Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Воспоминания театрального антрепренера"
Описание и краткое содержание "Воспоминания театрального антрепренера" читать бесплатно онлайн.
Введите сюда краткую аннотацию
— Все 600 душ заложу, а не уступлю театра! — кричит Ваксман.
— Моя мошна потолще всякой! — заявляет Лавров, доставая из-под полы холщевый мешок с металлическими деньгами и побрякивая ими.
— А я тоже очень богат! — вставляет Соловьев.
Заметив мое появление, они чуть не в один голос произнесли:
— А! И ты пожаловал сюда! Напрасно только, — не дадим тебе театра… Рылом не вышел! На сегодняшние торги и не подступайся!
— Зачем он мне?! — постарался я их успокоить. — У меня есть свой, костромской…
— Ладно, рассказывай… Нашел тоже дураков! Так тебе и поверили! Лучше отъезжай по добру, по здорову.
Задорный их тон меня и удивил, и рассердил. Я отошел от них, а они быстро собрались и вышли из гостиницы. Я пошел за ними без предвзятого намерения вступать с ними в борьбу, а просто посмотрел, что это будет за шумный торг. Являемся в сиротский суд. Городской голова Соболев, поджидавший их, сейчас же приступает к делу.
— Театр этот ходил в прошлом году за 1,500 рублей, — сказал он. — Кто теперь предложит больше?
Претенденты молчат. Соболев предлагает снова тот же вопрос, опять молчание. Разочарованный в своем предположении услыхать необыкновенно горячий торг и даже рассерженный этим обстоятельством, я накинул пятьдесят рублей. Признаюсь, у меня было злостное намерение подлить масла в огонь, но, увы! мое поползновение оказалось тщетным.
Видимо, сам Соболев дивился такой решительной уступке со стороны Ваксмана, Лаврова и Соловьева.
— Иванов дает 1550, произнес он, — а вы, господа?
— Ведь переторжка будет? — спросил кто-то из них.
— Да, после завтра.
— Ну, мы тогда потолкуем! — многозначительно проговорил Ваксман и вместе с своими приятелями покинул залу присутствия. Вся эта процедура меня задела за живое, и я задумал во что бы то ни стало завладеть театром. Своими манерами, тоном, они возбудили во мне непреодолимое желание восторжествовать над ними. Для этого пришлось действовать окольными путями. Отправляюсь к секретарю сиротского суда и без церемонии завожу с ним откровенный разговор:
— Можно ли, спрашиваю, сделаться арендатором театра без переторжки?
— Нельзя, — отвечает.
— Ну, а если, говорю, — я предложу вам за совет сто рублей.
— Подумаю!
— А много ли времени нужно вам на размышление?
— Немного: деньги в стол, совет на стол.
— А верно ли будет?
— Ручаюсь!
Я, разумеется, вручил ему обещанное и спросил:
— Каким же образом мы это сделаем?
— Приходите сегодня ко мне, на квартиру, в восемь часов вечера — все дело покончим.
Являюсь к нему в назначенное время и застаю у него собственницу театра, вдову М. Я. Алексеева, опекуншу своей дочери. Секретарь указал нам на один пункт контракта покойного Алексеева с городом, в котором говорилось, что владелец театра может по желанию отдать в аренду свое здание или оставить его за собой, т.е. быть лично антрепренером, при чем если он оставляет за собой, то об этом просто делается заявление в сиротский суд, а если отдает в аренду, то таковая должна состояться непременно при посредстве городского управления с публичных торгов. Этот пункт секретарь ловко развил в намек такого хитрого рода: Алексеева может оставить театр на свое имя, быть его фиктивной антрепренершей, а на самом деле отдать его по домашнему договору мне, мнимому сотоварищу. Наведенные на мысль, мы повели в этом тоне разговор. Алексеева оказалась сговорчивой и охотно согласилась на 1500 рублевую арендную плату и половину чистой прибыли. Призвали тотчас же маклера (в то время так называли нотариусов) и заключили условие, в котором, между прочим, было выговорено, что она, Алексеева, не будет вмешиваться ни в режиссерские, ни в хозяйственные дела, а кассир при театре будет от нее.
Долгое время она искала верного человека, которому было бы можно довериться и, наконец, обрела такового в лице виолончелиста театрального оркестра, Василия Андреевича Смирнова, служившего еще у ее покойного мужа и, по-видимому, очень благонадежного.
Из музыканта он превратился в кассира и должность свою нес с похвальным рвением и удивительным усердием, хотя в его новой деятельности встречалась масса недоразумений и курьезов, благодаря его излишней суетливости и услужливости всем и каждому.
У Смирнова было два брата, которые тоже служили при театре, один в качестве ламповщика, другой — билетера. Все они были полузаиками и у каждого из них было по роковому словцу, которое вклеивалось в каждую фразу и лишало их речь понимания и смысла. У Василия Андреевича было поговоркою: «да, потому что, да», у среднего брата-билетера: «значит, значит», а у младшего: «того, этого, того». И когда, бывало, они соберутся вместе и заведут о чем-нибудь разговор, то для всякого постороннего было большим наслаждением послушать их милую беседу, впрочем, всегда оканчивающуюся, благодаря полному непониманию друг друга, жестокими ссорами.
Однажды, в бытность Смирнова кассиром, приключилось такое неприятное недоразумение с губернаторской ложей.
Шла какая-то новая пьеса с заманчивым названием. Билеты в театр брались нарасхват. В день спектакля, когда в кассе не было ни одной ложи, является некий богатый помещик, бывший в контрах с губернатором, и просит ложу. Смирнов отвечает, что все распроданы.
— Не может быть! — сомневается помещик. — Посмотрите хорошенько.
— Да, потому что, да… — затараторил Смирнов, подавая ему билетную книжку. — Если не верите, сами взгляните…
— А вот ложа! — воскликнул помещик, указывая на литерную губернаторскую.
— Да, потому что, да… эта не продажная, — это его превосходительства…
— Что за вздор! Получите за нее и кончено! Сегодня губернатор в театре не будет, потому что к нему гости из Петербурга приехали…
Услужливый Смирнов осведомился об этом у полицейского, случайно находившегося тут же. Тот ответил утвердительно, что действительно у губернатора гости. Сделав из этого вывод, что его превосходительству некогда посетить театра, Василий Андреевич с спокойной совестью вручил помещику; билет на ложу и получил с него деньги.
Вдруг, к его ужасу, перед самым спектаклем, приезжает человек от начальника края и заявляет, чтобы в ложу было приставлено два лишних стула.
— Поздно-с, объявляет ему Смирнов. — Ложа его превосходительства продана…
— Как так?
— Думали, что они не будут… Да, потому что, да…
Посланный удаляется и через четверть часа перед кассой появляется внушительная фигура чиновника по особым поручениям.
— Как смели продать губернаторскую ложу?
— Да, потому что, да…
— Это еще что за новость!
— Да, потому что, да…
— Кому продана?
— Да, потому что, да… — забормотал совсем растерявшийся Смирнов.
На этот громкий разговор прибежали оба брата Смирнова. Чиновник к ним:
— Что это у вас тут за сумасшедший посажен? Заладил «дакать» и ничего от него не добиться…
— Значит, значит… это брат… значит, значит…
— Что такое? Все вы языка лишены, что ли?
Младший брат хотел поправить старших и часто заговорил:
— Того, этого, того… они заи-и-икаются… того, этого, того…
— Да это сумасшедший дом, а не театр! — с ужасом воскликнул чиновник, быстро удаляясь от кассы.
Так губернатору и не пришлось в этот день побывать в театре, а помещик с торжествующим видом восседал в его ложе. Этот случай еще более обострил их отношения, и без того незавидные, а мне пришлось выслушать гневный выговор от его превосходительства.
IV
Нарушение контракта. — Проделка Смирнова с вдовой Алексеева. — Его женитьба. — Смирнов в роли владельца театра.
Торги на Ярославский и Рыбинский театры, к удивлению Ваксмана, Лаврова и Соловьева, не состоялись. Они так обозлились, что стали вооружать публику против меня, думая этим подорвать мои дела, но дела, против чаяния, пошли так хорошо, что я и Алексеева положили в карман чистой прибыли за один зимний сезон по тысяче рублей слишком. Моим конкурентам это не давало покоя и они придумали натравить на меня Соболева, поднявшего, по их наущению, дело о нарушении условия, заключенного мною с Алексеевой, как неправильного, ибо по достоверным источникам выяснялось, что я являюсь самостоятельным антрепренером, а не пайщиком, а она — наоборот. Дело это долго тянулось, переходя из инстанции в инстанцию, и кончилось, как и следовало ожидать, не в мою пользу: решено было немедленно нарушить со мной контракт, но только решение это последовало слишком поздно: в начале марта мне объявили его, а в конце февраля кончился мой контракт…
После меня Ярославский театр имел несколько антрепренеров, но кассиром в нем все время пребывал Смирнов, впоследствии сделавшийся его владельцем и вот каким образом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воспоминания театрального антрепренера"
Книги похожие на "Воспоминания театрального антрепренера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера"
Отзывы читателей о книге "Воспоминания театрального антрепренера", комментарии и мнения людей о произведении.