Александр Мень - История религии (Том 1)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История религии (Том 1)"
Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.
толкует совершенно отличным от богословских догм образом... "Творение" у
него уже не является единовременным актом, а представляет собой, по сути
дела, процесс. Сама эволюция становится у него тождественной "творению"
(Тирдаи 3. Философия Тейяра де Шардена и современная идеологическая борьба.
- В кн.: Вопросы научного атеизма. Т. 2. С. 371). Но, как мы видели (гл. 5 и
приложения 5, 6), и в этом отношении Тейяр не является пионером. Эразм
Дарвин и Ламарк, Уоллес и Лайель уже давно стояли на точке зрения,
сочетавшей творение и эволюцию. На необходимости идеи эволюции для
христианского мировоззрения настаивал и Вл. Соловьев (Собр. соч. Т. 8. С.
198). До революции в России церковные издательства выпустили книги зоолога
Э. Васмана (1859-1931) и ботаника Е. Деннерта, где развивалась религиозная
концепция эволюции.
Следует заметить, что Васман, как и Тейяр, был католиком. Католиком же
был Гуго Обермайер (1877-1946), профессор Парижского института по изучению
доисторическою человека, который откровенно поддерживал эволюционизм. Говоря
о библейском сказании, он справедливо сравнивал его не с научными данными, а
с космогониями других народов.
"Оно, - писал Обермайер, - величественно в своей простоте и поражает
силою и красотою выражения. В нем происхождение мира является деянием
личного. Всемогущего Бога. Ни один культурный народ древности не создал
ничего могущего быть приравненным к этой возвышенной космогонии. Но,
признавая ее величие, мы не должны забывать, что библейское сказание не
рисует вовсе исторического хода создания мира. В нем говорится о том, что
все существующее в данную геологическую эпоху, все растения и животные, были
созданы Всемогущим Творцом. Акт творения разделен лишь на чисто внешних
основаниях на () моментов, соответствующих неделе, с ее шестью рабочими
днями и днем отдыха... Таким образом, о происхождении мира, в
естественноисторическом смысле этого слова, в Библии мы не находим ни
малейшего намека; в такой форме, впрочем, изложение этого вопроса было бы
фактически бесцельным, так как на протяжении тысячелетий оно оставалось бы
непонятным... Мы знаем теперь в общих чертах, каким способом произошло
творение всею существующего... Многочисленные ряды органических форм
развиваются с постепенностью из более простых основных форм... Было бы
крупною ошибкою пренебрегать высшими ступенями развития (то есть человеком)
из-за того, что они произошли от низших, - то, что в этих высших формах
составляет новое, является в них результатом творческой силы" (Обермайер Г.
Доисторический человек. СПб., 1913. С. 1, 14).
Эти слова были написаны в тот год, когда Тейяр был рукоположен в
священники. Обермайер - член того же монашеского ордена, что и Тейяр, -
суммировал основные принципы христианского понимания эволюции. Тейяр лишь
развивал дальше это понимание и стремился сделать его достоянием широких
кругов.
x x x
Тейяр с ранних лет обладал особым чувством священности и величия
природы. Материя была для него не отвлеченным философским понятием, а живой
материнской средой, с которой он ощущал себя кровно связанным. Во всех его
теоретических построениях материи, природе, уделяется огромное место. Порой
он почти доходит до своеобразного "мистического материализма". В уединении
монгольской пустыни он писал: "Ты дал мне, Боже, непреодолимое тяготение ко
всему, что движется в темной материи... Я узнал в себе больше сына Земли,
нежели дитя Неба" (Нуmnе de l'Univers. Paris, 1961. P. 24).
Быть может, в этом признании священности тварного мира Тейяр отступил
от христианства в сторону иных учений? Думать так - значит забывать об одной
из существеннейших сторон Евангельского благовестия. Именно христианство, в
отличие от спиритуализма, провозгласило освящение мира, в котором воплотился
Богочеловек. Тщетно восточник ереси пытались исказить это учение, отрицая
полноту человеческого естества во Христе. Церковь устами Халкидонского
Собора утвердила благовестие о спасении твари и освящении плоти.
Правда, в истории христианства односторонний спиритуализм практически
нередко брал верх. Но Халкидонский догмат оставался неизменной вехой, по
которой новые поколения могли выравнивать свои пути (См.: Соловьев Вл.
Великий спор и христианская политика. Собр. соч. СПб., 1913. Т. IV. С. 20
ел.). Именно то, что Христос был не Богом, принявшим облик земного существа,
а реальным Богочеловеком, вознесло тварный мир до высочайших ступеней бытия.
Он освятил Собою кровь и плоть, воздух и почву, небо и землю. Для
буддийского святого живые существа - это собратья по страданию. Для св.
Франциска и ветер, и солнце, и птицы, и звери - братья и сестры во Христе.
Религиозная мысль нового времени, особенно в России, была прикована к
этим проблемам Твари, Плоти, Земли (Соловьев - в учении о Богочеловечестве,
Бердяев - о творчестве, Е. Трубецкой - в учении о человеке как "друге"
Божием). Софиология Флоренского и Булгакова была попыткой осмыслить эти
проблемы на путях христианского гностицизма.
Таким образом, направленность Тейяра на материю, творчество. активность
человека есть его черта, общая с основным потоком христианской мысли. Однако
для него все это стало объектом совершенно исключительного личного опыта.
Можно даже сказать, что ему было дано особое откровение о Земле, откровение,
которого искали и жаждали многие до него.
x x x
И наконец, Тейяр учил о наступлении финального периода в истории мира,
когда не без участия и усилий человечества совершится вхождение твари в мир
Божественного совершенства. Эту фазу мировой эволюции он называет "точкой
Омега". Все его надежды сосредоточены на грядущем, и тут он является прямым
преемником библейских пророков. Библия, христианство пронизаны этим
упованием: "Да приидет Царствие Твое". О наступлении этого Царства,
являющегося в конце всемирно-исторической драмы, говорит последняя книга
Библии - Апокалипсис.
Но уже с самых ранних первохристианских времен возникло два оттенка в
понимании того, как Царство Божие явится в мир. Одним это явление
представлялось как внезапное вторжение сверхъестественных сил, которые
полностью разрушат старый мир и создадут Новый Иерусалим. Другие предвидели
в конце истории торжество Правды Божией на Земле, и переход от этого
Тысячелетнего Царства Христова к Новому Иерусалиму рисуется им как
восхождение на новую ступень. Говоря крайне схематически, один взгляд
исходил из концепции "неудавшейся истории", а другой - оставлял в ней место
светлому финалу. Оба понимания опирались на Апокалипсис, толкуя его
по-разному. В нем можно найти известное оправдание как для веры в
Тысячелетнее Царство (См.: Булгакове. Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948. С.
177 ел.), так и для мысли о "неудаче" истории (соловьевские "Три
разговора").
Чем объяснить такую двойственность? По-видимому, не только тем, что
человечеству до последнего мгновения оставлена свобода выбора, ной тем, что
исторический процесс имеет двойственный характер. В нем постоянно борются и
возрастают две противоположные тенденции. Один поток идет ко Христу, Другой
- к антихристу. Еще библейские пророки, говоря о торжестве Бога на земле,
предвидели возрастание злых сил в конце истории (символы Гога и Магога у пр.
Иезекииля).
Каждое из двух пониманий истории делает ударение на одной из этих
тенденций. В частности, Тейяр видит только линию, восходящую ввысь, к "точке
Омега", оставляя в тени линию зла и регрессии. В этом он следует одной из
старых христианских традиций.
О возможности светлого конца истории еще здесь, на земле, учили древние
христиане-хилиасты* и многие из Отцов Церкви (Св. Иустин. Диалог с Трифоном.
80: Пипий. У Евсевия: Церк. История. 3, 39, 13; Ириней. Против ересей. 5,
32, и др.). В средние века грядущее наступление Царства Святого Духа
проповедовал аббат Иоахим Флорийский. Он рассматривал всю жизнь человечества
как смену трех фаз духовной истории: эры Отца, эры Сына и эры Духа. Согласно
его учению, нынешний Новый Завет сменится Третьим Заветом, который
ознаменуется величайшим духовным возрождением и преобразованием всего
человечества (Гаусрат С.А. Средневековые реформаторы/Пер. с нем. 1900. Т. 2;
Жебар Э. Мистическая Италия. СПб.: 1900. С. 51 сл.; Стам М. Учение Иоахима
Калабрийского. Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Т. 7). Иоахим
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История религии (Том 1)"
Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"
Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.