И Голенищев-Кутузов - Новая Жизнь, Комментарии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Новая Жизнь, Комментарии"
Описание и краткое содержание "Новая Жизнь, Комментарии" читать бесплатно онлайн.
IV
1 ...Бог создал два великих светильника, один большой, другой меньший, чтобы один светил днем, а другой -- ночью.-- Под этой аллегорией следует понимать власть папы (Солнце) и власть императора (Луна). Декреталисты основывались в своих суждениях в пользу папы на этом библейском тексте (Бытие 1, 16). Авторитет в каноническом праве Генрик де Суза, умерший в 1271 г. ("Остиец" -- см. "Рай" XII, 83), определенно говорил, что "свет" земных владык зависит от света дневного светила -- папы. Обвиненный в ереси Жан де Жандэн в своем комментарии к Аверроэсу (De substantia Orbis, II) утверждал, что Луна имеет и собственный свет. Папа Климент V в своем письме императору Генриху VII от 26 июля 1309 г. приводил образ "двух светильников".
2 ...По словам философа в книге "О софистических доказательствах".-- Т. е. Аверроэса (II, 3).
3 И в том и в другом Философ упрекал Парменида и Мелисса...-- Эти мыслители упомянуты в "Рае" (XIII, 124--126): "...Парменид, Мелисс и остальные, / Которые блуждали наугад". Парменид (род. ок. 540 г. до н. э.) и его ученик Мелисс (уроженец о. Самоса) принадлежали к элейской философской школе. Аристотель упрекал их за пристрастие к софизмам.
4 ...Мистического смысла...-- Т. е. анагогического (см. примеч. к гл. 1 второго трактата "Пира").
5 О первого рода ошибке говорит Августин в сочинении "О граде Божьем"...-- XVI, 2.
6 ...Типически знаменуют две эти власти...-- Т. е. являются их прообразами ("типами").
7 ...Ибо движение ее обусловлено собственным источником движения...-Ср. о "двигателях" небесных тел в "Пире" (II, 5).
8 Ведь она имеет и некоторый свет сама по себе...-- Французский цивилист Жан де Пари в сочинении "О власти папы и императора" (XV) подобрал аргументы для доказательства собственного бытия Луны независимо от Солнца. Гипотеза о собственном свете Луны основывалась на наблюдении ее свечения во время затмений.
VI
1 ...Аргумент, основанный на избрании и низложении Саула...-- Об иудейском царе Сауле и пророке Самуиле см. в Первой книге Царств (10, 1; 15, 26).
2 ...Но так же, как молот действует... силою кузнеца...-- Ср. в "Рае" II, 127--128: "Исходят бег и мощь кругов священных, / Как ковка от умеющих ковать"; ср. также: "Пир" IV.
3 ...Согласно изречению Агафона...-- Аристотель, "Этика" VI, 2.
VII
1 ...Я признаю истинность буквального смысла...-- Т. е. историческую реальность самогу события, как, например, дары волхвов. Толкования же сторонников светской власти папы Данте считал ошибочными, основанными на неправильно построенных псевдологических доводах.
2 ...Из книг, трактующих о силлогизме как таковом.-- Из "Первой Аналитики" Аристотеля (I, 25).
3 ...Хотя Магистр и утверждал противоположное в четвертой книге.-"Магистр сентенций" -- так назывался в Средние века Петр Ломбардский (род. в конце XI в.-- ум. 1160), автор книги "Четыре книги сентенций" ("Libri quattuor sеntentiarum").
VIII
1 ...Откуда, разумеется, вытекало бы то, что они утверждают.-- Т. е. из евангельского текста о "связывании" и "развязывании" всего существующего на земле апостолом Петром (и, следовательно, его наследниками) (Евангелие от Матфея 16, 19). Это старый боевой аргумент декреталистов в пользу первенства папской власти во времена Данте вновь использовал папа Бонифаций VIII в булле "Единую святую" ("Unam sanctum").
2 Он мог бы также разрешить меня от грехов без покаяния, что также не мог бы сделать и сам Бог.-- Если бы Бог простил нераскаявшегося грешника, то тем самым Он признал бы, что грешник не есть грешник. Вторжение Аристотелевой логики в богословие было излюбленнейшим приемом Данте, который путем рассуждения стремился привести к абсурду доводы своих противников.
3 И, таким образом, универсальный смысл, заключающийся в словах "все, что ни [quodcumque]", ограничивается в своем значении должностью ключей Царства Небесного.-- Еще раз Данте настаивает на том, толкуя слово "quodcumque", что власть папы распространяется только на небесное, но не на земное.
IX
1 ..."...Ho, если кто-либо иметь меча не может, достаточно будет и двух имеющих".-- Иносказательному смыслу богословов Данте противополагает смысл исторический, или буквальный (вот так и случилось: было всего лишь два меча -- Христос сказал, что довольно и этого).
2 ...Но, думается мне, и природная простота.-- Данте говорит, что апостол Петр отличался поспешностью в словах и безотчетной решимостью в действиях и что в основе его характера лежит "природная простота" (simplicitas naturalis). Все эти особенности Данте подчеркивает, разрушая легенду о "двух мечах", т. е. о полноте власти римских первосвященников.
3 ..."Не думайте, что Я пришел принести мир на землю..." -- Евангелие от Матфея 10, 34--35.
4 ...Что Иисус делал и чему учил.-- См.: Деяния апостолов 1, 1.
X
1 Некоторые говорят, кроме того, что император Константин, очистившись от проказы благодаря вмешательству Сильвестра, бывшего тогда верховным первосвященником, принес в дар церкви столицу империи, Рим...-- Легенда об излечении Константина, первого христианского императора, и о его даре папе Сильвестру послужила основанием для притязаний пап на светскую власть. Подложность документа о "даре Константина" окончательно доказал итальянский гуманист Лоренцо Валла в своем "Рассуждении". (См. русский перевод в книге: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.) О том, что документ -- фальсификат, упомянуто в одном документе императора Оттона III (1001); его сочинителем в императорском окружении считался некий Иоанн-диакон, по прозвищу Беспалый. Подложность "дарственной" Константина доказывал в XII в. во времена Фридриха Барбароссы немец Везель, последователь Арнальдо Брешианского. По его мнению, она не что иное, как "ложь и еретические басни". Историк того же времени Оттон Фрейзингенский в своей "Хронике" считал повесть об исцелении Константина от проказы апокрифом, однако верил в подлинность дарственной грамоты. Весьма знаменательно, что известный юрист Грациан из Болоньи (XII в.), который стремился объединить право каноническое с гражданским, не включил "дарственную Константина" в свое сочинение. Однако сторонники светской власти пап продолжали настаивать на подлинности "дарственной", которую распространяли не только на Рим и так называемую Папскую область, но и на весь Запад. Против "дарственной" в XIII--XIV вв. выступали также многие специалисты по римскому праву в Болонье. Многие из болонских легистов полагали, что если даже "дарственная" и подлинна, то Константин поступил против воли римского народа, поэтому она не имеет юридической силы. Профессор Якопо Бутригарио в начале XIV в. доказывал, что если бы Константин захотел отказаться от империи, то мог бы сделать это только в пользу римского народа. Болонцы считали также, что, если бы Константин стал раздавать империю по частям, она бы погибла. По своим воззрениям на "дар Константина" Данте был ближе всего к Арнальдо Брешианскому и к болонской школе, где он получил юридическое образование, так же как его друг, поэт и правовед Чино да Пистойя, сторонник Генриха VII. Подобные взгляды можно найти и у французских цивилистов этого времени -- Жана де Пари и магистра де Бель Перша, утверждавших, что французский король независим и от империи и от папы и что "дарственная Константина" на французское королевство не распространяется. Что же касается еретиков XII--XIII вв., то катары и вальденсы считали папу Сильвестра анархистом.
2 Но рассекать империю противно должности, вверенной императору...-Сын Фридриха II Манфред в своем письме к римлянам 24 мая 1256 г. (когда родился Данте) высказывает мнение о том, что Константин поступил неблагоразумно, дав то, что давать не имел права. Он напомнил предание о том, что в день, когда объявлена была "дарственная" Константина, с неба послышался голос, говорящий: "Днесь излился яд в святую церковь Божью". Намек на эту легенду имеется в стихах знаменитого немецкого миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (1201).
3 Если, следовательно, отдельные права и прерогативы были... отчуждены Константином от империи и переданы в ведение церкви, то был бы разодран хитон несшитый...-- "Хитон несшитый" (тканый) упомянут в Евангелии от Иоанна (19, 23); Данте понимает под "хитоном несшитым" империю.
4 ..."Никто не может положить другого основания..." -- Первое послание к коринфянам 3, 11.
5 ..."Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?"...-- Песнь песней Соломона 8, 5.
6 ..."Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои..." -- Евангелие от Матфея 10, 9--10.
XI
1 ...Папа Адриан...-- Данте следует неверным данным: Карла Великого короновал в 800 г. не Адриан I (ум. 795), а папа Лев III (795--816).
2 ...Несмотря на то, что Михаил был императором в Константинополе.-Михаил I, император Византии, царствовал с 811 до 813 г. В 800 г. императрицей была Ирина (вторично с 797 ДО 802). О том, что Адриан "перенес империю" с Востока на Запад и передал императорское достоинство Карлу Великому, а также о том, что это случилось во времена византийского царя Михаила, Данте мог прочесть у Птолемея из Лукки в его трактате "Об управлении государей" (III, 18) или в какой-либо энциклопедии XIII в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Новая Жизнь, Комментарии"
Книги похожие на "Новая Жизнь, Комментарии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Голенищев-Кутузов - Новая Жизнь, Комментарии"
Отзывы читателей о книге "Новая Жизнь, Комментарии", комментарии и мнения людей о произведении.