Эдуард Созаев - Борьба за господство на море. Аугсбургская лига

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борьба за господство на море. Аугсбургская лига"
Описание и краткое содержание "Борьба за господство на море. Аугсбургская лига" читать бесплатно онлайн.
В книге московского и самарского авторов — специалистов по истории военных действий на море во времена парусного флота — рассказывается об одной из малоизвестных для широкого читателя страниц борьбы за военное господство на море. Действия французского флота, с одной стороны, и объединенных сил флотов Англии, Голландии и Испании — с другой, описаны в ходе событий так называемой войны Аугсбургской лиги. Подробно изложены сведения о важнейших морских сражениях эпохи парусного флота, о роли политики ведущих европейских держав в развитии тактики и стратегии военно-морского флота, о крупнейших флотоводцах Франции, Голландии и Англии конца XVII века. Книга снабжена схемами крупных сражений и списками полных составов флотов и эскадр воюющих сторон в каждом из описанных сражений. В Приложении приводятся документы (рапорты и страницы из парламентских отчетов) и очерки эпизодов корсарских действий в морях Европы и Атлантическом океане. Книга адресована всем специалистам и любителям истории военного парусного флота.
В конце года англичане и голландцы смогли возвратить контроль над ситуацией: возобновилась блокада корсарских портов, почти все следующие в Англию и Голландию суда были сведены в конвои, караваны получили надежное охранение. Вышли в море и «охотники за корсарами»: в начале 1697 года 60-пушечный «Плимут» и фрегат «Ри» вступили в бой с дюнкеркскими каперами и принудили поднять белый флаг французские 14-пушечный флейт «Конкорд», 36-пушечный «Нуво Шербур» и 28-пушечный «Дофин».
Каперы же, если им удавалось выйти из портов и обнаружить караваны, упорно нападали на них, прорываясь через заслоны эскорта. В Бискайском заливе Рене Дюгэ-Труэн с эскадрой в составе пяти кораблей (48-пушечного «Сен-Жак де Виктор», 37-пушечного «Санс-Парейль», 16-пушечного «Леонора», 30-пушечного «Эгль-Нуар» и 28-пушечного «Фалюэр») дал бой голландскому конвою из 15 торговых судов, в эскорт которого входили 50-пушечные фрегаты «Дельфт» и «Хондслаардийк», а также 30-пушечный «Шооноорд». Голландцы отчаянно оборонялись, на флагмане француза из 200 человек было убито 63, но Дюгэ-Труэн последовательно взял на абордаж все корабли и захватил все торговые суда. На «Дельфте» разгоряченные корсары перебили весь экипаж, «Сен-Жак де Виктор» еле держался на воде и чуть не затонул в шторм, тем не менее, Рене сумел сопроводить захваченные суда в порт.
Неутомимый Жан Бар смог прорвать блокаду, дерзко пройдя впритирку к английским кораблям, счастливо ушел от всех преследователей и смог доставить в Польшу французского претендента на престол Речи Посполитой — принца Конти.
Однако истощение Франции, вызванное голодом 1694-1695 годов, достигло своего предела — в этом же 1697 г. был заключен Рисвикский мир: сначала с Англией, Голландией и Испанией, а через 10 дней и с германскими государствами. Ожидания, которые король и Поншартрен возлагали на каперскую войну, не оправдались. Да, каперы смогли внести большие издержки в морскую торговлю союзников, однако сбывалось предсказание Турвилля — несмотря на определенные успехи корсаров, флот и морская торговля Англии только усилились, в решающий момент французские эскадры оказались разбросанными по морям Европы, а каперы не могли оказать реального противодействия Ройал Неви.
Процитируем нашего морского теоретика Кладо, который в своем труде «Организация морской силы» отмечал: «Сосредоточение всех морских средств Франции для нападения на морскую торговлю союзников дало свои плоды: за 1691-1697 гг. они захватили около 4000 торговых судов. и хотя около половины этих судов было отобрано у них обратно, но все-таки это был такой убыток, который тяжело ложился на финансы союзников и имел свое влияние на их склонность к миру. Особенно выделились своими подвигами во время этих операций знаменитые Жан Бар и Форбэн. Но главные убытки несли союзники, когда после 1692 года французы обратили все свои средства на преследование торговли, а они, всё ожидая более серьезных операций со стороны французского флота, держали свои эскадры сосредоточенными и отделяли очень малые силы для преследования французских каперов. Когда же план действий французов окончательно выяснился, и союзники обратились к борьбе с французскими истребителями торговли. то многие из них были переловлены, и торговля союзников вновь оправилась, тогда как французская морская торговля была совсем уничтожена, а противодействовать французы этому не могли, так как сильного флота у них уже не было. Таким образом, и тут выяснилось. что преследование торговли достигало настоящих результатов только при поддержке военного флота, владеющего морем».
Следует также отметить, что с 1688 по 1697 год в Англию и Голландию пришло в общей сложности более 30 тысяч судов, т.е. потери составили всего лишь 13 процентов от количества торгового флота. Самые неудачные для союзников годы- это 1691 и 1693, когда они соответственно потеряли 15 и 20 процентов торговых судов. В то же время по отчетам Палаты Общин «за всю войну, которая была объявлена 7 мая 1689 года и закончилась 10 сентября 1697 года», англичанам удалось захватить и потопить 1296 французских кораблей и судов, львиная доля из которых принадлежала корсарам. Таким образом, можно сказать, что даже в самой благоприятной обстановке 1691 года, когда Турвилль увел за собой флот Рассела, результативность отдельных корсаров была ниже, чем регулярного флота при разгроме Смирнского конвоя в 1693 г.
Глава 6. КРЕЙСЕРСКАЯ И КОНВОЙНАЯ ВОЙНА НА ДРУГИХ ТЕАТРАХ
6.1. Крейсерская и конвойная война в водах Бискайского залива, Средиземного моря и западного побережья Африки
В водах вокруг Испании французские корсары большую часть войны делали что хотели, поскольку противодействия здесь было гораздо меньше. Основным объектом атак были испанские «серебряные флоты», португальские «бразильские эскадры» и Смирнские конвои, причем действовали против них не только частные каперы, но и эскадры Флота Леванта. Уже в 1688 г. эскадра вице-адмирала д'Эстрэ захватила множество голландских торговых судов общей стоимостью в 6 миллионов ливров, но вскоре Флот Леванта прекратил рейдерские действия. Активные операции частных каперов начались в 1692 г., после прихода в морское министерство Поншартрена.
В Бискайском заливе во всю мощь развернулся Иоанес де Суигаракипи, французский баск, известный под прозвищем «Ле Курсик» («Маленький корсар»). За шесть лет этот молодой человек захватил более 100 судов. На 24-пушечном фрегате «Лежер» он постоянно атаковал суда испанцев и голландцев, в 1692 г. произошла самая знаменитая его битва. Около Адура Йоанес обнаружил 36-пушечный английский корвет и сразу же пошел на абордаж, не дав противнику времени воспользоваться преимуществом в пушках. Сражение началось в 8 часов утра и закончилось к 15 часам, англичанин был захвачен и препровожден в порт. В 1694 г. губернатор Байоны писал королю, что «если связать все захваченные Йоанесом суда вместе, Ваше Величество могло идти от своего дворца до моей резиденции по мосту, составленному из захваченных Ле Курсиком судов».
В свою очередь, испанским баскам такая ситуация не очень нравилась, поскольку из-за крейсерской войны морская торговля и рыболовство прекратились. Поэтому, к примеру, в 1690 г. купечество городка Сан-Себастьян на свои деньги построило и оснастило 300-тонное 42-пушечное каперское судно «Нуэстра Сеньора дель Розарио». Командовать пригласили известного баскского капитана Педро де Изабаля, однако особых успехов этот корабль не достиг.
5 августа 1692 года у мыса Финистерре капитан Ла Кассиньер, вернувшийся из Вест-Индии, с тремя кораблями: «Нептун» (50 орудий), «Вермандуа» (60) и «Франсуа» (52), — атаковал четыре испанских линкора (60-пушечные «Сан-Карлос», «Сан-Лоренцо», 56-пушечный «Сан-Томаш» и 62-пушечный «Сан-Хуан») под командованием капитана Гарао. Вскоре испанцы бежали, «Сан-Хуан» был захвачен, а другие испанское линкоры ему не помогли. За это Гарао был присужден к казни гарротой, два же других капитана посажены в тюрьму на 10 и 6 лет соответственно, однако в 1694 г. их все-таки освободили.
У Триполи 68-пушечный «Серьё» и 58-пушечный «Флюрон» атаковали и захватили на абордаж флагман триполитанского флота[49]. У Мальты против голландских купцов активно действовали 50-пушечный « Арк-эн-Сиэль» и 36-пушечный «Авентьер», а в Архипелаге (Ионические острова) 56-пушечный «Аквилон» и 36-пушечный «Этоле». В 1694 г. лейтенант-генерал Реллинг с 4 линкорами захватил более 60 разбросанных штормом испанских и голландских судов недалеко от мыса Сент-Винсент. Капитан Шампаньи с 3 линкорами и 2 фрегатами недалеко от Картахены перехватил и сжег три английских судна.
26 сентября 1695 года в Архипелаг (Ионические острова) из Тулона вышел капитан Бельфонтэн с 2 кораблями. Между Мальтой и Цериго он атаковал богатый голландский корабль Ост-Индской компании — 68-пушечный «Арсенал де Данциг». После жаркого боя француз пошел на абордаж и взял приз. Добыча оказалась очень большой — золото, серебро и алмазы на 2 миллиона ливров (560 тысяч песо).
Было также множество захватов беззащитных купцов, но это не имеет отношения к теме противостояния на море.
Африка в то время была для стран Европы своего рода «месторождением полезных ископаемых». Множество голландских, английских и французских факторий, разбросанных по побережью, занимались добычей золота, слоновой кости и рабов. Белых в этих краях было мало —к примеру, на Золотом Берегу (территория нынешнего Суринама) было всего 90 англичан, а все остальные жители — негры. С началом войны африканские колонии практически прервали связь с внешним миром. Работорговля с Вест-Индией заглохла сама собой, губернатор Барбадоса Френсис Рассел отмечал, что в период с 1692 по 1693 год цена на рабов возросла в десятки раз. В поселениях Золотого Берега срочно формировались полки милиции из белых и черных, дошло до того, что в матросы разрешили брать африканцев, и в 1693 г. в Ройал Неви призвали более 400 негров.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борьба за господство на море. Аугсбургская лига"
Книги похожие на "Борьба за господство на море. Аугсбургская лига" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Созаев - Борьба за господство на море. Аугсбургская лига"
Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на море. Аугсбургская лига", комментарии и мнения людей о произведении.