Светлана Зубанова - Шпаргалка по отечественной истории
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Шпаргалка по отечественной истории"
Описание и краткое содержание "Шпаргалка по отечественной истории" читать бесплатно онлайн.
Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Отечественной истории, а остальное - дело техники.
Ни пуха, ни пера!
Светлана Геннадьевна Зубанова
Шпаргалка по Отечественной истории
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.
Исторические источники:
1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;
2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;
3) археологические находки;
4) архитектурные сооружения.
Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.
История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тысячелетию до н. э. «Венедами» их называли в своих произведениях античные историки, такие как Тацит, Плиний старший и др. Название «славяне» появилось в источниках где-то с 6 в. н. э.
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.
Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала примитивная форма демократии:
1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);
2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».
Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:
1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;
2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;
3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;
4) уличи и тиверцы поселились на юге;
5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;
6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.
Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).
3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ
На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:
1) общественное разделение труда;
2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;
3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:
1) норманнская теория;
2) антинорманнская теория.
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.
Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шпаргалка по отечественной истории"
Книги похожие на "Шпаргалка по отечественной истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Зубанова - Шпаргалка по отечественной истории"
Отзывы читателей о книге "Шпаргалка по отечественной истории", комментарии и мнения людей о произведении.