В. Зеньковский - История русской философии т.1 ч.I-II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской философии т.1 ч.I-II"
Описание и краткое содержание "История русской философии т.1 ч.I-II" читать бесплатно онлайн.
Обзор российской философии от Сковороды до Леонтьева и Розанова.
«Мне могут сделать упрек в том, что я не только излагаю и анализирую построения русских философов, но и связываю эти построения с общими условиями русской жизни. Но иначе историк — и особенно историк философской мысли — поступать не может. Насколько в русской философии, несмотря на ее несомненную связь и даже зависимость от западно-европейской мысли, развились самостоятельные построения, они связаны не только с логикой идей, но и с запросами и условиями русской жизни. Насколько мне удалось вскрыть внутреннее единство и диалектическую связность в развитии русской философии, я старался представить это в своей книге с максимальной объективностью.»
Прот. В. Зеньковский. 1948 год.
775
54) Ibid., стр. 45.
776
55) Ibid, стр. 45.
777
56) ltlid, стр. 65.
778
57) Ibid, стр. 66–67.
779
58) ibid, стр. 209.
780
59) ibid, стр. 307.
781
60) ibid, стр. 317.
782
61) Ibid, стр. 317.
783
62) Флоровский, Op. cit., стр. 348, 347.
784
1) Ошибочно поэтому характеризовать духовную атмосферу в эпоху Александра II, как атмосферу «просвещенства», как это, например, делает Чижевский, (Гегель в России, стр. 246). Более удачную характеристику эпохи дает Н. Котляревский в книге «Канун освобождения» (Петроград 1916). Очень патетична книга Джаншиева «Эпоха великих реформ», но в ней много интересного материала.
785
2) Об отношениях Чернышевского и Ир. Введенского, см. у Стеклова, Н. Г. Чернышевский. (Т. I, стр. 32–38), см. также специальную статью Ляцкого: «Чернышевский и Ир. Введенский» (Совр. Мир 1910 г., № 6).
786
3) Несмотря на самые суровые меры в Петербурге можно было иметь все «запрещенные» книги. При разгроме одного магазина было найдено, например, свыше 2500 запрещенных книг (Стеклов, Ор. cit., стр. 42. Примеч. 5).
787
4) См. Дневники Чернышевского, т. 1–11. Москва 1931 г.
788
5) Несколько позже (1850 г.), Чернышевский изучал работу Гельвеция De l'Esprit и нашел у него «много мыслей, до которых я дошел своим умом».
789
6) См. об этом у Стеклова. Ор. cit., стр. 142.
790
7) См. у того же Стеклова в 1-м издании, у Плеханова в его книге о Чернышевском, у Котляревского («Канун освобождения»).
791
8) Все философские работы Чернышевского (включая его диссертацию) собраны ныне в особый том под заглавием «Избранные философские сочинения», Москва 1938.
792
9) Драматические подробности о суде и впечатлениях вызванных цриговором, см. у Стеклова (т. II).
793
10) Этот тезис защищает Стеклов, Ор. cit., т 1, стр. 55; 226, Плеханов, (Соч, т. V, стр. 194), Котляревспий («Канун освобождения». стр 292, passim. Massaryk, Zur. Rus. Relig. — Geschichtsphilosophie), П, S. 39), С. Булгаков (в статье о Фейербахе, Два Града, т. 1, стр. 7), Jakovenko. Ор. cit., р. 186, Ляцкий (Севр. мир 1910, № 10–11). Решительно против этого восстает. — и с достаточным основанием — Шпет в своей статье о Лаврове (П. Л. Лавров. Сборник статей, Петербург 1922). Статья Шпета носит название «Антропологизм Лаврова в свете истории философии». О Чернышевском, см. стр. 91–95. См. также у Чижевского, Ор. cit., стр. 262.
794
11) См. Стеклов, т. 1, стр. 225.
795
12) Соч., т. X, стр. 196.
796
13) Massaryk. Op. cit. B. II, S. 40.
797
14) См. справедливые замечания о «материализме» Фейербаха у Шпета в указанной выше его статье.
798
15) Ibid. стр. 38.
799
16) Соч., т. VI, стр. 135.
800
17) См. у Стеклова, Ibid. стр. 230.
801
18) Это справедливо подчеркивает Massaryk. (Ор. cit. S. 62) Ср. Котляревский, Ор. cit., стр. 304.
802
19) Очень хорошо изображен этот общий перелом в духовных исканиях русских людей у Котляревского. (Ibid. гл. III).
803
20) Котляревский, Ibid. стр. 295-7.
804
21) Верно отмечает Чешихин-Ветринский, Н. Г. Чернышевский. Петроград 1923 (стр. 55), что «религиозность, которая была вынесена Чернышевским из родного дома, переменила в нем при ломке мировоззрения лишь объект свой».
805
22) Шпет справедливо называет эту статью «хаотической» («в этой хаотической статье — презрительно говорит Шпет — можно найти все, что угодно, кроме философии» (Сборник о П. Л. Лаврове, стр. 93 V)).
806
23) Антропологический принцип в философии (цитирую по Женевскому изданию 1875 г.), стр. 100.
807
24) О знакомстве Чернышевского с французскими материалистами, см. у Стеклова, ор. cit, т. 1, стр. 211–218.
808
25) Антроп. принцип…, стр. 66.
809
26) ibid. стр. 67.
810
27) Котляревский, Op. cit, стр. 303.
811
28) Антропол. принцип…, стр. 39.
812
29) у Стеклова приведены эти и другие выдержки из книги «Чернышевский в Сибири», которая была мне недоступна. См. Стеклов т I стр. 234.
813
30) Антропол. принцип…, стр. 54.
814
31) Стеклов, Ibid. стр. 243.
815
32) ibid, стр. 235.
816
33) Шпет. Упомянутая статья в сборнике «П. Л. Лавров», стр. 93.
817
34) Еще до знакомства с сочинениями Фурье (который оставил очень глубокий след именно в этике Чернышевского), Чернышевский писал в своем дневнике (июль 1848 г.): «все более утверждаюсь в правилах социалистов». Очень ценил Чернышевский Considerant и его работу La destinee sociale. О влиянии Фурье на Чернышевского, см. статью Ляцкого, Соврем. Мир, 1809, № 11.
818
35) При изучении этики Чернышевского нужно очень отчетливо помнить, что слово «нравственный» у Чернышевского соответствует французскому понятию morale (как отличное от physique). На это основательно указал Massaryk (Op. cit, S, 39). у Чернышевского этот широкий смысл понятия «нравственный» (= духовный) очень ясно выступает всюду. См, напр., Антропол. принцип…, стр. 28, 51–52, Большинство авторов, писавших о философии Чернышевского, совершенно не замечают этого — таковы и Плеханов, и Стеклов.
819
36) Чернышевский ясно говорит об этом, ставя рядом «нравственные и метафизические вопросы», Ibid. стр. 65.
820
37) Ibid, стр. 84–97.
821
38) Ibid, стр. 97.
822
39) В «Очерках Гоголевского периода…», стр. 288. (Издание 1892).
823
40) Очень удачны комментарии этой защиты «человечности вполне» у Котляревского, Ор. cit., стр. 304–306. См. также у Стеклова, Ор. cit., стр. 292.
824
41) Антропол. принцип…, стр. 84–90.
825
42) Ibid, стр. 89.
826
43) Ibid, стр. 94.
827
44) Очерки…, стр. 286.
828
45) Антропологический принцип…, стр. 60-1.
829
46) Стеклов, Ibid, стр. 301, 304.
830
47) Котляревсияй, Ор. cit, стр. 39.
831
48) Вл. Соловьев. Сочинения (Издание «Общественная польза»), т. VI, стр. 424–432.
832
49) См. статьи по эстетике в т. VI сочинений Соловьева. О Вл. Соловьеве, см. т. II, гл I–II.
833
50) Плеханов (Сочинения, т. V, стр. 190), усматривает в диссертации Чернышевского «попытку построить эстетику на основе материалистической философии». Утверждение это абсолютно неосновательно.
834
51) Стеклов, т. 1, стр. 319.
835
52) Котляревский, стр. 316.
836
53) См. об этом в статье С. Булгакова «Религия человекобожия у Фейербаха» (Два Града, т. 1).
837
54) Massaryk. Оp. cit., S. 50.
838
55) См. об этом у Massaryk. Ibid, S. 56. Один автор (П. Б. Струве — статья «К истории нашего философского развития», в сборнике «Проблемы идеализма», Москва 1902), верно отмечает, что Чернышевский выразил свои историософские взгляды «в столь соблазнительно ясной и решительной форме, как никто ни до, ни после него».
839
56) См., напр., у Стеклова, Ор. cit., стр. 359.
840
57) См. об этом, напр., у Котляревского Ор. cit., стр. 406-8.
841
58) Андреевич. Опыт философии русской литературы (1922), стр. 220.
842
59) Massaryk (Op. cit., 79) справедливо характеризует Писарева, как enfant terrible всего радикализма того времени.
843
60) Мы указывали выше, что Герцен, наоборот, охотно принимал это слово и защищал нигилизм, как свободу от авторитетов и предрассудков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской философии т.1 ч.I-II"
Книги похожие на "История русской философии т.1 ч.I-II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Зеньковский - История русской философии т.1 ч.I-II"
Отзывы читателей о книге "История русской философии т.1 ч.I-II", комментарии и мнения людей о произведении.