» » » » Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования


Авторские права

Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования

Здесь можно скачать бесплатно "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования
Рейтинг:
Название:
Психология развития: методы исследования
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-318-00472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология развития: методы исследования"

Описание и краткое содержание "Психология развития: методы исследования" читать бесплатно онлайн.



Трудность проведения исследования в области психологии развития — сквозная тема предлагаемой книги. Автор рассматривает ряд основных законов и принципов, которые необходимо учитывать при осуществлении собственных и оценке сторонних исследований. Это издание преследует три основные цели. Первая из них — помочь выработать навыки, необходимые для того, чтобы качественно изучать различные феномены в психологии развития, в связи с чем представлены разного рола принципы и инструкции, часть которых касается непосредственно вопросов развития, а другие относятся к психологии в целом. Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлениями научной работы в данной области. Третья цель — сформировать не только навыки критической оценки любого исследования, но и умение на его основе сделать адекватные выводы.

Эта книга адресована всем желающим углубить свои знания о проблемах и методах исследований в психологии развития: студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, психологам и психотерапевтам.






Резюме

В этой главе рассматривается воплощение абстрактного исследовательского плана в конкретную процедуру. В ней анализируются проблемы, которые могут возникнуть при работе с испытуемыми, а также способы их разрешения.

Центральным понятием данной главы является понятие стандартизации создания условий, при которых важнейшие элементы экспериментальной процедуры будут одинаковыми для всех испытуемых. Стандартизация — это аналог контроля в экспериментальном исследовательском плане. При отсутствии стандартизации процедура изменяется от испытуемого к испытуемому, возникают систематические ошибки, а результаты не поддаются однозначной интерпретации. Возможно, наилучший способ стандартизации — тщательная проработка всех практических моментов на этапе пилотажного исследования. Лучшим является тот экспериментатор, который способен быть естественным, следуя стандартам, а также, когда это необходимо, найти подход к каждому испытуемому.

Хотя проведение стандартизации желательно, некоторое отступление от стандартной процедуры неизбежно и зачастую является разумным шагом. Полная стандартизация невозможна, поскольку некоторые аспекты процедуры (например, точное время тестирования) от испытуемого к испытуемому будут изменяться. При изучении разных возрастных групп может возникнуть необходимость внести в процедуру некоторые коррективы, чтобы она соответствовала возрастным особенностям разных групп. Цель эксплоративного исследования — открытие интересных феноменов в новой области исследования, и поэтому гибкость здесь имеет большее значение, чем стандартизация. Наконец, любой неизменный аспект процедуры (например, экспериментатор, осуществляющий сбор данных) потенциально становится частью независимой переменной, и подобная сверхстандартизация может ограничить возможность генерализации полученных результатов.

Затем речь идет о некоторых конкретных факторах, негативно отражающихся на валидности. Фактор инструментария подразумевает незапланированное изменение либо физических инструментов, либо экспериментаторов и наблюдателей в ходе исследования. Это изменение приобретает особое значение, если его ошибочно принимают за результат влияния возрастных особенностей или экспериментальных условий, что может произойти в ситуации, когда все или большинство испытуемых из одной группы проходят тестирование до начала тестирования другой группы. Еще одна причина, по которой следует избегать смешения условий и порядка тестирования, — вероятность систематической ошибки при отборе: испытуемые, с готовностью соглашающиеся на участие в исследовании (или родители, быстро соглашающиеся на участие своих детей), могут определенным образом отличаться от тех, кто затягивает с ответом. Третье основание для контроля порядка тестирования — возможность эффекта внешних по отношению к исследованию событий, например, эмоционального возбуждения накануне праздника. В планах «претест-посттест» те же события могут явиться фактором искажения валидности, который называют фактором истории — изменением, обусловленным действием неконтролируемых событий, происходящих в процессе исследования.

Очень часто искажение валидности связано с реактивностью — искажающим влиянием выполнения роли объекта исследования на поведение испытуемого. Лучше других изучены две формы реактивности: поведение «идеального испытуемого», когда человек стремится вести себя так, как того желает экспериментатор; и поведение «самолюбивого испытуемого», когда человек стремится произвести благоприятное впечатление. Чаще всего для снижения вероятности реактивности используются методы, направленные на сведение к минимуму очевидности манипуляций и измерений. Тесно связана с предыдущей проблема установки на определенный ответ — склонность испытуемого отвечать заранее определенным образом, независимым от содержания задания. К установкам на определенный ответ, характерным для детей, относят «соглашательство», выбор варианта, названного последним, чередование ответов и позиционное предпочтение. Исследователь должен также исключить возможность коммуникации между испытуемыми и диффузии, при которых искажение обусловлено общением испытуемых.

Особенно коварной является ситуация, когда то, что обнаруживает исследователь, зависит от его предположений и ожиданий. Подобные эффекты предубеждений экспериментатора принимают разнообразные формы. Хотя вопрос распространенности этого феномена является спорным, возможность необъективности экспериментатора существует и потому необходимо принимать меры по ее предупреждению. Если есть возможность, нужно проводить «слепое» тестирование, с тем чтобы исключить искажающий эффект ожиданий. Важны также предварительная подготовка и периодическая проверка экспериментаторов, гарантирующие стандартное проведение процедуры исследования.

В некоторых случаях проблемы, обсуждавшиеся в главе, столь серьезны, что от испытуемого приходится отказываться. Рассматривается несколько моментов, связанных с отсевом испытуемых. Во-первых, отсев следует свести к минимуму, так как он может повлиять и на внутреннюю и на внешнюю валидностьисследования. Во-вторых, исследователь должен заранее определить критерии отказа от испытуемого и отразить в своем отчете, сколько испытуемых выбыло и по каким причинам. И наконец, испытуемых нельзя принуждать к продолжению участия в исследовании против их воли.

Упражнения

Упражнения к последующим главам этой книги содержат рекомендации по Практической работе, то есть варианты простых исследований, которые вы сможете провести с разными группами испытуемых. Выполнение этих заданий предполагает, что у вас есть возможность осуществления некоторых из этих исследований; лучше всего, если вы выберете достаточно сложную процедуру (не просто раздачу опросников) и сможете опробовать ее в разных ситуациях. Следите за своими успехами как экспериментатора, приобретая опыт инструктирования, предъявления стимульного материала и проведения исследования в целом. Возможно, вам захочется записать процедуру эксперимента на магнитофон для последующего прослушивания; полезным может оказаться и получение обратной связи от испытуемых. Учитывайте следующие моменты: строгое следование стандартному плану процедуры, естественность поведения, ясность инструкций, исключение возможности эффектов запроса или предубеждений экспериментатора.

В этой главе упоминалась книга Уэбба «Unobtrusive Measures» (Webb et al., 1981) и приводился пример применения данного подхода в психологии развития. Придумайте как можно больше собственных примеров. Если есть возможность, достаньте экземпляр книги Уэбба и сравните собственные идеи с рассматриваем ы-ми в этой книге методами и примерами.


Глава 6

Условия проведения исследования и его цели

В этой главе рассматриваются две большие темы. Первая касается обстановки, в которой проводится исследование. Большая часть того, что уже было сказано по этому поводу, отвечало на вопрос «как?» — как грамотно спланировать исследование, как провести его с минимумом проблем и систематических ошибок. Но психолога, более чем остальных ученых, должен волновать вопрос «где?», от ответа на который, в свою очередь, может зависеть ответ на вопрос «как?». Психологическое исследование в отличие от исследований в других научных областях можно проводить в разной обстановке, начиная от жестко контролируемой искусственно созданной среды лаборатории и кончая повседневными естественными условиями детского сада, игровой площадки или супермаркета. Каждый вид условий имеет свои плюсы и минусы, а также определенную степень пригодности для изучения конкретной проблематики, что, естественно, и является причиной использования разных видов условий. Эти плюсы и минусы — первая большая тема этой главы.

Вторая большая тема касается целей, на достижение которых направлены исследования в области психологии развития. Список целей потенциально может содержать столько пунктов, сколько существует исследований, имеющих самостоятельные цели. Однако в общем цели исследования делятся на две большие категории, о которых мы говорили в главе 1, обсуждая мотивы проведения исследований в области психологии развития. Мы проводим исследован ия в интересах фундаментальной пауки — для развития знаний о развитии человека; а также в прикладных целях — для улучшения жизни детей и других незащищенных групп населения. Две эти задачи отнюдь не противоречат одна другой, не изменяются и базовые методологические принципы при переходе от фундаментальных к прикладным вопросам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология развития: методы исследования"

Книги похожие на "Психология развития: методы исследования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скотт Миллер

Скотт Миллер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования"

Отзывы читателей о книге "Психология развития: методы исследования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.