Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"
Описание и краткое содержание "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать бесплатно онлайн.
В книге собран экологический лесной фольклор различных времен, стран и народов, посвященный отдельным деревьям и священным рощам.
Нимфу Питис любили и Пан и Борей. Она же отвечала взаимностью первому, тогда последний, в припадке ревности, сдул ее со скалы, и на этом месте возникла сосна, ставшая любимым деревом Пана. Об этом профессор Макс Мюллер говорит следующее: «Везде в Греции, там, где морской берег, покрытый сосновыми лесами, подобно побережью Дорсет, любой греческий поэт, способный услышать сладкий и жалобный разговор ветра с трепещущими соснами и увидеть разрушения, причиненные свирепым северо-восточным ветром, рассказывал детям о чудесах леса, и о бедной Питис, сосновом дереве, оплакиваемом мягким ветром Пана, и снесенным ревнивым Бореем, северным ветром».
Сосновое дерево иногда называлось деревом Кибелы. Эта богиня, известная также под именем Реи, была сильно влюблена во фригийского пастуха по имени Атис. Она взяла с него обет жить в целомудрии, но он нарушил этот обет любовными приключениями с нимфой по имени Сангарис. Под влиянием угрызений совести он попытался покончить с собой, и Кибела превратила его в сосну, которую она впоследствии лелеяла, оплакивая в ее тени своего неверного любимого. Юпитер, чтобы сделать ей приятное, постановил, что сосна будет всегда вечнозеленой. Овидий об этой легенде говорит следующее:
По-прежнему Рее сосна признательна,
Атиса по-прежнему она любит,
который, будучи еще человеком,
согревал ее сердце,
и сейчас, лелеянный, в сосну превращен (Porteous, 1928).
В одной румынской песне говорится о двух любовниках, умерших от любви и похороненных в одной и той же могиле. Один из них стал сосной, а другая — винной лозой, и они продолжали обнимать друг друга.
Сервий говорит о древней легенде, касающейся происхождения миндального дерева. Красивая фракийская царица Филлида влюбилась в Демофонта, сына Тесея и Федры и вышла за него замуж. Демофонта вскоре после его женитьбы вызвали в Афины по причине смерти его отца. Обещав своей жене вскоре вернуться, он этого не сделал, и Филлида, погибая от его явного пренебрежения, превратилась в миндальное дерево, которое греки назвали Филлой. Спустя некоторое время Демофонт вернулся и, узнав о судьбе Филлиды, он подбежал к дереву и обнял его со слезами раскаяния. В этот момент дерево внезапно зацвело и покрылось листьями, что было свидетельством того, что любовь Филлиды осталась неизменной.
Другой миф повествует о том, что когда Ио, дочь короля Мидаса, потеряла своего любимца Атиса, то произошло чудо и из его крови появились фиалки, а из тела выросло миндальное дерево, плоды которого, как символ печали, горьки.
Происхождение миртового дерева объясняют следующим образом. Мирта была дочерью Синираса. Однажды она оскорбила Афродиту, которая в отместку внушила ей любовь к собственному отцу, которого она соблазнила, обставив все так, что он не знал, с кем совершает прелюбодеяние. Когда Синирас узнал о сотворенном, он, возымев желание убить Мирту, погнался за ней с мечом в руке. Он почти настиг ее, но она взмолилась богам, чтобы они сделали ее невидимой. Те, сжалившись над ней, превратили ее в миртовое дерево, а ее слезы стали превращаться в пахучую смолу.
И до сих пор она рыдает,
но не роняет слезы зря, ибо в ценных каплях
ее имя продолжает сохраняться (Porteous, 1928).
От этого дерева спустя некоторое время родился Адонис.
Дафна была дочерью речного бога Пенея. Она любила охоту и презирала любовь. Однако Аполлон, увидев ее, сильно в нее влюбился. Дафна стала убегать от него, а он, применяя все свои возможности, стал ее нагонять. Когда она достигла берегов реки ее отца, она простерла свои руки и стала умолять его о защите. Отец покрыл ее корой и листьями, и постепенно она превратилась в лавровое дерево. Согласно легенде, она продолжала говорить до тех пор, пока кора не закрыла ей рот, и Аполлон, подойдя, обнял дерево и дал обет, что впредь это будет его любимым деревом.
Лотосовое дерево некогда было дочерью Нептуна, называвшейся Лотос, которая, преследуемая Приапом, просила богов о помощи, и была превращена в дерево, носящее ее имя. В легенде также говорится о том, что однажды Дриопа, проходя мимо этого дерева со своей сестрой Иолой, сорвала один плод и тут же была превращена во второе лотосовое дерево. Овидий передает рассказ Иолы о судьбе своей сестры Алкмене следующим образом:
Но Ло! Я видел (поскольку я рядом стоял)
Как истекали кровью смятые цветы,
На дерево я испуганно глядел,
Дерево, потрясенное внезапным ужасом,
Нимфа Лотос (если природное сказание правдиво),
Скрываясь от похоти бесстыжего Приапа,
Изменила свой лик, и застыв здесь,
Стояла цветущим растением, до сих пор несущим ее имя,
Не зная, что бы это значило, пораженная увиденным,
Моя дрожащая сестра пыталась бег продолжить,
Сперва взмолившись и жалость испросив
У распаленного лесного божества,
Но попытавшись ступить назад, она узрела,
Что ее негнущиеся ноги корнями приросли к земле (Porteous, 1928).
Происхождение ольхи и ивы по легенде такое:
Серебряные ручьи меланхоличной тени Ольхи и Ивы
Навеки связаны с водой,
А прежде (как легенда говорит),
Были они двумя бедными людьми, жившими рыбалкой,
Пока однажды пир Пэйла не состоялся,
На котором набожным весельем радовался город весь,
Лишь эта пара обряды здешние презрела
И занималась своим обычным делом,
Пока их преступление не было наказано богиней:
Когда они на берегу стояли глядя на воду,
Сердитая богиня пригвоздила их к этому месту,
Преобразив их в назидание
За их оскорбительное занятие.
И орошенные щедрым потоком, они пустили корни
И ветвистыми деревьями стали,
И все же листья их бледны, и как бы сознают, как они упали,
О чем квакающие лягушки зло судачат (Porteous, 1928).
Создание фигового дерева приписывается Бахусу, которого иногда можно видеть с его листьями на голове, и часто первые фиги сезона предлагаются именно ему. Однако, есть два мифа, согласно которым фиги произошли по-другому: по одному мифу Сисей, преследуемый Зевсом, был превращен Реей в фиговое дерево; и согласно другому, фиговое дерево явилось результатом любви Оксилы к Гамадриаде.
Дион, царь Лаконии, однажды оказал Аполлону гостеприимство, и в качестве награды за это его три дочери обрели дар предвидения, при том условии, что они никогда не злоупотребят им, и не будут вмешиваться не в свои дела. Самая младшая дочь Карна нарушила это условие. Ее же сестры приревновали к Бахусу, который был в нее влюблен, поэтому бог превратил их в камни, а Карна сама себя превратила в Орешник. В связи с этим древние считали, что орех способствовал силам любви. Согласно древнегреческой легенде о происхождении ладанового дерева, Клития, дочь Океана, была любовницей солнца-бога, но он покинул ее ради Левкотеи, дочери Орхамуса, короля востока. Бог посетил ее под видом ее матери, и Клития, пылая от ревности, выдала ее Орхамусу; Орхамус, не помня себя от ярости, похоронил ее заживо, и затем бог превратил ее в благовонное дерево, ладан. Печальная же Клития стала подсолнухом.
В популярной болгарской песне несчастный любовник жалуется следующим образом: «Я стал зеленым кленом, ты, возле меня, изящной елью, и пришли лесорубы со своими острыми топорами, они срубили зеленый клен, затем изящную ель, разрубили они их на белые доски, сделают из них кровати, положат нас друг возле друга, и таким образом, мы будем вместе».
Говорят, что китаец Ханпанг, который был секретарем короля Канга в период Сунгов, имел молодую и красивую жену Хо, нежно им любимую. Король, захотев обладать ею, бросил ее мужа в тюрьму, где он умер от печали. Его жена, чтобы избежать преследований короля, бросилась с высокой террасы. В ее поясе нашли письмо королю, в котором она в качестве последней привилегии просила похоронить ее в одной могиле с супругом. Но король был неумолим и приказал похоронить их отдельно. Однако воля небес вскоре дала событиям иной ход. За ночь из двух могил выросли два кедра, и через десять дней они смогли схлестнуться своими ветвями и корнями, хотя они и не стояли близко друг к другу. С тех пор люди эти кедры назвали «Деревьями преданной любви».
Одна скифская девушка, желая узнать свою судьбу, обратилась к ведунам, которые сказали ей, что однажды она будет носить корону. Это настолько ее окрылило, что она пала легкой жертвой Бахуса, обещавшего ей за любовь и ласку дать корону. Однако скоро она ему надоела, зачахла от тоски и умерла. Раскаивающийся бог превратил ее в гранатовое дерево и, сдерживая свое обещание, поместил на гранатовый плод корону в виде венчика на его вершине. Королева Анна Австрийская сделала Гранат своим гербом, а своим лозунгом следующую надпись: «Моя ценность не в короне».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"
Книги похожие на "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Борейко - Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи"
Отзывы читателей о книге "Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи", комментарии и мнения людей о произведении.