Виктор Бойко - Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)"
Описание и краткое содержание "Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)" читать бесплатно онлайн.
Имя Виктора Бойко, посвятившего большую часть своей жизни изучению, практике и распространению знаний по традиционной индийской йоге, известно её поклонникам не только в Москве, но также в Сибири, на Урале, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Первоначально хобби, много лет спустя переросшее в профессию; право на преподавание йоги, полученное от официальных преподавателей Республики Индия; множество семинаров и учеников в самых разных городах России и за рубежом; самый посещаемый интернет-сайт по йоге – всё это вместе делает событием выход в свет второго издания книги «Йога: искусство коммуникации». Работа посвящена теоретическим и прикладным аспектам традиционной йоги. Автор глубоко и аргументировано обосновывает идею о йоге как доступной практически каждому универсальной технологии коммуникации человека со своей собственной душой и миром. В книге приведены примеры излечения с помощью йогатерапии.
Чувствительность восприятия имеет большой индивидуальный разброс, но для каждого индивида её прижизненное значение незыблемо (не считая естественных возрастных изменений), а физические свойства пространства, преобразованного органами чувств, как утверждают исследователи, характеризуются геометрией Лобачевского.
Касаемо зрения с одной стороны встречается полная слепота, с другой – способность наблюдать фазы Венеры (таким зрением обладала мать К.Ф.Гаусса), а также узнавать людей в лицо с расстояния в километр (Вероника Шейдер, Штуттгарт). Некоторые замечательно видят в темноте, но я не встречал описания случаев, когда человек увидел бы тепловое излучение.
Так называемая патологическая синестезия возникает при поражениях мозга, в этом случае функции слуха, зрения и вкуса «берёт на себя» осязание, но и тогда параметры такого удивительного восприятия неизменны. При редкой природной синестезии (когда репрезентативны все пять органов чувств) кровоток в определённых участках мозгового объёма снижен.
Расширение сознания может быть только внутрипсихическим. После прекращения восприятия извне (на стадии пратьяхара) возникают условия для проникновения информации из бессознательного в очищенное ментальное пространство, а это всегда было целью традиционной йоги.
Обычно человек расширяет диапазоны внешнего восприятия с помощью приборов; телескопа, микроскопа, очков, бинокля, томографа, локатора, синхрофазотрона и т.д. Зрение, слух и обоняние доставляют львиную долю информации об окружающем без непосредственного с ним контакта.
Внимание это оперативная часть бодрствующего сознания, управляя им, субъект регулирует объём и направленность восприятия. Внимание постоянно движется, повинуясь воле, оно может быть сфокусировано, рассеяно, либо на какое-то время лишено направленности. Осязание отвечает в основном за сохранение целостности тела, вкус говорит о качестве пищи и воды, обоняние – воздуха.
Кинестезия – одна из функций кожи, к ней добавляются сигналы от опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, иными словами, осязание представлено в ощущениях, имеющих как внешнюю, так и внутреннюю природу. Вкус локализован в полости рта и отчасти носоглотки.
Зрительный анализатор является частью мозга, «выдвинутой» на периферию. Существует зрительное поле, величина и конфигурация его при открытых глазах неизменна. Есть подвижный фокус зрения – «пятно» переменной величины, сцепленное со вниманием. Всё что находится вне этого фокуса, мы видим расплывчато, не центральным, а периферическим восприятием. Центральное же «слипается» с объектом, которым ум занят в данный момент. Если активность ума не связана с текущим восприятием, а глаза при этом открыты, взор может на какое-то время застыть, а его фокус – расплыться.
Глаз не есть часть видимого, в акте восприятия он не принадлежит миру. В поле зрения я вижу только окружающие меня предметы, но не само это поле, оно существует благодаря функционированию зрительного «устройства» (которое также не наблюдаемо). Иными словами зрительный контакт с реальностью не прямой, он реализуется в пространстве функций сознания.
I. Расфокусировка взора при открытых глазах
Когда мы созерцаем картину или пейзаж, взор непрестанно движется по ломаной линии, ненадолго задерживаясь и постоянно меняя направление. При этом центральное (осознанное) и периферическое (неосознаваемое) восприятие разделяет жёсткая, хотя и невидимая граница, эти области курируются разными психическими структурами.
Что можно сделать с полем зрения? Произвольно сузить либо расширить, можно остановить движение глаз, отведя точку схода на бесконечность и сохранять этот расплывшийся взор (без усилия!), тогда через какое-то время наступает торможение сознания, зрительное поле превращается в экран ума. Если при ненаправленном взоре сохранено простое внимание (тонкая «плёнка» сознания), такое состояние называют медитацией. Для тех, кто хорошо видит образы, этот процесс реализуется в «картинках».
В медитации развертывающейся спонтанная концентрация внимания случается на всём зрительном поле сразу (при открытых глазах) либо на экране сознания (при закрытых) – это будет Антара-тратака. Через какое-то время, если непроизвольный тремор глазных яблок замирает, «содержимое» поля зрения стабилизируется – это спонтанное сосредоточение, и далее сознание имеет дело уже только с этим «отпечатком», вне зависимости от того что в действительности происходит перед созерцателем.
П. Расфокусировка закрытых глаз
Она соответствует описанной ранее практике ЧД для тех, кто видит образы на экране ума. Когда мы созерцаем его целиком, закрытые глаза должны быть полностью расслабленны. Постепенно поток ментального мусора утрачивает динамику, «проходящий» образ стопорится, застывает – это начало сосредоточения. Дальнейший ход событий аналогичен первому случаю.
Разработчики НЛП установили, что сознание индивида оперирует ментальной информацией с преобладанием образов, ощущений либо звуков. Подавляющее большинство людей никогда не задумывались о характере собственного мышления, именно поэтому субъекты с разными репрезентативными системами общаются как инопланетяне и часто не способны удовлетворительно понимать друг друга.
Тип репрезентации определяет и выбор психотехник (способов медитации). В одной из тем шестого урока книги «А systematic coirse in the ancient tantric techniques of Yoga and Kriya» CCC утверждает, что способность к визуализации есть у любого, её только необходимо пробудить и усовершенствовать тренировкой. Однако я знаю множество людей, у которых образное восприятие не «включается» ни при каких условиях.
Хороших результатов при созерцании с открытыми глазами могут достигать люди разных репрезентативных системам, это путь через внешнюю Тратаку. Тем, у кого преобладает кинестезия, необходимо использовать Кайя-стхарьям, Йога-нидру, которая работает через ощущения в теле и т.д. Джапа, мантры, бходжаны и киртаны подходят тем, у кого репрезентативной системой является слух.
Итак, любая медитация развёртывания на каком-то этапе переходит в концентрирующую, которая, в свою очередь, не может быть осуществлена без рассеивающего начала.
Концентрация внимания это непрерывное фиксирование внешнего либо внутреннего зрения (и остальных органов чувств) на каком-либо объекте. Сфокусированному и остановленному вниманию (взору) сопутствует полная неподвижность, субъект не способен функционировать передвигаясь в пространстве со взглядом, прикованным к одной точке (если только он не повредился в уме).
Есть два варианта:
1. Поле зрения (восприятия) заполняет монотонный раздражитель: пульсация точечного источника света, равномерное мелькание световых бликов, звуковой ритм.
2. Неподвижный взор фиксирован на неподвижном объекте. Рассмотрим одну из психотехник Тантры – Тратаку (далее по тексту – Т). Взгляд в тратаке нацелен, как правило, на пламя свечи, хотя в выборе объектов созерцания допускается большое разнообразие. Рекомендуется практиковать тратаку в темноте и без сквозняков, чтобы пламя было относительно неподвижным.
Начальная фаза называется Бахир-тратака (внешняя). После её освоения можно переходить к тратаке комбинированной, «тратака» означает «смотреть немигающим взглядом», для чего идеально подходит огонь, архетипический объект, знакомый тысячам поколений.
Итак, тело неподвижно, поза удобная, температура воздуха не отвлекает, резких запахов нет, тишина. Зрение-внимание-сознание фиксируется на пламени свечи – без напряжения. Как только оно возникает, практику следует закончить, процесс адаптации зрительного анализатора к тратаке должен быть естественным, без насилия. При соблюдении принципа «у-вэй» время комфортного созерцания будет медленно, но неуклонно расти. Во внешней тратаки происходит то же самое что и в описанной выше фокусировке внимания на объекте, с той лишь разницей, что при выполнении данной практики ночью периферическое восприятие блокировано темнотой.
Затем можно постепенно переходить на комбинированное внешне-внутреннее созерцание, а потом и на мысленный образ пламени. Поскольку тратака обеспечивает переход от созерцания реального объекта к умозрительному, она считается мостиком от Хатха к Раджа-йоге.
Обсудим физические аспекты медитации. Что есть ощущение? Органы восприятия это порты связи с внешним миром, через них субъект получает информацию. Восприятие имеет ограничения – оно всегда избирательно. Ухо улавливает частоты от двадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду, глаз – длину волны от трёхсот восьмидесяти до шестисот восьмидесяти миллимикрон.
Наблюдаемая картина окружающего это грубое приближение к реальности, человек располагает лишь частичной информацией о мире и происходящих в нём событиях, хотя этого достаточно для выживания вида. Узость диапазонов восприятия формирует первый уровень информационной аберрации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)"
Книги похожие на "Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Бойко - Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)"
Отзывы читателей о книге "Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)", комментарии и мнения людей о произведении.























