» » » » Газета День Литературы - Газета День Литературы # 60 (2001 9)


Авторские права

Газета День Литературы - Газета День Литературы # 60 (2001 9)

Здесь можно скачать бесплатно "Газета День Литературы - Газета День Литературы # 60 (2001 9)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Газета День Литературы # 60 (2001 9)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Газета День Литературы # 60 (2001 9)"

Описание и краткое содержание "Газета День Литературы # 60 (2001 9)" читать бесплатно онлайн.








И в заключение — еще три строки из "Божественной комедии":


Там узрят, как над Сеной жизнь скудна


С тех пор, как стал поддельщиком металла


Тот, кто умрет от шкуры кабана.


Здесь содержится пророчество о кончине короля Филиппа, которого Жак де Моле, гроссмейстер тамплиерского ордена, восходя на костер, призвал в том же году предстать вместе с ним на Божий суд. Так оно и случилось: король-фальшивомонетчик в скором времени погиб, запоротый вепрем, а какая участь ждала его в посмертии — мы уже знаем, чего нельзя сказать о загробной доле теперешних "поддельщиков металла". Может, они загремят в адский морозильник, в ту самую ледяную Джудекку? Но то, что теперь "жизнь скудна" не только над Сеной, но и над Москвой-рекой, очевидно для всех, не исключая духовных слепцов.




НИД И ОТВЕРЖЕНИЕ «ЭМБРИОНАЛЬНОГО» ИСКУССТВА


Сейчас в моде особый, суперсовременный вид художества — самодовлеющая заготовка, выдаваемая за готовое произведение. Это как если бы из семечка проклюнулось двойное бледное жало ростка — и в таком виде экспонировалось на выставках или — что не хуже и не лучше — истлевало в художественном инкубаторе с отключенным электричеством, без творческого напряжения и накала: в таких кубышках разве что суккубов с инкубами высиживать.


Помню этакую проклевку на вернисаже в новом Доме художника: ряднина метра два на три, прочерченная посередине черной загогулиной. Левая половина заляпана розовой краской, правая — замазана зеленой. На каждой половине — что-то вроде терновой колючки или куцего обрезка колючей проволоки. И это — все: ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов — только бессильные, худосочные отростки, из которых ничто не вырастет: подлинный (подлый) реализм, отражающий духовную скудость и плотскую немощь «художника» и того псевдомира, который его вскормил.


Псевдомир: это как если бы вместо человека, да и любой прочей твари — земной, воздушной и водной, про саламандр уж и не говорю, — вселенная была населена экспонатами космической кунсткамеры: зародыши в банках, скользкие головастики, мумии еще почти не оперенных воробьишек, выпавших из гнезда на асфальт, и тому подобные недоделки, наброски, выкидыши, эскизы, ни в какой рост и созревание не годные.


Совсем иное дело — намеренная незавершенность китайских и японских работ: их довоплощают, доращивают глаз, сердце и воображение зрителя, давая им столько воздуха, крови и всяческих флюидов, сколько им обоим — созерцаемому и созерцателю — потребно. И каждый из смотрящих делает это на свой вкус и лад, продолжая труд каллиграфа и живописца, соучаствуя в нем: из одной вещи, из одного яйца вылупливается, по китайской формуле, "десять тысяч существ", целый курятник райских птиц.


Евгений Замятин пишет об этом так: "…читатель и зритель сумеет договорить картину, дорисовать слова — и им самим договоренное, дорисованное — будет врезано в него неизмеримо прочнее, врастет в него органически. Здесь — путь к совместному творчеству художника и читателя или зрителя".


А самодовлеющая заготовка — просто-напросто плод художественного аборта (хотя он по сути антихудожествен). Те плаценты на помойке возле роддома в Матвеевском, где их — как я сам видел — расклевывает неопрятное воронье, хрипло при этом галдящее, обсуждающее вкусовые качества этой побочной послеродовой продукции. Такое же воронье — образованные ценительницы и толковательницы художественных прожектов, выставочных эмбрионов, недоскребанные молодые искусствоведы, когда-то щеголявшие в долгополых польтах и мохнатых шапках, а теперь летом и зимой простоволосые, с тайваньскими рюкзачками за спиной, такие же полоумные, бесплодные и полубесплодные, как и предметы их восторгов.


Еще одна противоположность самодовлеющей, самодовольной и пустопорожней заготовке — преисполненная плоти и смысла японская дендрологическая мистика — уэки, разведение карликовых деревьев. Ведь дело не в размере произведения (шитый подзор из какой-нибудь деревни Козикино равен подзору из Байе, всемирно известной историко-художественной святыне) и не в его формальной законченности или завершенности, а в том, насколько глубоким было дыхание художника, передавшееся художеству. Сосну — уэки растят всю жизнь, она все равно не должна вымахать выше, чем лопух-репейник за одно лето. Каллиграфическую надпись на свитке чертят полудюжиной ударов кисти, она все равно глубже, выше, живее и многозначительнее, чем, скажем, худосочное "Явление Христа народу". Значит, и не во времени дело. "Великое в малом" — известная и на Западе, и на Востоке мистическая формула, приоткрывающая тайну живоносного зародыша. Эмбрион в формалине — и чуть живой кустик мха в какой-нибудь щели между кирпичами.


Кстати, вот он, русско-советско-трагический аналог искусства уэки: березки и клены, чудом прижившиеся на обезглавленных туловах оскверненных церквей. Там вместо художника — природа, политика и, разумеется, Господь Бог, Его дыхание из руин храма. Такие деревца за десятилетия вырастают не выше только что помянутого лопуха: ни земли у них, ни ухода, и скудное небесное питье — а сколько силы в этих искореженных, змеевидных стволах, в редкой листве! Как раздвигают, растворяют они кирпич и камень, претворяют их в собственную древесную плоть и зеленую кровь! Нет, это почище любого уэки.


Начал нидом, закончил драпой: росток текста сам собой прянул из мертвенной трухи и щебенки в небо неподдельного искусства, равнозначного самой жизни.


НАВИЙ ЗАВЕТ


1


Сердце всех существ — смерть,


Бог, что гложет левый бок.


Буравом все верть да верть,


Брызжет кровь и ров глубок.


Хрип и колотье в боку,


Жвалы смерти крошат плоть.


Только смерть бессмертна:


кудесница, я твой ломоть.


2


Света не видать во рву,


Смерть — не свет, а Бог свят.


Отживу — и свод прорву,


Коим перекрыт ад.


Станет едоком снедь,


Прянет мотыльком ввысь.


Где твое сверло, смерть,


Где твое жерло, жизнь?


Я и есмь смерть — Бог,


Навий дан навек завет:


Кубок, кровяной клубок,


Сам себя пожравший свет.


июль-октябрь 97


ДРЕВНИЙ ГРИБ


Чего скрывать? С годами все сильнее


Завидую снесенным на погост,


Которые уже сразили Змея


И перешли через Калинов мост.


Они уже отмучились, отпели,


Им не страшна тюрьма или сума,


А я все медлю в очерствевшем теле


И даже не спешу сходить с ума.


А я средь молодых и бесноватых —


Таких мадьярский яростный лубок


Изображал ордой в турецких латах


Иль гадинами, свитыми в клубок, —


Досрочно упеченный в пресный ад их,


Еще брожу как дрожжевой грибок.


Как древний гриб, как мухомор священный,


Которым окрыляется шаман,


Чтоб воспарить в простор иной вселенной,


Всосав его божественный дурман,


Еще торчу, о бесы, перед вами —


Такой, как есть, — смешон, придурковат,


Зато не тронут адскими червями,


Которым страшен мой священный яд.


ОТШЕЛЬНИКИ


Ох, нелегко жилось анахоретам!


В пустыне, у подножья их столпа,


И знойною зимой, и лютым летом


Всегда толклась просителей толпа.


То явится из Яффы вилик хворый,


То лев, то бес, то чванный архирей,


То баба из Багдада, у которой


Внезапно начался падеж курей.


Ух, сколько дел! Из вспухшей лапы львиной


Занозу вынуть, лишний гонор сбить


С епископа, унять падеж куриный,


Хворь извести, хвост бесу накрутить.


И лишь когда зальет пустыню мраком


И вопль шакалов вспорет небеса,


Когтистым пальцем пригрозив зевакам,


Стать на молитву хоть на полчаса.


А я уединился не в пустыне,


А в Теплом Стане, где ни кур, ни львов,


Ни архиреев нету и в помине,


Зато уж всяких бесов — будь здоров!


В их обществе пришлось бы мне так туго,


Что хоть вопи шакалом при луне,


Да выручают три-четыре друга,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Газета День Литературы # 60 (2001 9)"

Книги похожие на "Газета День Литературы # 60 (2001 9)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Газета День Литературы

Газета День Литературы - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Газета День Литературы - Газета День Литературы # 60 (2001 9)"

Отзывы читателей о книге "Газета День Литературы # 60 (2001 9)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.