Всеволод Авдиев - История Древнего Востока

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Древнего Востока"
Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.
История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную восточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества — проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.
Колонизация
Финикийцы основывают целый ряд колоний во всем бассейне Средиземного моря. Ещё в XVI в. до н. э. финикийская колонизация охватывает не только остров Кипр и часть южного побережья Малой Азии, но весь район Эгейского моря. Финикийцы выбирали для своих торговых факторий острова, расположенные близко около берега, местности, лежащие на скрещении важных торговых и военных путей, обладающие естественными богатствами и хорошо защищенные в географическом отношении. Финикийцы вслед за Кипром колонизуют Родос, отдельные острова в группе Киклад и Спорад, богатый золотом Фа сое, Самофракшо и, может быть, даже проникают через Геллеспонт и Босфор в Чёрное море, достигая северных берегов Малой Азии; финикийская торговля проникала далее в области и города Малой Азии и материковой Греции. Раскопки в Трое, в Микенах и в Тиринфе обнаружили ряд типично финикийских предметов. Эта широко развитая морская торговля и колонизация, проводившаяся в пределах восточного Средиземноморья, осуществлялась главным образом сидонскими торговцами.
Крупнейший финикийский торговый город Тир вёл обширную торговлю в западной части Средиземноморья, где выходцы из Тира основали большое количество колоний. Финикийцы строили эти колонии главным образом на островах и берегах западного Средиземноморья, постепенно продвигаясь по морскому пути, ведшему от берегов Финикии к берегам Иберии, главным образом к Тартессу. Этот путь вёл через Сицилию, Мальту, Пантеллерию к древнему городу Гадер (латинскому Гадесу, современному Кадису), основанному финикийцами на острове около устья реки Гвадалквивира, главной реки Турдитании. На острове Сицилии финикийцы основали город «Рош-Мелькарт» («Голова Мелькарта», главного бога Тира). Город Каралис (Кальяри) на острове Сардинии также считался финикийской колонией. Явными следами финикийского влияния являются каменные гробницы в форме усечённого конуса, сохранившиеся в Сардинии. Двигаясь на запад, финикийцы колонизовали некоторые части северной Аф рики, построив здесь ряд своих торговых факторий и городов, среди которых особенно выдвинулся Карфаген, возможно существовавший уже в первой половине I тысячелетия до н. э. В VI–V вв. до н. э. Карфаген объединил вокруг себя целый ряд других финикийских колоний западного Средиземноморья, образовав крупное и могущественное рабовладельческое государство. Самыми далёкими на западе форпостами финикийской торговли были финикийские поселения на западном берегу Африки: Тингио (Танджа, Танжер), Целис (Азила) и др. Далее на юг находилось, по позднейшим, может быть преувеличенным преданиям, 300 древних финикийских поселений, основанных жителями Тира и расположенных на протяжении 30 дней пути. Яркую картину широкого размаха финикийской морской торговли и колонизации даёт «Перипл Ганнона карфагенянина», текст которого заимствован из официального документа, находившегося в храме бога Эля в Карфагене. В этом «Перипле», текст которого относится к VI в. до н. э., приводится указ о путешествии, а также описание путешествия Ганнона вокруг Африки. Судя по этому описанию, Ганнон выплыл в океан через Геракловы Столбы (Гибралтарский пролив). Флот Ганнона состоял из шестидесяти 50-вёсельных кораблей и имел на борту 30 тыс. мужчин и женщин. Результатом этой крупнейшей финикийской экспедиции было обследование западноафриканских берегов, основание здесь новых городов и храмов. О высоком развитии финикийского мореходства свидетельствует и замечательное путешествие вокруг Африки, которое было предпринято финикийскими мореходами по приказанию египетского фараона Нехо II. Сохранились очень неопределённые сведения о морских поездках финикийцев вдоль западного берега Пиренейского полуострова на север. Однако эти данные требуют дальнейших подтверждений. Олово и янтарь финикийцы получали, очевидно, главным образом при помощи транзитной торговли из Британии.
Вотивный памятник из Карфагена с изображением богини Танит
Финикийцы проникли и в восточные страны. На рынках Тира продавались товары, привезённые из Армении. В Месопотамии на Евфрате финикийцы основали свою колонию — город Эддану. Сирия и Палестина снабжали Финикию сырьём, различными товарами, а также рабочей силой. Из Аравии финикийцы получали пряности. Целый ряд колоний финикийцы основали в Египте, с которым их соединяли стародавние торговые и культурные связи.
Таким образом, финикийская торговля и финикийская колонизация достигают в XVI–XII и особенно в X–IX вв. до н. э. огромного размаха. Финикийская колонизация в значительной степени предшествует древнегреческой колонизации. Очевидно, грекам пришлось в течение некоторого времени вести довольно упорную борьбу с финикийскими торговцами.
Рабовладельческое хозяйство, о котором в источниках сохранилось мало данных, тесно связанное с заморской торговлей и ростовщичеством, достигло в крупных городах Финикии высокого развития в VII–VI вв. до н. э. Острые классовые противоречия должны были неминуемо вызвать волну народных восстаний. Античная традиция сохранила позднее воспоминание о большом восстании рабов в Тире. Как сообщает Юстин, восставшие рабы перебили всех свободных мужчин, а женщин взяли себе в жёны, поставив над собой царём единственного уцелевшего свободного по имени Стратон.
Тиро-Сидонское царство, достигшее своего высшего расцвета в IX в. до н. э., просуществовало недолго, встретив грозного врага в лице окрепшей ассирийской военной державы. Однако Тир и Сидон, крупнейшие города Финикии, оказывали длительное сопротивление ассирийским царям, пытавшимся завладеть финикийским побережьем. Только Асархаддону (VII в. до н. э.) удалось окончательно разгромить эти могущественные финикийские города и присоединить Финикию к Ассирийскому царству.
Культура
Крупнейшим достижением финикийской культуры является алфавитная система письменности, которая появилась в Финикии в XIII в. до н. э. Значительное развитие торговли требовало появление такой простейшей системы письменности, которая позволяла бы самым быстрым образом составлять деловые документы. Именно поэтому алфавит, эта наиболее простая и удобная система письменности появилась в Финикии, где столь высокого развития достигла торговля. При создании своей алфавитной системы финикийцы использовали богатое культурное наследие древнего Вавилона и древнего Египта. Элементы алфавитной письменности в виде отдельных алфавитных знаков существовали уже в вавилонской клинописи, которая за 2000 лет до н. э. проникает в северную Сирию. Там вавилонская клинопись подверглась значительному упрощению, и на её основе возникла северносирийская алфавитная клинопись, состоящая из 30 алфавитных знаков. При помощи этой алфавитной клинописи были написаны многочисленные надписи, найденные в Рас-Шамра.
Но значительно большее влияние на возникновение собственно финикийского алфавита оказала египетская гиероглифическая письменность, в которой существовало 24 алфавитных знака, служивших для обозначения согласных звуков. Египетские гиероглифические надписи были найдены в развалинах Библа, причём в некоторых из этих надписей отдельные гиероглифы уже получили на финикийской почве иное значение. Особая переходная система от египетской гиероглифики к финикийской письменности была обнаружена на Синайском полуострове, где в развалинах египетского храма около медных рудников Серабит-эль-Хадим были найдены надписи, состоявшие из 25 курсивных знаков, среди которых 8 знаков занимают среднее положение между египетскими гиероглифами и финикийскими знаками. Так, возможно, что на почве постепенного использования элементов алфавита, вавилонской клинописи и египетской гиероглифики возник уже более усовершенствованный финикийский алфавит, состоявший из 22 алфавитных знаков, служивших для обозначения одних лишь согласных звуков. Преимуществом финикийского алфавита является наличие в нём одних лишь алфавитных знаков. Финикийский алфавит имел огромное историческое значение. Из финикийского алфавита впоследствии возник древнегреческий алфавит. Таким образом, финикийский алфавит лежит в основе большого количества более поздних систем письменности.
Финикийский алфавит но сравнению с древнееврейским, синайским, египетским и древнегреческим
Финикийская надпись из храма Эшмуна
Древнейшая религия племён Финикии и Сирии восходит к древним общинно-земледельческим культам. В мифологических поэмах из Рас-Шамра описываются древние священные обряды поливки ячменя, запряжки осла и жеребца и посадки виноградной лозы. Бог Мот изображается в образе «зрелого колоса», падающего в конце лета под серпом богини Анат. Особенно важное место в религиозных представлениях древних финикийцев занимал образ умирающего и воскресающего бога природы Ваала и его сына Алийяна, миф и культ которого наглядно объясняли людям в религиозно-поэтической форме «таинственный смысл» смены времён года. Эти религиозные представления нашли своё яркое отражение в мифологических поэмах, тексты которых были найдены при раскопках в Рас-Шамра. В поэме о «Ваале и Алий-яне» рассказывается о том, что для бога Ваала воздвигается роскошный храм, в котором Ваал провозглашает свою победу над богом смерти Мотом. Однако смерть настигает бога Ваала, и он вместе со своим сыном принуждён спуститься в загробный мир. Далее описываются заупокойные обряды, которые совершаются в честь умерших богов, борьба богини плодородия Анат с богом смерти Мотом, поиски умерших богов, конечная победа Ваала над Мотом и воскресение Ваала. Этот древний миф и культ бога умирающей и воскресающей, природы лёг в основу позднейшего культа бога Адониса, который получил впоследствии столь широкое распространение в Сирии и Финикии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Древнего Востока"
Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Авдиев - История Древнего Востока"
Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.