О. Федорова - Допетровская Русь. Исторические портреты.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Допетровская Русь. Исторические портреты."
Описание и краткое содержание "Допетровская Русь. Исторические портреты." читать бесплатно онлайн.
За семь веков — с IX no XVII - Россия прошла путь от Киевской Руси через татаро-монгольское иго и раздробленность, через усиление великого хняэкества Московского и налет Русского царства, и вплотную приблизилась к провозглашению Всероссийской империи. За это время сменились многие поколения правителей, которые оказали решающее влияние на будущее России.
Книга знакомит нас с различными, порой противоречивыми, интерпретациями одних н тех же фактов истории нашей страны, останавливаясь на неизвестных фактах на жизни людей, сыгравших важнейшую роль > становлении России как государства, распространившего свое влияние на огромную территорию Европы и Азии.
Книга адресована широкому читателю, интересующемуся историей России.
Память
В 1422 г. Русская православная церковь канонизировала Сергия Радонежского. Мощи его покоятся в серебряной раке в соборном храме Троицкого монастыря. Они стали святыней русской церкви. В 1530 г. великий князь Иван IV Васильевич при крещении в Сергиевой обители был положен в раку преподобного «в знак препоручения покровительству его». Уже будучи царём, Иван Грозный создаст походную церковь во имя святого угодника Сергия Радонежского.
И с того времени в России будет существовать артиллерийская церковь во имя Сергия. Икону преподобного Сергия, писанную на его гробовой доске{107}, брали цари Алексей Михайлович, Пётр I в военные походы. Ею же митрополит Платон благословит Александра I на Отечественную войну 1812 г. с Наполеоном.
В последние десятилетия много пишут о разорении церквей и монастырей в послеоктябрьский период истории страны. Коснулось это и Троице-Сергиева монастыря и даже раки преподобного Сергия. Определённое время пытались принизить роль и значение великих дел Сергия. Но историческая память народа хранит имена своих святых, своих героев.
Княжение Василия I
Дмитрий Донской умер на тридцать девятом году жизни. Сохранились различные варианты «Духовной грамоты» князя с его личными печатями. Одна из грамот была составлена им незадолго до смерти — в 1389 г. В документах отразились не только хозяйственные заботы князя — кому что наследовать. Завещание запечатлело новую политическую обстановку в стране. Дмитрий Донской передавал старшему сыну владимирский великокняжеский стол как свою вотчину — о ханском ярлыке на великое княжение даже не упоминалось. Территория владимирских и московских земель представлялась как нечто единое. Определённые имена своим сыновьям Дмитрий дал не случайно. Имя старшего сына — Василий, что с греческого означало «царь». Раньше в княжеских домах на Руси это имя не встречалось. Другого сына Дмитрий назвал Юрием
(так звучало на Руси имя Георгий) — в честь Георгия Победоносца. Наследником Дмитрия Донского будет его сын Василий I (1389-1425). В 1384 г., тринадцатилетним мальчиком, он стал заложником в Орде. Это продолжалось до 1388 г. В восемнадцать лет — он великий князь Московский.
Василий довольно успешно продолжил политику своего отца. При нём значительно расширились московские владения. Через три года после начала своего княжения он отправился в Орду и купил у хана Тохтамыша ярлык на княжение в Нижегородском и Муромском уделах, причём нижегородские бояре явно поддерживали Василия I, потому что нуждались в силе московского князя. Вскоре Василий I присоединил и Тарусское княжество. Но вот новгородцы не желали быть зависимыми от Москвы и не хотели платить пошлины великому князю Московскому. Они стремились уничтожить даже церковную зависимость от московского митрополита, Василий подавил сопротивление Новгорода.
При Василии I Русь испытала два нашествия. Первое было совершено под предводительством Тимура (1336-1405) — в Европе его звали Тамерланом. В довольно короткое время из мелкого среднеазиатского правителя он превратился в крупного завоевателя. Империя великих чингиситов была уничтожена. В Орде Тимура воспринимали как покорителя вселенной. Он разгромил Орду, совершил походы в Персию, Закавказье, Малую Азию, Индию. Там, где проходили его войска, оставались разрушенными города и сёла, умирали десятки тысяч людей. Мучительной смерти не могли избегнуть ни вражеские воины, ни провинившиеся свои, ни мирные жители — даже женщины и дети. Не зря «Тимур» в переводе на русский язык — «железо». Его называли ещё Тимуленк, что означало — «хромой Тимур». Физическое увечье не помешало ему стать удачливым завоевателем и проводить «железную» политику по отношению к покорённым народам. Столицей своей империи он сделал Самарканд.
В 1395 г. войска Тимура подошли к русскому городу Ельцу и разграбили его. Василий I во главе русского войска вышел навстречу врагу. Но битва не состоялась, так как Тимур повернул назад. Это событие историки объясняют по-разному. Большинство из них считают, что войска Тимура просто уже устали к тому времени и не были способны вести долгую борьбу с основными объединёнными силами Руси. Существует и утверждение, что Тимур поспешил домой, узнав о рождении сына. Но в народных преданиях Руси это объясняется по-другому: Богоматерь защитила Русь. В тот день, когда Тимур повернул свое войско с Русской земли, жители Москвы встречали Владимирскую икону Божией Матери. Накануне Василий I велел перенести её из Владимира в Москву. С тех пор она и находится в Москве, став главной её святыней. По выражению Н. И. Костомарова, событие 1395 г. подняло «нравственное значение Москвы».
В Орде начались смуты, и Василий I решил воспользоваться этим: он перестал платить татарам дань. Но эмир Едигей (Идигу), который с 1399 г. стал фактическим правителем Орды, в 1408 г. направил свои войска на русские земли. Выли сожжены и разграблены Нижний Новгород, Ростов, Серпухов и другие города и сёла. Москву удалось спасти. Едигей получил выкуп и вернулся в Орду, где снова начинались смуты. Ордынская зависимость вновь была восстановлена. Но Золотой Орде как единому государству в XV в. будет суждено распасться на Сибирское, Казанское и другие ханства.
Власть великого князя Василия Дмитриевича всё более возрастала на Руси. Даже князья, земли которых ещё сохраняли суверенитет, вынуждены были ему подчиняться. На положение великокняжеских слуг переходили некоторые князья и становились воеводами и наместниками, но княжеские права на свои земли они сохраняли. Их называли «служилыми» князьями. Среди них были стародубские, оболенские, белозерские князья. При Василии I появляются новые административные единицы — уезды. Когда-то они были самостоятельными княжествами, теперь ими управляли великокняжеские наместники.
Московский великий князь стал главой объединённых русских воинских сил. Он же вёл переговоры с Ордой, с великим князем Литовским от имени всей Руси.
Война за великокняжеский стол. Церковь и государство при Василии Тёмном
Во второй четверти XV в. произошла война внутри Русского государства между претендентами на великокняжеский стол. Главными из них были брат умершего Василия I Юрий Дмитриевич, известный как отважный воин, строитель крепостей, храмов, монастырей, и малолетний сын Василия I — Василий II(1415-1462).
Ещё по завещанию Дмитрия Донского стол должен был перейти после смерти Василия Юрию. Он владел подмосковным Звенигородом, Галичем в Костромской земле. В завещании Дмитрия Донского ничего не было сказано, какой порядок наследования будет после рождения сына у Василия.
Василий I назначил опекуном своего сына — Василия II — великого князя Литовского Витовта, так как тот был женат на его дочери Софье. Она с помощью отца и стала после смерти мужа фактической правительницей при малолетнем сыне. Юрий Дмитриевич понял, что не сможет противостоять сильному Витовту, и признал в 1428 г. Василия II как великого князя. Василию II было тогда тринадцать лет. Но через два года Витовт умер, и Юрий в 1433 г. выступил против Москвы и разбил войска юного великого князя. Юрий занял Москву и стал великим князем Московским, а своему племяннику отдал в удел Коломну. Но московские бояре явно поддерживали Василия II. Юрий понял надвигавшуюся опасность и покинул Москву. Через год он вернётся в Москву и снова станет великим князем, но будет им лишь два с половиной месяца. 5 июня 1434 г, он умрёт, но борьба за великокняжеский стол продолжится.
Младшие сыновья Юрия Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный вначале признали Василия великим князем, но их старший брат Василий Косой решил бороться за великокняжеский стол. Вскоре к нему присоединились и младшие братья. Началась братоубийственная война, которая длилась тридцать лет и сопровождалась жестокостью и с той, и с другой стороны. Для подавления противника привлекалось, как и в далёкие времена, татарское войско. Власть оказывалась то в руках Василия Васильевича, то в руках Шемяки. Однажды Василий II попал в руки Шемяки, был им ослеплён и отправлен в Углич. С тех пор его стали называть Василий Тёмный. Но ведь и он в своё время ослепил за предательство боярина Ивана Всеволожского и своего двоюродного брата Василия (Косого). Борьба за власть не знала предела жестокости даже по отношению к своим соотечественникам или родственникам.
Через год после ослепления Василий II (Тёмный) победил своего врага и снова стал великим князем. Ему помог тверской князь, да и москвичи всё же были на его стороне. Княжение Василия II (1425-1462) сопровождалось не только сложностями политического междоусобного характера, но и напряжённой обстановкой в церковной жизни.
В 1431 г. после смерти митрополита Фотия патриарх Константинопольский назначил русским митрополитом грека Исидора{108}, хотя в Москве желали видеть митрополитом рязанского епископа Иону. В это время Константинопольская церковь была в тяжёлом положении (надвигалась турецкая опасность). Пытаясь найти помощь на католическом Западе, в 1439 г. на Флорентийском соборе она заключила унию{109} с Западной церковью — согласилась признать верховную власть римского папы, и русский митрополит Исидор, присутствовавший на этом соборе, тоже подписал акт унии. Он вернулся в Москву уже в качестве папского уполномоченного для всех «северных стран» в сане римского кардинала. Исидор ещё по дороге в Москву всюду объявлял о соединении католической и православной церквей как о реальном факте. Он даже провёл целую зиму 1440-1441 г. в Киеве. Но киевляне, очевидно вначале оторопев от такой новости, хотя и не сразу, но всё же выгнали его за пределы города, не потерпев вероотступничества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Допетровская Русь. Исторические портреты."
Книги похожие на "Допетровская Русь. Исторические портреты." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О. Федорова - Допетровская Русь. Исторические портреты."
Отзывы читателей о книге "Допетровская Русь. Исторические портреты.", комментарии и мнения людей о произведении.