Наталья Будур - Инквизиция: Гении и злодеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Инквизиция: Гении и злодеи"
Описание и краткое содержание "Инквизиция: Гении и злодеи" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются наиболее интересные и спорные, с точки зрения автора, «этапы» в истории инквизиции — в том числе, разгром Ордена тамплиеров, дело Жиля ле Рэ и альбигойские войны.
Тем временем папа Павел IV и король Филипп II разжигали остывшее было рвение инквизиторов. В папской булле от 1558 года предписывалось преследовать еретиков, «кто бы они не были, герцоги, князья, короли или императоры». Королевским эдиктом от того же года приговаривались к сожжению на костре все, кто будет продавать, покупать или читать запрещенные книги.
Даже сам Карл V, уже ушедший в монастырь, накануне смерти нашел в себе силы прервать молчание с тем, чтобы рекомендовать бдительность и требовать применения самых крутых мер. Он угрожал встать из своей добровольной преждевременной могилы, чтобы лично принять участие в борьбе со злом.
Инквизиции вняла призывам своих руководителей и был назначен день истребления протестантов, но до последней минуты план держался в тайне. В один и тот же день, в Севилье, в Вальядолиде и в других городах Испании, в которые проникла ересь, все заподозренные в лютеранстве были захвачены. В одной Севилье восемьсот человек было арестовано в один день. Помещений в тюрьмах не хватило, арестованных пришлось помещать в монастырях и даже в частных домах. Многие оставшиеся на свободе пожелали сами предаться в руки трибунала, чтобы заслужить снисхождение. Ибо было понятно, что инквизиция в очередной раз одержала победу.
Подобная же кровавая расправа с гугенотами-протестантами был учинена католиками несколько лет спустя во Франции в Париже с ночь на 24 августа 1572 года, когда отмечался праздник святого Варфоломея. По имени этого святого истребление гугенотов получило название Варфоломеевской ночи. Организаторами Варфоломеевской ночи стали королева-мать Екатерина Медичи и руководители католической партии Гизы. Они хотели уничтожить главарей протестантов и использовали для этого удобный предлог — свадьбу лидера протестантов Генриха Наваррского, на которую съехались многие его сподвижники. В ту ночь было убито около 30 000 человек!
Но вернемся в Испанию. В период с 1560 по 1570 год было устроено минимум по одному аутодафе ежегодно в каждой из двенадцати провинций Испании, находившихся в ведении инквизиции, т. е., всего не менее ста двадцати аутодафе исключительно для протестантов. Таким образом Испания избавилась от тлетворной ереси Лютера.
Однако, хотя протестантизм и был выжжен каленым железом, в XVI веке появилась оппозиция католицизму — прежде всего, движение так называемых «иллюминатов» — «просвещенных». Они искренне считали себя истинными католиками, но стремились утвердить приоритет личности в познании Бога. Официальной католической Церкви, которая отрицала малейшее значение личности в истории и религии, новая доктрина не понравилась — и в 1524 году большинство «иллюминатов» было сожжено на костре.
Гораздо большее распространение в Испании получили идеи Эразма Роттердамского, выдающегося деятеля Северного Возрождения, гуманиста, мыслителя и писателя. Будучи католиком, он осуждал алчность, распущенность и необразованность большинства католических священников и требовал возвращения к простоте ранней христианской Церкви — то есть требовал отказа от пышного культа, богатого украшения церквей, призвал к истинно добродетельной жизни, основанной на идеалах милосердия и сострадания. Но почти всех последователей Эразма в Испании ждал костер.
Произведения самого Эразма были в Испании под строгим запретом. Книги и Эразма, и других великих писателей подвергались строгой цензуре инквизиции. Даже знаменитого испанского драматурга Лопе де Вегу (1562–1635) «ревнители веры» не оставляли без внимания, и его пьесы не раз подвергались кройке инквизиторскими ножницами, а иногда и вообще снимались с подмостков театров.
Контроль осуществлялся католической Церковью почти во всех областях искусства — в том числе и в живописи. Церковь была основным заказчиком произведений искусства. И одновременно ею же вводились запреты на некоторые сюжеты и тема. Так, было запрещено изображение обнаженного человеческого тела — кроме изображения Иисуса Христа на кресте и херувимов. От преследования инквизиции не спасал и талант — так, когда великий художник Веласкес изобразил обнаженную Венеру, его спас от «ревнителей веры» лишь сам король Испании, который ценил Веласкеса как прекрасного портретиста. А вот у не менее великого и известного Франциско Гойя не оказалось столь могущественного покровителя — ему после написания картины «Нагая маха», которая сейчас известна каждого образованному человеку, пришлось отправиться в эмиграцию во Францию. Только так Гойе удалось избежать гнева инквизиции. И случилось это — подумать только! — не в темное и мрачное Средневековье, а в 1812 году!
Да-да, инквизиция в Испании свирепствовала еще и в XIX веке, продолжая истреблять людей. На протяжении многих веков она господствовала в Испании, осуществляя свое правление по единой схеме «донос — следствие — пытки — тюрьма — приговор — аутодафе». Сменялись века, начинались и заканчивались войны, открывались новые земли, писались книги и картины, люди рождались и умирали, а инквизиция все правила свой кровавый бал католической веры.
Общий итог жертв инквизиции в Испании за период времени с 1481 по 1826 год составляет около 350 000 человек, не считая тех, кто был приговорен к тюремному заключению, к каторжным работам и к изгнанию.
Но в последние 60 лет своего существования инквизиция осуществляла преимущественно цензуру, так что Гойю вряд ли отправили бы на костер, хотя, как и многим другим деятелям культуры того времени ему грозила кратковременная ссылка в католический монастырь, высылка из крупных городов в провинцию или многодневное церковное покаяние.
Агония инквизиции
Смерть пришла к инквизиции во многом благодаря Наполеону, который в 1808 году в результате интриг и военных действий добился воцарения в Испании своего брата Жозефа. На стороне Наполеона оказались не только чиновники, аристократия и духовенство, недовольное гнетом инквизиции, но и многие деятели испанской культуры, которые преклонялись перед французской литературой и искусством Просвещения.
4 декабря 1808 года через несколько месяцев после прибытия в Мадрид новый испанский король опубликовал указ об упразднении инквизиции, конфискации ее имущества и уничтожении архивов. В 1809 году роскошный мадридский дворец инквизиции был взят штурмом и разграблен отрядом польских уланов, служивших во французских войсках. Тем не менее дальше этого захвата дело не пошло — в провинциях Испании сражались патриоты, которые боролись за освобождение своей Родины от французских оккупантов под знаменами «святой религии». Поэтому когда в освобожденную от французов страну в 1814 году вернулся король Испании Фердинанд VII, его немедленно прозвали «Желанным». Но желанным монарх оказался злобным и не очень умным. В том же году он отменил принятые ранее законы и конституцию 1812 года недействительными и восстановил инквизицию.
Но вновь обретшая власть инквизиция не могла уже вернуть утраченных позиций — слишком сильным оказался нанесенный ей удар.
В первый день 1820 года испанский офицер Рафаэль дель Риего поднял восстание экспедиционного корпуса, который отправлялся для подавления национально-освободительного движения в испанских колониях. Через несколько месяцев он во главе восставших был уже в Мадриде. Король испугался и восстановил конституцию, а инквизицию отменил.
Революция победила, и ее руководители оставались у власти на протяжении трех лет. Но в 1823 году по решению Священного союза, созданного за несколько лет до этого главами России, Франции и Австрии, в Испанию вступили французские оккупационные войска и победили революцию. Риего был повешен, инквизиция восстановлена, на престол воссел в очередной раз Фердинанд.
Инквизиция, которую то упраздняли, то вновь учреждали, стала действовать в Испании намного осторожнее, но в 1826 году «не сдержалась» и потребовала крови очередной своей жертвы. Ею стал Каетано Риполь. В молодости он был священником, но после вступления в страну войска Наполеона, отказался сана и стал сражаться против оккупантов. Он попал в плен, был этапирован во Францию, где повел долгие годы. Именно в плену он и увлекся просветительскими идеями французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.
После возвращения в Испанию Риполь начал работать учителем, используя в своей работе новые методы воспитания детей, которых прочитал в книгу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». В частности, он проповедовал скептическое отношение к догмам католицизма.
Этого инквизиция стерпеть не могла, и в 1824 году Риполь был арестован, осужден как «упорствующий еретик» и передан светским властям, что когда-то означало смерть на костре. Однако в XIX веке подобное варварство было уже немыслимым, и Риполя повесили, а затем мертвого вместо гроба положили в мусорный ящик с нарисованным на нем языками пламени и так похоронили за пределами церковной ограды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инквизиция: Гении и злодеи"
Книги похожие на "Инквизиция: Гении и злодеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Будур - Инквизиция: Гении и злодеи"
Отзывы читателей о книге "Инквизиция: Гении и злодеи", комментарии и мнения людей о произведении.