» » » » Владимир Мезенцев - О суевериях — всерьез


Авторские права

Владимир Мезенцев - О суевериях — всерьез

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Мезенцев - О суевериях — всерьез" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство «Советская Россия», год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Мезенцев - О суевериях —  всерьез
Рейтинг:
Название:
О суевериях — всерьез
Издательство:
«Советская Россия»
Год:
1989
ISBN:
5-268-00031-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О суевериях — всерьез"

Описание и краткое содержание "О суевериях — всерьез" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — попытка разобраться в неимоверно сложном, чрезвычайно запутанном а пестром мире человеческих суеверий, с научных позиций, в доступной для восприятия форме объяснить, что же в действительности скрывается если не за каждым (нельзя объять необъятное!), то хотя бы за наиболее типичными суеверными предрассудками. В поле зрения автора — и черные кошки и привидения, и амулеты, и предсказания будущего, и различные небесные «знамения», и множество других иррациональных поверий.






Какой же шум поднялся вокруг этой истории! Сестры Фокс, через которых «дух»; якобы общался с земным миром, были названы «медиумами», то есть посредниками. У них нашлись многочисленные последователи, жаждавшие наладить связь с потусторонними силами.

Модное увлечение быстро охватило Америку, перекинулось в Европу, а оттуда пришло и в Россию. Люди, верившие в загробную жизнь, принимали беседы с «душами умерших» за правду. Появились, как всегда бывает в таких случаях, любители половить рыбку в мутной водице. Шарлатаны широко рекламировали свои способности медиумов и очищали карманы простаков.

Незадолго до Октябрьской революции в России насчитывалось более двух тысяч официально зарегистрированных спиритических кружков. Вначале это были сеансы, ограничивавшиеся манипуляцией со столом, который в разгар мистического действа начиная «подпрыгивать» и выбивать ножкой «ответы». Со временем «духи» стали действовать более решительно: звонили в колокольчик, подавали голоса, выбирали из колоды нужную карту, подбрасывали различные предметы. При определенных условиях могли даже сфотографироваться с любым желающим!

Расцветал спиритизм, цвели от удовольствия и мистики всех мастей: наконец-то «убедительно доказано» бытие сверхъестественного! «Доказательство» было тем более ценным, что в это поверили не «темные простолюдины», а главным образом, «образованное высшее общество». Увлеклись общением с «духами» даже некоторые ученые. С легкостью приняли его те, кто не придерживался материалистических взглядов на мир. Многие из них включились в крестовый поход против материализма. Они писали книги о спиритизме, «научно» объясняли возможность контакта с душами умерших, анализировали «беседы» с ними. Спиритизм был объявлен «отраслью положительного знания»: поскольку он-де опирается на факты, полученные опытным путем, его достоверность можно проверить.

Опасная эпидемия продолжала расширяться, и от науки требовался обоснованный ответ, что же это такое: заблуждение суеверного ума или за ним что-то есть?

… В Русское физическое общество поступает записка химика Д. И. Менделеева:

«Пришло время обратить внимание на распространение занятий так называемыми спиритическими или медиумическими явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых.

Занятие столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тел и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления».

Записка возымела действие. В 1875 году была создана комиссия из 12 авторитетных специалистов, которые решили всерьез разобраться в спиритических «чудесах». В ее работе участвовали и три сторонника спиритизма. Из-за границы пригласили англичанку Клайер, которая должна была продемонстрировать свое «искусство».

Поначалу все шло очень удачно — стол «разговаривал». Тогда комиссия предложила Клайер повторить ее опыты за столами, которые исключали возможность использования мускульной силы участников сеанса. Один из таких столов — манометрический — с помощью специальных приборов «показывал», чьими усилиями он подталкивается. Другой — пирамидальный — был устроен так, что наложенными на него руками нельзя было ни приподнять, ни наклонить его.

О том, что произошло дальше, рассказал Д. И. Менделеев:

«И вот мы сели раз в комиссии с г-жой Клайер за манометрический стол, тотчас после того, как простой столик и скользил, и качался, и подскакивал… С нашим столом никаких движений не было. А потом — сколько раз ни просили посидеть за манометрическим столом — все получали отказ… Взяли, наконец, свидетели-спириты стол к себе, говорят: попробуем дома, тогда сядем. Взяли, а там и отказались от всяких заседаний, говорят: вы подозреваете обман, а наш медиум выше подозрений».

Тот же конфуз вышел у спиритов и в опытах с пирамидальным столом. «Следовательно, — замечает Д. И. Менделеев, — если бы существовала некоторая медиумическая сила, действующая иным образом, чем мускулы руки и ног медиума, то этот стол с косыми ножками мог бы качаться и подниматься. Но духи в этом случае предпочли молчать!»

Результаты опытов убедительно показали: столы приводились в движение не какой-то таинственной силой, а самим медиумом. Задавая духу вопросы, спириты, сидящие за столом, сами же на них и отвечали.

Значит, сознательно обманывали других? Нет, оказывается, не всегда.

Попробуйте проделать один несложный опыт. Подержите на вытянутой руке нитку с подвешенным на конце грузом. Подождите, пока груз перестанет покачиваться. Теперь мысленно представьте себе, что он начинает раскачиваться в каком-либо определенном направлений, скажем, справа налево или по кругу. И грузик, несмотря на то, что рука все время остается в покое, все заметнее начнет раскачиваться в этом направлении, как бы повторяя вашу мысль.

Почему? Да потому, что нервная система организма тесно связана с его мышечной системой. Благодаря этой связи мы можем производить задуманные нами движения. Захотели сжать руку — в коре головного мозга возникает соответствующее возбуждение, и мозг посылает в мышцы руки нужные импульсы. Мускулы сокращаются, рука сжимается. Вот почему лишь мысль о каком-либо движении непроизвольно приводит и к самому движению.

Впервые идею о том, что нашу психическую деятельность смогут сопровождать движения мышц, высказал И. М. Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга». «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, — писал он, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение… Итак, все внешние проявления мозговой деятельности действительно могу быть сведены на мышечное движение».

В известной степени это может происходить непроизвольно. Как уже сказано, даже просто мысль о каком-нибудь движении подготавливает наш организм к его осуществлению. Более того, движение уже невольно, автоматически реализуется. «Мысль о движении, — говорил русский физиолог И. Р. Тарханов, — есть уже начало движения».

В настоящее время, писал профессор Л. Л. Васильев, точными опытами с применением электрографической регистрации импульсов возбуждения доказано, что возникающее в мозгу представление о любом движении или зрительном объекте, связанном с определенным движением, сопровождается появлением ритмических импульсов в мышцах. В частности, рожденный в голове образ какого-либо высокого предмета вызывает импульсы возбуждения в тех мышцах глазных яблок, которые своим сокращением поворачивают глаз кверху.

Именно такое явление и лежит в основе нашего опыта. Его называют идеомоторным актом (от греческого слова «идея» — мысль, представление, и латинского «моторный» — то есть двигательный, приводимый в движение). Нам кажется, что рука остается все время в покое, а в действительности она как бы сопровождает нашу мысль незначительными, незаметными для глаз толчками.

С этим мы встречаемся и на спиритических сеансах: слабые, неуловимые движения рук наиболее восприимчивого к идеомоторному акту человека подхватываются другими и передаются столу — он начинает постукивать.

Все дело в том, что присутствующие на спиритическом сеансе задают духам вопросы, заранее предугадывая примерный ответ. Настраиваясь на него, так называемые медиумы, сами того не подозревая, затем и выстукивают его. При этом часто бывает, что первоначальные буквы и слова выбиваются очень неуверенно, а затем, когда последующие слова уже угадываются каждым участником, их действия становятся более согласованными и точными. Стоит вспомнить такой, например, случай: не очень грамотный человек вызвал «духа», известного знатока грамматики. Каково же было удивление присутствующих, когда тот в своем «ответе» допустил грубейшие грамматические ошибки!

Но продолжим рассказ о работе комиссии под председательством Д. И. Менделеева. В октябре 1875 года перед ней предстали братья Петти. Они демонстрировали капли жидкости и звон колокольчика, выдаваемые за результат деятельности «духа». Из протокола комиссии мы узнаем, как проходила проверка:

«Братья Петти производили некоторые из медиумических явлений, обещанных особыми заявлениями, когда не было принимаемо никаких предосторожностей, предупреждающих возможность обмана. Обещанные медиумические явления или вовсе не совершались в присутствии братьев Петти, или же обманные их действия обнаруживались каждый раз, когда принимались членами комиссии простейшие меры, могущие изобличить подлог. Свидетели, ссылаясь на многолетнюю практику спиритизма, а также и сами медиумы требовали при сеансах выполнения таких условий, как темнота или полутьма и удаление членов комиссии от медиумов, при которых устранялась возможность точного наблюдения…»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О суевериях — всерьез"

Книги похожие на "О суевериях — всерьез" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Мезенцев

Владимир Мезенцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Мезенцев - О суевериях — всерьез"

Отзывы читателей о книге "О суевериях — всерьез", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.