Е. Дорошенко - Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)"
Описание и краткое содержание "Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)" читать бесплатно онлайн.
Зороастризм возник в первых веках 1 тысячелетия до н.э. на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, и получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм был господствующей религией в древних иранских государствах, а с начала Сасанидской эпохи он становится государственной религией. После завоевания Ирана арабами и падения Сасанидов население приняло, хотя и не сразу, новую религию - ислам. Лишь незначительная часть сохранила свою старую веру, несмотря на гонения и репрессии со стороны властей и мусульманского духовенства.
В настоящее время в Иране проживает около 35 тыс. зороастрийцев. До революции 1978 – 1979 гг. большинство зороастрийцев проживало в городах: Тегеране, Исфахане, Ширазе, Хорремшехре, Ахвазе, а также в Йезде, Кермане – и их окрестностях. По данным М. Бойс, в 1976 г. во всем мире проживало 129 тыс. зороастрийцев.
О зороастризме, пророке Зороастре, священной книге зороастрийцев – Авесте существует обширная литература на многих языках мира, в том числе и на русском. Предлагаемая читателю книга не претендует на всеобъемлющий охват темы, а ставит перед собой более скромную задачу. В ней предпринята попытка рассмотреть ряд вопросов, связанных с зороастрийским вероисповеданием, проследить эволюцию зороастрийской общины в Иране в основном на протяжении последних веков, показать взаимоотношения иранских зороастрийцев со своими единоверцами-парсами, проживающими в Индии, наконец, познакомить читателей с формами приспособления и адаптации иранских зороастрийцев к современным условиям.
В работе учтены основные теории, предположения и гипотезы по проблемам зороастризма и Авесты, высказанные современными учеными.
Тегеранское общество состояло из ряда комиссий, таких, как финансовая, по делам вакфов, религии и права, по вопросам образования и культуры, здравоохранения, по делам зороастрийской молодежи и т.д. В них входили зороастрийские бизнесмены, жертвовавшие большие деньги на благотворительные цели, представители верхушки зороастрийского духовенства, ученые, общественные и политические деятели, члены известных семей, мобеды.
На заседаниях президиума общества обсуждались различные вопросы, такие, как вопрос о вакфах, переданных зороастрийцами в дар тегеранскому храму огня и зороастрийскому обществу, включая земли, госпиталь, школы и другие постройки.
Средства, находившиеся в распоряжении общества, расходовались на оплату мобедов, организацию бесплатных летних лагерей для зороастрийской учащейся молодежи, приобретение лекарств для больных, увеличение фонда книг. Регулярно печатался бюллетень с отчетами о поступлении в казну общества пожертвований и благотворительных средств. Так, 1 млн. риалов предоставил зороастрийский бизнесмен Сохраб Фарамарзи, такую же сумму – Ференгис Йеганеги. На средства, пожертвованные Ференгис Йеганеги, была создана библиотека им. Бахрама Йеганеги (ее мужа), ставшая центром по изучению древней цивилизации Ирана. В ней имелось около 10 тыс. книг на персидском языке и более 2,5 тыс. книг на других языках. Большую сумму предоставил обществу и известный зороастрийский предприниматель Намдар.
Наиболее актуальными вопросами, порождавшими нескончаемые дискуссии, были проблемы, связанные с религией и образованием зороастрийцев, в особенности зороастрийского духовенства. Мобеды в зависимости от своего образования делились на три категории: самая низкая – третья – деревенский мобед (дехмобед), обязан был знать первую главу Авесты о сотворении мира богом Ахура-Маздой, а также заповеди и запреты, содержащиеся в Авесте. Вторая категория – мобедяр, помимо Ведивдата должен был знать все обряды очищения, молитвы из Ясны и священные формулы, произносимые при жертвоприношениях. Первую, высшую категорию мобеда – дастура получал тот, кто знал наизусть все четыре книги Авесты, все обряды и ритуальные церемонии, связанные с религиозными праздниками и обычаями.
Вся эта классификация носит в значительной степени чисто теоретический характер, так как в действительности мобедов очень немного. Это чаще всего пожилые люди, знающие все древние зороастрийские обряды, молитвы и обычаи. Поскольку старые зороастрийские священнослужители, знающие все ритуалы религиозных церемоний, постепенно умирают, мобеды решили прибегнуть к помощи зороастрийцев, готовых на добровольных началах к сотрудничеству со священнослужителями в организации религиозных литургий. В зороастрийском журнале сообщалось, что среди молодежи нашлись желающие обучаться у служителей культа с тем, чтобы в дальнейшем заменить их в местностях, где проживают их единоверцы. Старые мобеды вызвались обучать молодых зороастрийцев своей профессии. Была разработана специальная программа для сельских мобедов и мобедяров для изучения общеобразовательных предметов, основ теологии и этики. Закончившие специальный курс должны были держать экзамены в присутствии авторитетных мобедов, а после успешной сдачи получали соответствующие свидетельства.
Музыкально одаренные и образованные зороастрийцы, усвоившие наиболее важные ритуалы религиозных церемоний и основные молитвы, в свою очередь передавали свои знания единоверцам. Руководство зороастрийскими обществами старалось держать под контролем религиозное воспитание зороастрийских детей и подростков, которые учились в обычных общеобразовательных школах вместе с мусульманами. Зороастрийская элита священнослужителей настаивала на том, чтобы дети зороастрийцев не посещали уроки ислама, ссылаясь на то, что согласно законам гражданского кодекса иранского государства учащиеся, принадлежащие к религиозному меньшинству, могут быть освобождены от посещения этих уроков. Между тем наблюдались случаи, когда родители зороастрийского происхождения проявляли безразличие к вопросам веры своих детей. Так, например, в одной из бесед зороастрийского священнослужителя с директором зороастрийской школы последний сообщил, что многие ученики-зороастрийцы посещают уроки по мусульманскому богословию. Поэтому директорат зороастрийского общества Тегерана обязал зороастрийцев посылать своих детей на факультативные уроки по зороастризму, которые проводились мобедами в зороастрийских храмах.
Тегеранское зороастрийское общество стремилось стать для своих единоверцев религиозным, культурным и организационным центром. В него приглашались ученые-зороастрийцы из других стран для пропаганды зороастрийского вероучения. Здесь обсуждались правовые вопросы, связанные с браком, разводом, разделом имущества в свете зороастрийских канонов.
В тегеранское общество поступала вся информация о деятельности его филиалов в Йезде, Кермане, Исфахане, Ахвазе, Ширазе, Абадане, Захедане. Мобеды и руководство общества столицы неоднократно совершали инспекционные поездки, помогая деньгами зороастрийским общинам, и принимали участие в религиозных церемониях. Зороастрийцы, живущие в селениях Керманской и Йездской провинций и в некоторых других отдаленных местностях, обычно гостеприимно встречали столичных зороастрийцев, пытаясь совместными усилиями возродить и активизировать древние обычаи и традиции, которые стали постепенно исчезать.
Из 34-36 тыс. зороастрийцев, проживавших в Иране в 70-е годы, в Кермане было около 4 тыс. человек, в Йезде – 15 тыс., остальные жили в Тегеране, Исфахане, Захедане, Ширазе, Ахвазе, Абадане и других городах и селениях.
В Керманской провинции зороастрийцы жили в основном в г. Кермане и близлежащих селениях. В отдаленных селениях Керманской провинции зороастрийцев почти не осталось. Последняя семья зороастрийцев покинула деревню Исмаилабад в 1962 г.
Священный огонь в керманском селении Ганатйасан охранялся двумя священнослужителями: мобедом Ходамуради Фирузом, которому в начале 60-х годов было около 100 лет, и мобедом Рашидом Ходададом Рустами, наиболее молодым из всех зороастрийских священнослужителей, которому в то время исполнилось 40 лет.
В городе Кермане по инициативе Сорушьяна проводились ритуальные церемонии, связанные с древнеиранскими праздниками: мехреганом, 10-м бахманом, Новым годом, на которых всегда присутствовали известные мобеды и руководство Тегеранского общества зороастрийцев.
В Йездской провинции, где находились действующие и разрушенные храмы огня, сохранились многие старинные обряды и обычаи. Это самый зороастрийский район Ирана.
В середине 70-х годов в Шарифабаде был открыт постоянный центр зороастрийцев Йездской провинции. Руководство обществом зороастрийцев Йездской провинции старалось превратить его в центр сплочения и дружбы всех зороастрийцев Ирана. Для него было выстроено специальное здание на средства, предоставленные зороастрийцами Йездской провинции, Тегерана, Исфахана и других городов. Ежегодно, вплоть до 1978 г., в Йездском центре проводились религиозные церемонии и празднование дня 10-го бахмана с пением молитв, восхвалением бога. На церемониях присутствовали почетные гости: знаменитые мобеды, ученые, депутаты меджлиса, деятели культуры, богатые купцы и предприниматели. Состоятельные зороастрийцы жертвовали средства, иногда значительные, на строительство гостиниц, больниц, реставрацию храма, празднования Нового года, дня рождения пророка Заратустры и т.п. Иными словами, все зороастрийские общества существовали только за счет благотворительности.
Существуют две точки зрения на изменения, происходившие в отправлении культа и проведении религиозных церемоний зороастрийцев. Знаток истории Ирана М. Моле утверждает, что «то, что мы называем сегодня ритуалом парсов – только очень бледное отражение того [ритуала], который практиковался во времена Сасанидов». В отличие от Моле английская исследовательница М. Бойс находит основные традиции и церемонии и зороастрийцев хорошо сохранившимися и «настолько сильными, что [это] побуждает зороастрийцев в определенное время года исполнять обряды, очень похожие на старинные ритуалы, идущие из далекой древности».
Нам думается, что обе точки зрения дополняют друг друга. В самом деле, некоторые зороастрийцы, особенно традиционные семьи, ведущие происхождение от известных мобедов и дастуров, хотели бы возродить все старинные обряды и церемонии. С усилением атеистических тенденций в мире наиболее образованная часть зороастрийцев, в том числе и священнослужителей, начала испытывать беспокойство по поводу того, что многие зороастрийцы поражены «бездуховностью». Не случайно поэтому, что среди иранских зороастрийцев вновь возрождается интерес к книге зороастрийокого традиционалиста, бомбейского ученого-парса Дж. Койаджи «Будущее зороастризма». В этой книге автор попытался дать ответ на вопросы: сможет ли религиозно-философская система зороастризма, обладающая, по мнению автора, «духовной живучестью», сдержать «духовное гниение, способна ли религия пророка Зороастра избежать кризиса, дав приемлемую для современности концепцию воззрения о боге, духовных и моральных ценностях?».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)"
Книги похожие на "Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Е. Дорошенко - Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)"
Отзывы читателей о книге "Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк)", комментарии и мнения людей о произведении.