Джон Мэн - Чингисхан
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чингисхан"
Описание и краткое содержание "Чингисхан" читать бесплатно онлайн.
336
337
ДЖОН МЭН
ЧИНГИСХАН
православной церкви, скрывающий, а затем раскрывающий прячущуюся за ним тайну, я почувствовал, что меня тянет к чему-то более величественному, чем просто земное.
Внутри стояло само божество, огромная и утопающая в тени четырехметровая фигура Будды под нависающим фри зом с изображением драконов. Ее охраняли одетые в двойки и в мягких фетровых черных шляпах - Черные Шапки, свире пые, как сторожевые собаки. Объявление предупреждало: не фотографировать. У ослушников пленку просто выдирали из фотоаппарата (у меня на глазах это совершили над несчаст ными монгольскими туристами). При виде того, с какой серь езностью они выполняют свои обязанности, я почувствовал, как у меня испаряются последние остатки скептицизма. Воз можно, наглядное проявление веры у других, а не букваль ное содержание этой веры производит чувство святости.
Молодой черношапочник по имени Булаг провел нас ми мо маячившего над нашими головами мраморного воплощения веры, и, когда мои глаза привыкли к сумраку помещения, я увидел за его спиной колоссальную карту, демонстрирую щую размеры Монгольской империи. Мы с самым смиренным видом проследовали в заднюю комнату, где под множеством свисающих вниз знамен, похожих на кричащие рождествен ские декорации, стояли три юрты. Это был Зал траура, и три юрты предназначались для самого Чингиса, его старшей жены Буртэ и для Гурбелчин, тангутской царевны, которую од ни превозносят, а другие, наоборот, клянут как убийцу, но тут обожают за верность. Мы положили наши хатаги вместе с бутылкой. Мы преклонили колени. Мы зажгли благовоние. Булаг пробормотал молитву по-монгольски: «Святой Чин гисхан, Джон и Джоригт пришли сегодня помолиться у тво ей могилы. Просим тебя, даруй им удачу в их работе».
А потом, благодаря тому что Чингис отозвался на наши молитвы, ко мне вернулся скептицизм. В общем, это и было именно тем, что было необходимо для этой работы. Меня
338
окружали реликвии, такие же невероятные, как щепка от Креста Господня. Тут были Святой Лук и Колчан, Чудотвор ное Молочное Ведро и Святое Седло, одно из двух экспони руемых, с серебряными луками. То, которое справа, сказал Булаг, это седло Чингиса. То, что слева, передали в Мавзолей в XVI I веке, оно принадлежало последнему монгольскому императору Лугданхану. Оба были в подозрительно хорошем состоянии.
Седло Лугданхана заслуживает небольшого отступления в нашем повествовании. Двойня седла Чингиса, оно пред ставляет собой претензию на принадлежность к имперско му наследию. Лугдан предпринял обреченную на поражение попытку восстановить монгольскую независимость и единство, когда над Монголией нависла черная туча маньчжурского нашествия. Но к этому времени монгольская независимость уже была безнадежно подорвана внутренней междоусобицей и буддийскими связями с Китаем. Лугдан попробовал разру бить создавшийся клубок, объявив себя всем понемножку: китайским императором, наследником Юаньской (монгольской) династии, Чингисидом и буддийским святым с примесью монгольского шаманизма. Седло символизирует его попытку походить на Чингиса во всем, предмет за пред метом и действием за действием, и в некоем новом целом. Он слишком разбрасывался, погубил свои планы алчностью и надменностью и в 1634 году умер от оспы. Через два года Монголия была в руках маньчжуров.
Написанные на стенах фрески рассказывали о славных днях правления Чингиса и очень сильно напоминали мод ные модели 1930-х годов — все изысканно, элегантно, и ма терия ниспадает красивыми складками, ничто не портит со вершенства, мужчины и женщины воплощение счастья. Вот Чингис восседает над всей своей единой империей, там Ху- билай дает титул основателя династии своему деду, который смотрит на него с Голубого Неба, а по бокам у него драконы. Певцы никогда не были так счастливы петь, девушки нико-
339
ДЖОН МЭН
ЧИНГИСХАН
гда не испытывали такой гордости, поднося шелковые шар фы. Иностранцы не могут дождаться момента, когда они смогут поднести свои дары и товары, потому что Чингис был человеком, который соединял Восток с Западом и поощрял обмен искусством, ученостью, обеспечивал благополучие всех и каждого.
И ни одного трупа.
Десять лет храм все с большим успехом выполнял отведен ную ему роль и в 1960-е годы пользовался небывалым пре стижем. В 1962 году Монголия объявила 800-летие рожде ния Чингиса и наметила провести пышное празднование. В самой Монголии это обернулось катастрофой. Монголия была советским сателлитом. Для русских Чингисхан был аг рессором, уничтожителем культуры. Празднование внезапно прекратилось, его вдохновители оказались в опале. Но что ка сается Китая, то там очень хорошо представляли себе, какие выгоды может принести культ Чингисхана, и в том же году в Ограде Господина собрали небывалое количество людей. В проведенной с небывалым размахом праздничной церемо нии, которая прекрасно соответствовала официальной ли нии властей, приняли участие 30 000 людей, в основном мон голов. При условии твердой поддержки партии со стороны монголов Внутренняя Монголия будет прочным бастионом в борьбе с надвигающейся через Гоби советской угрозой.
Но когда в 1967 году Мао развернул культурную револю цию, Чингис вдруг впал в немилость. Не должно быть ника ких сопоставлений с прошлым, новый герой собирался на чать эру, которая затмит Чингиса. «Герой! — писал Мао в из девательском стихотворении. — Тот, кем Небо гордится не одно поколение! Что знал он, кроме охоты с беркутом». Вме сте с культурной революцией Мао запустил волну ксенофо бии. На монгольской земле монголы стали жертвами кампании, а главным объектом нападок стала Народно-революци онная партия Внутренней Монголии, которую обвиняли в
340
том, что она хочет полной независимости для Внутренней Монголии и ставит долговременную цель воссоединения с самой Монголией и будто бы создания новой Монгольской империи. Теперь массы должны объединиться против угро зы панмонголизма.
Для монголов настали трудные времена, как вспоминал Джоригт. Его отец работал чиновником в одном маленьком городке, и эта работа позволила семье перебраться из степ ной юрты в городской дом. Потом пришло время, когда его арестовали.
- За то, что он был чиновником?
- Из-за того, что он был монголом!
- С ним плохо обращались?
- Конечно, плохо! Он мог ходить, но руки были переби ты. И у него на теле поставили клеймо. Он был «собакой», по тому что был образованным, и, если я говорил об этом, меня называли «молодой собакой». Мы должны были стать «крас ными», а не «белыми», т. е. образованными. - Он задумался, охваченный воспоминаниями. - Это долгая история, столь ко опасного произошло.
- Что запомнилось сильнее всего?
- Слишком многое сильно вспоминается! Давайте не бу дем об этом говорить.
Главным символом монгольского националиста и мон гольского религиозного чувства был, естественно, Мавзолей, но в глазах деятелей культурной революции он был символом реакционных устремлений, центром, порождающим преда тельство, штабом панмонгольских заговорщиков. В 1968 году хунвейбины разнесли Мавзолей и уничтожили все, что имело какую-то ценность: Лук, Колчан, Чудодейственное Молочное Ведро, знамена, юрты — не осталось ничего.
Все эти предметы обладали определенной ценностью, некоторым было сто, а некоторым, возможно, и несколько сот лет. Но с их уничтожением появилась соблазнительная
341
ДЖОН МЭН
ЧИНГИСХАН
мысль, что что-нибудь все же могло относиться и к более ранним временам, может быть, даже к временам Чингисхана. Начуг, руководитель Института исследований Чингисхана при Мавзолее, определенно уверен, что так оно и было. Как, например, быть с содержимым серебряного гроба, о котором Латтимору говорили, что в нем якобы находится тело Чинги- са или его пепел? Ну, что вам сказать, Начуг не знает о теле. Как там могло быть тело, если его погребли в степи и место помнила только верблюдиха? Все, что ему известно, - это то, что, возможно, оно хранит «последнее дыхание Господина».
- Вы имеете в виду — просто... — Я не решался произнести это слово. - Просто воздух?
- Нет-нет. В ящике находился клок шерсти белого верблюда. И эта шерсть хранила последний вздох Чингисхана.
Я ничего не понимал. Все это пока звучало как волнение воздуха.
- Видите ли, на шерсти было немного крови.
Как-то само собой получилось, что к 1960-м годам легенда о теле развеялась, оставив после себя только легкий след. Пятнышко крови на пряди верблюжьей шерсти, которым пользовались как ватой, чтобы вытирать царские губы.
- Там еще была пуповина. Вот что было в гробе, которому мы здесь поклонялись.
- А это действительно там было?
- Ну, что я скажу, ящик никогда не открывали. Только поклонялись.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чингисхан"
Книги похожие на "Чингисхан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Мэн - Чингисхан"
Отзывы читателей о книге "Чингисхан", комментарии и мнения людей о произведении.