырублены гробницы видных сановников Ахетатона. Входы в них сделаны в виде портиков. Здесь захоронены верховный жрец Мерира, зодчий Пареннефер, главный врач Пенту, начальник стражи Маху, другие начальники, жрецы, зодчие и придворные. Подавляющее большинство гробниц не завершены. И это неудивительно, строительство велось столь быстрыми темпами, что зодчие разрывались на части от обилия заказчиков. К тому же придворные, чувствуя скорую перемену веры, на всякий случай построили еще одну гробницу — в Фивах. Однако многие гробницы Ахетатона представляют собой великую историческую и художественную ценность.
Каждая гробница состоит из длинного прямого коридора, в который, по идее, должны свободно проникать солнечные лучи, и одной-двух комнат. Стены всех помещений покрыты рельефами, в проходах высечены иероглифические надписи и коленопреклоненные фигурки владельца гробницы и его жены. Рельефы гробниц дают нам представление о будничной жизни Ахетатона. Но прежде всего они свидетельствуют о грандиозной революции в древнеегипетском искусстве, произошедшей во времена религиозной реформы.
До времен Эхнатона искусство в Древнем Египте было заключено в строгие рамки религиозных канонов, было под жестким контролем жрецов. Фараон считался земным богом: его можно было изображать только в строго определенных позах и гораздо больших размеров, чем окружающие его. Главным для художников было показать могущество и величие властелина Египта. Цариц изображали редко и обычно с мужем, но каноны определяли и их позы и размеры.
Эхнатон позволил художникам отбросить устаревшие нормы. Они стали изображать то, что видели, — произошел резкий поворот к реализму.
Во-первых, отошло в прошлое художническое угодничество. Даже фараона теперь показывали с его физическими недостатками, порой даже утрировали их. Эхнатон изображался с чрезмерно удлиненной головой, неестественно женственным, с тонкими руками и ногами, большим рахитичным животом.
Во-вторых, фараона и вельмож стали показывать в естественной и интимной обстановке (например, целующимися; при этом надо учитывать, что поцелуи египтян заключались в трении носами).
В-третьих, царицу Нефертити изображали равных с Эхнатоном размеров.
Однако отличительной чертой гробниц Ахетатона является то, что, если в гробницах вельмож других эпох на рельефах рассказывалась жизнь самих вельмож, то здесь главным действующим лицом были фараон и его семья, а хозяин гробницы являлся второстепенным героем изображений. Связано это прежде всего с тем, что большинство вельмож Эхнатона были выходцами из социальных низов, полностью зависели от фараона и потому чрезмерно низкопоклонствовали и льстили ему даже после своей смерти. Главным было показать, сколькими милостями фараон удостоил вельможу при жизни, в какой чести у царствующего дома он был.
Стены гробницы Хеви, главного казначея и управляющего при царице Тейе, сохранили грандиозный рельеф — семья фараона Эхнатона дает торжественный пир в честь вдовствующей царицы Тейе, матери фараона. Семья Эхнатона вкушает жареную дичь. Гробница принадлежит Хеви, но сам он изображен в уголке рельефа, вельможа оттеснен царствующей семьей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны городов-призраков."
Книги похожие на "Тайны городов-призраков." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Бацалев - Тайны городов-призраков."
Отзывы читателей о книге "Тайны городов-призраков.", комментарии и мнения людей о произведении.