» » » » Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования


Авторские права

Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования

Здесь можно скачать бесплатно "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования
Рейтинг:
Название:
Психология развития: методы исследования
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-318-00472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология развития: методы исследования"

Описание и краткое содержание "Психология развития: методы исследования" читать бесплатно онлайн.



Трудность проведения исследования в области психологии развития — сквозная тема предлагаемой книги. Автор рассматривает ряд основных законов и принципов, которые необходимо учитывать при осуществлении собственных и оценке сторонних исследований. Это издание преследует три основные цели. Первая из них — помочь выработать навыки, необходимые для того, чтобы качественно изучать различные феномены в психологии развития, в связи с чем представлены разного рола принципы и инструкции, часть которых касается непосредственно вопросов развития, а другие относятся к психологии в целом. Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлениями научной работы в данной области. Третья цель — сформировать не только навыки критической оценки любого исследования, но и умение на его основе сделать адекватные выводы.

Эта книга адресована всем желающим углубить свои знания о проблемах и методах исследований в психологии развития: студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, психологам и психотерапевтам.






выше показателей первой выборки, полученных в то время, когда испытуемые находились в 19-летнем возрасте. Этот результат свидетельствует о том, что на уровень выполнения IQ-тестов может влиять как время измерения, так и фактор когорты. Вполне вероятно, что имеют значение оба фактора.

Главная альтернатива поперечных и лонгитюдных планов — использование одного или нескольких последовательных планов, описанных в главе 3. Как отмечалось, последовательные планы представляют собой сочетание поперечных срезов, временного лага и лонгитюдного подхода. Такие исследования позволяют получить больше информации, чем исследования с применением простых методов, но они же требуют больших затрат времени и усилий. Поэтому сегодня они используются нечасто. Здесь мы рассмотрим широкомасштабное исследование, результаты которого оказались весьма значимыми — исследование .Шайе началось в 1956 году с тестирования 500 испытуемых в возрасте от 21 до 70 лет. С целью анализа данных выборка (которую я буду называть выборка 1) была разбита на 7 возрастных групп с разницей в возрасте 7 лет. Средний возраст группы самых молодых на момент первого тестирования составлял 25 лет, а средний возраст старшей группы — 67 лет. Хотя использовалось несколько методик, главной зависимой переменной были показатели РМЛ: как результаты отдельных субтестов, так и итоговые IQ

Тестирование 1956 года представляло собой исследование методом поперечных срезов, результаты которого можно найти в отчете Шайе (Schaie, 1958). Как и в других исследованиях методом поперечных срезов, в этом исследовании вырисовывалась негативная картина интеллекта в старости; из полученных данных следовало, что снижение IQ начинается примерно с момента достижения 50-летпего возраста. Однако поперечный срез явился лишь начальным этапом исследования Шайе. В 1963 году было проведено второе тестирование с привлечением двух разных выборок. Одна из них уже проходила тестирование; из прежних 500 она включала 303 испытуемых, которые в 1963 году были протестированы повторно. Теперь, естественно, возрастной диапазон этой выборки составлял от 28 до 77 лет. Вторая выборка (выборка 2) была новой; это была самостоятельная выборка с возрастным диапазоном от 21 года до 74 лет, изучавшаяся методом поперечных срезов. В нее входило 977 испытуемых. Получив данные 1963 года, Шайе с коллегами произвели ряд аналитических процедур и сравнений. Сравнение происходило в трех направлениях и охватывало практически весь период взрослости: выборка 1 в 1956 году, она же 7 лет спустя в 1963 году и выборка 2 в 1963 году. Проводилось также лонги-тюдное сравнение с временным интервалом 7 лет: в выборке 1 сопоставлялись результаты 1956 и 1963 годов. Кроме того, производилось сравнение с временным лагом, при котором сопоставлялась каждая из возрастных групп 1956 года с соответствующей возрастной группой 1963 года. /

Тестирование 1963 года, несмотря на всю его масштабность и трудность, оказалось отнюдь не последним этапом исследования. В действительности это была лишь вторая «волна» в проекте, который на сегодня включает в себя 6 отдельных «волн», или периодов сбора данных. Шайе с коллегами продолжают сбор данных с 7-летними интервалами, последнее тестирование происходило в 1991 году. Общая стратегия на каждой фазе тестирования осталась неизменной с 1963 года — года первого ретеста. Во-первых, в каждую волну сбора данных в рамках лонгитюдного анализа осуществляется попытка повторного тестирования как можно большего количества участников предыдущих обследований.


Таблица 13.4 Схема последовательного исследования Шайе: средний возраст и объем выборки на каждом этапе тестирования

Время тестирования 1956 1963 1970 1977 1984 1991 Выборка 1 25-67 (JV-500) 32-74 (N - 303) второй тест 39-81 (ЛГ- 162) третий тест 46-88 (АГ- 130) четвертый тест 53-90 (N = 97) пятый тест 60-95 (Л'=71) шестой гест первый тест Выборка 2 25-74 (N - 997 первый тест 32-81 (N = 420) второй тест 39-88 (N = 337) третий тест 46-95 (N = 225) четвертый тест 53-95 (JV- 161) ПЯТЫЙ тест Выборка 3 25-81 (N = 705) первый тест 32-88 (Л' = 340) второй тест 39-95 (N = 223) 46-95 (JV- 175) третий тест четвертый тест Выборка 4 25-81 (N = 609) первый 32-88 (N = 295) 39-95 (N = 201) тест второй тест третий тест Выборка 25-81 (N - 629) первый тест 32-88 (N= A28) 5- второй тест Выборка 6 25-81 (JV = 693) первый тест

Как и следовало ожидать, с увеличением числа интервалов между обследованиями и возраста участников для повторного тестирования удается привлечь все меньше испытуемых; к 1991 году удалось привлечь лишь 71 испытуемого из исходной группы, состоявшей из 500 человек. Тем не менее лонгитюдные данные за 35-летний период даже части выборки — большая редкость и являются ценным источником информации. Во-вторых, в каждую волну тестирования включалась дополнительная выборка, позволяющая провести поперечный срез с группами испытуемых в возрасте от 20 до 80 лет. В 1991 году, к примеру, было привлечено 693 новых испытуемых, что увеличило число участников проекта до более чем 5000 человек.

Схема проведения этого весьма сложного исследования могла бы помочь разобраться в его подробностях. Такая схема представлена в табл. 13.4. В ней можно выделить ряд возможностей для поперечных, лонгитюдиых сравнений и сравнений с временным лагом. Сопоставление этой таблицы с рис. 3.2 и 3.3 поможет увидеть отдельные формы последовательного анализа, включенные в общий план

исследования. Любая пара строк таблицы, к примеру, представляет собой основу для плана последовательности когорт — то есть двух накладывающихся друг на друга лонгитюдных исследований, в которых в качестве независимых переменных рассматриваются возраст и когорта.

Каковы были результаты этого удивительного по своим масштабам исследования? Значительную часть результатов, полученных в исследовании Шайе, мы уже рассматривали, поскольку они легли в основу выводов об IQ и старении, приведенных выше. Один из результатов, не вызывающих сомнений, к примеру, касается различия между паттернами изменения разных навыков, оцениваемых РМА. По словам Шайе (Schaie, 1994, р. 306), «несуществует какого-то единого паттерна возрастных изменений интеллектуальных навыков»; некоторые навыки остаются сохранными или с возрастом даже улучшаются, тогда как другие в разной степени и начиная с разных моментов жизненного пути ухудшаются. Еще один результат был получен при сопоставлении данных, полученных методом поперечных срезов и лонгитюдным методом. Как явствует из табл. 13.4, сравнение любых возрастных групп (скажем, 60-летних и 74-летних) производится множество раз, как в рамках поперечного среза, так и в лонгитюде; при этом в первом случае неизменно обнаруживаются большие возрастные различия, чем в последнем. Третий вывод связан с предыдущим: когорта играет существенную роль при оценке многих навыков — несомненно, большую, чем считалось до исследования Шайе. Хотя результаты сравнения когорт обычно свидетельствуют в пользу младших поколений, интересно отметить, что были и исключения. Результаты по ряду субтестов, к примеру, достигали максимума у когорты 1924 года рождения, а затем неуклонно снижались.

Нет необходимости подчеркивать, что мы привели лишь часть результатов, полученных в этом широкомасштабном исследовании (в действительности, ряд зависимых переменных и соответствующих теоретических вопросов мы даже не упоминали). Не в полном объеме рассмотрены и сложности анализа последовательных исследовательских планов, которые влекут за собой ряд противоречий и сомнений в отношении того, что же именно показало исследование Шайе. Обсуждение этих вопросов можно найти в приведенной выше литературе (см. также Donaldson & Horn, 1992; Salthause, 1991; Hertzog, 1996; Hertzog & Dixon, 1996).

Имея представления об общих вопросах, перейдем к специфическим темам исследования старения. IQ, конечно же, одна из таких тем. Ниже мы рассмотрим еще один подход к изучению когнитивной сферы в пожилом возрасте, после чего перейдем к обсуждению методов изучения личности и социального развития.

Память


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология развития: методы исследования"

Книги похожие на "Психология развития: методы исследования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скотт Миллер

Скотт Миллер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования"

Отзывы читателей о книге "Психология развития: методы исследования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.