А. Колобов - Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)"
Описание и краткое содержание "Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии, учитывающем достижения науки, впервые в отечественной историографии освещены социальные, экономические, политические, идеологические проблемы, связанные с римской армией эпохи принципата. Работа отражает современное состояние источниковой базы и мировой историографии по данной проблематике. Среди приложений особого внимания заслуживает латинско-русский военный словарь.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей исторических специальностей, а также на читателей, интересующихся античной историей и историей Европы в целом.
Рецензенты: кафедра всеобщей истории Пермского педагогического университета; кандидат исторических наук, доцент Московского государственного педагогического университета А.М. Сморчков.
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Пермского университета.
Египетско-эллинистические культы, издавна популярные у римской знати, распространились среди иллирийских легионов на рубеже I-II вв. Известные из Далмации и Паннонии изображения Исиды, Гора и Анубиса в военном снаряжении или с легионерским оружием хорватский ученый П. Селем связывает с культом императоров Домициана и Траяна.(68)
Большую популярность в римской армии приобрели культы переднеазиатского происхождения. Одним из первых стал поддерживаться в римской армии -- особенно среди рейнских легионов -- культ Ваала из сирийского городка Долихена, воспринимавшегося солдатами как ипостась Юпитера (Юпитер Долихенский). Этот бог изображался в виде молодого бородатого мужчины, стоящего на быке, одетого в воинский панцырь, фригийский колпак, с топором и молнией в руках. Юпитер Долихенский пользовался особым покровительством династии Северов. Святилища его были уничтожены в течение нескольких лет ярым антагонистом Северов -- Максимином Фракийцем.(69)
Самым популярным из восточных богов в армии, безусловно, был иконографически близкий Юпитеру Долихенскому Митра. Первоначально считавшийся помощником Ахурамазды в персидском огнепоклонничестве, Митра постепенно стал самостоятельным богом. Под влиянием халдеев его культ был обогащен астральными мистериями. Первыми митраистами стали легионеры, вернувшиеся на Дунай после войн с парфянами в конце I в. Однако подлинный расцвет этого культа начался при Коммоде (конец II в.) и продолжался в течение всего III в. В это время митраизм являлся самой популярной восточной религией в зоне лимеса. В IV в. под воздействием гонений со стороны христианских императоров, а также в результате крушения античного общества на пограничных территориях Империи митраизм пришел в упадок.
Этот культ имел ряд черт, отличавших его от других восточных религий. Прежде всего митраизм не являлся культом умирающего и воскресающего бога. Кроме того, культ был лишен оргиастической окраски, поскольку Митра не имел божественной супруги. К участию в культе допускались только мужчины и от них требовалось неукоснительное соблюдение строгого морального кодекса. Согласно мифу Митра был рожден скалой 25 декабря. Главный подвиг Митры -- поимка и заклание белого быка. Эта акция рассматривалась как жертва богу Солнца, призванная победить смерть и освободить человечество. В соответствии с мифологией, святилища митраистов устраивались в пещерах или подземельях, которых немало обнаружено в Иллирике, на Рейне и в Британии. Участвовали в культе только избранные. Мистерии Митры показывали прохождение души через семь ступеней (семь астральных ворот) к Солнцу. Соответственно, существовали семь рангов посвящения: Ворон, Молодожен, Воин, Лев, Перс, Гелиодром, Патер. Каждый ранг имел посвященные ему планету, металл, а также специальные атрибуты. Ворон -- самый младший в митраистской мерархии, игравший роль посланника Солнца, был наделен жезлом Меркурия, следующие за ним Молодожен -- факелом и лампой, Воин -- походным мешком, шлемом и копьем, Патер -- представитель Митры на Земле -- серпом Сатурна, фригийским колпаком, перстнем и жезлом.(70) На митраистских собраниях все посвященные были скрыты под специальными одеждами и масками. Сами посвященные воспринимали себя как борцы со злом. Религия Митры, вселявшая в верующих оптимизм и любовь к жизни, тем не менее обходила стороной вопросы загробной жизни и посмертного воздаяния, приобретавшие все большую актуальность.
Особняком относительно других восточных культов стояло христианство, распространявшееся прежде всего в нижних стратах общества. В армии христиане появляются в конце II в., что зафиксировано Тертуллианом (Tertul. De corona militis). Христианская традиция способствовала надолго утвердившемуся в научной литературе представлению о том, что евангельское учение едва ли не с начала своего существования подвергалось систематическим гонениям со стороны Римского государства, а христиане избегали военной службы. Современные исследования позволяют утверждать, что христианство подвергалось систематическим репрессиям, породившим феномен евангельского мученичества, только во второй половине III в., а многие христиане служили в римской армии, в том числе в легионах.(71) Религиозная терпимость, присущая римскому обществу в I-II вв., позволяла находить компромисс между требованиями лояльности императору и ненарушением христианских норм. Другое дело, что экстремисты от христианства -- донатисты, к числу которых, видимо, принадлежал Тертуллиан, провоцировали единоверцев на принятие мученической смерти во имя Господа и призывали их, в частности, отказываться от принесения присяги и не принимать боевых наград.
Кроме восточных культов в легионах в II-III вв. были широко распространены местные -- кельтские и германские -- верования, что неудивительно, если принять во внимание источники комплектования легионов. Индивидуальные посвящения им ученые находят за пределами воинских лагерей.
Глава VII
Снаряжение римского легионера
Вооружение римского легионера менялось с эволюцией тактики. Не касаясь детально военной тактики римлян, отметим только, что главной тенденцией ее модификации на протяжении республиканского периода был переход от монолитной фаланги-легиона, образованной по греческому образцу, к небольшим тактическим единицам -- когортам, каждая из которых являлась фалангой в миниатюре, но более маневренной и защищенной. Соответственно, основной линией развития вооружения легионера к началу Империи было его облегчение и универсализация с тем, чтобы каждый воин был способен сражаться как в строю, так и индивидуально.
Защитное вооружение. Основу защитного вооружения римского воина составлял панцырь. До военной реформы Гая Мария (конец II в. до н.э.) легионеры чаще всего пользовались нагрудником из круглых и квадратных бронзовых пластин величиной 15-20 см, крепившихся к портупее.(1) Затем нагрудник был вытеснен железной кольчугой (lorica hamata), заимствованной, возможно, у кельтов. Кольчуга с короткими рукавами была удобна в ношении, не сковывала движения. Она эффективно защищала от колющих и рубящих ударов, значительно ослабляя силу удара дротиков и копий. Весила кольчуга 8-10 кг. В начале Империи появляются кольчуги с двойным покрытием на плечах, особенно популярные у кавалеристов. Облегченные (до 5-6 кг) и укороченные кольчуги находят применение во вспомогательных пехотных частях. Кольчуга оказалась типом брони, как свидетельствуют археологические источники, наиболее широко распространенным в римской армии вплоть до конца Империи.(2)
Начиная с I в. входит в обиход панцырь из железных пластин, крепившихся медной фурнитурой к кожаной основе. Происхождение пластинчатой кирасы не совсем ясно. Возможно, она была заимствована легионерами из вооружения гладиаторов-крупеллариев, участвовавших в мятеже Флора Сакровира в Германии (21 г.). Таким образом можно было бы объяснить популярность защитного снаряжения этого типа в рейнских легионах.(3) Пластинчатый панцырь был на несколько килограммов легче кольчуги. Если кольчуга при ударе вдавливалась в тело, то пластинчатый панцырь благодаря особой эластичности "поглощал" силу удара. Существенным достоинством пластинчатой кирасы являлась легкость ее изготовления. Панцыри данного типа, однако, быстро ржавели, что и служило главным препятствием их широкому применению.
При Северах среди римских легионеров распространяются чешуйчатые доспехи (lorica squamata), видимо, под влиянием парфян.(4) Формой и величиной они напоминали кольчуги, хотя были более тяжелыми. Вес чешуйчатого панцыря определялся тем, крепились ли железные чешуйки на полотно, кожу или кольчугу.(5) Этот тип панцыря трудно было надеть. Кроме того, он сковывал движения, но надежно защищал от ударов противника. Будучи поначалу дорогими и поэтому доступными только офицерскому составу, чешуйчатые панцыри были быстро освоены римскими военными ремесленниками и стали наиболее распространенным типом защитного вооружения в III в.
У римлян существовала специфическая мода покрывать железные доспехи оловом, что придавало воинскому снаряжению нарядный вид. Видимо, также больше из соображений моды римские легионеры носили своеобразные передники из толстых кожаных ремней, ставшие при принципате элементом парадного облачения легионера.
Одним из основных элементов защитного вооружения римского легионера являлся щит. Сперва тяжело вооруженные легионеры использовали большой круглый щит -- clipeus, заимствованный, вероятно, от этрусков и вышедший из употребления с отказом от фалангового строя.(6) Parma -- маленький круглый щит, сначала принадлежавший легковооруженным пехотинцам, уже во времена Республики становится атрибутом конников. Основным щитом легионеров эпохи принципата был scutum -- большой овальный щит с характерным прогибом по длинной оси, знакомый римлянам еще с VII в. до н.э. Правда, при Августе форма его несколько изменилась: щиты приобрели прямоугольную форму (овальные сохранились только у преторианцев), стали легче (не более 10 кг), короче (высотой около 1,2 м, шириной около 0,8 м). Щит склеивался из трех слоев осиновых или тополевых дощечек, каждый из которых имел толщину около 2 мм. Для придания щиту прочности внутренний слой дощечек располагался перпендикулярно внешним. Выпуклая форма щита была призвана облегчить отражение вражеских ударов.(7) В центре щита, с его внешней стороны, находилось конической формы навершие из бронзы или железа. Оно защищало руку солдата, держащую щит. Известно, что в мирных условиях во внутренней части навершия солдаты нередко хранили деньги и другие ценности.(8) Деревянную поверхность щита с внешней стороны покрывали полотном, а затем слоем толстой кожи, причем сыромятной. Кожа пришивалась по краям щита навылет. Края щита обивались бронзовым кантом. Кроме того, часто на внешнюю сторону щита для прочности набивали железные полосы или просто гвозди. Следует отметить высокую надежность легионерских щитов, которые можно было пробить только дротиком с близкого расстояния или стрелой, пущенной из катапульты. Лучшей рекламой скутуму служат слова Цезаря о том, что после одного из сражений в щите некоего центуриона обнаружили следы от 120 стрел противника (Caes. De Bel. Gal. I. 25. 2-4). Кроме толщины щита, доcтигавшей 7 см, обеспечивала защиту воина также его стойка, в соответствии с которой щит надо было держать на некотором удалении от корпуса. Известно, что римляне виртуозно использовали щит не только как средство обороны, но и при атаке, разя противника острым навершием щита.(9)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)"
Книги похожие на "Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Колобов - Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)"
Отзывы читателей о книге "Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)", комментарии и мнения людей о произведении.