Вера Панова - Собрание сочинений (Том 4)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений (Том 4)"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений (Том 4)" читать бесплатно онлайн.
В том вошли драматургические произведения В. Ф. Пановой - пьесы "В старой Москве", "Метелица", "Бессонница", "Еще не вечер", "Свадьба как свадьба", историческая драма "Тредьяковский и Волынский" и др.
Составление и подготовка текста А. Нинова и Н. Озеровой-Пановой.
Примечания А. Нинова.
З и н а. Александр Андреич, не надо так смеяться, я вас люблю!
Молчание.
Е л ь н и к о в. Вы уходите?
З и н а. Да...
Е л ь н и к о в. Не уходите. Сядьте.
З и н а. Зачем?
Е л ь н и к о в. Вы пришли сюда веселая, а уходите грустная, - я не хочу.
З и н а. По-моему, это вам безразлично.
Е л ь н и к о в. Сядьте! (Зина садится.) Знаете что?
З и н а. Что?
Е л ь н и к о в. Давайте немного помолчим.
З и н а. Хорошо. (Молчание.)
Е л ь н и к о в. Полагается говорить всякие вещи... Например, что вы наверное ошибаетесь... что вы это просто придумали, чтобы еще интереснее было жить... Ведь вам интересно жить?
З и н а. Да!
Е л ь н и к о в. Ну, а так еще интереснее, правда?
З и н а. Да...
Е л ь н и к о в. Вот... И еще многое можно сказать... Что я вдвое старше вас... Что я - вы знаете... Не хочу говорить. Пройдет некоторое время, вы сами все это скажете себе. А я только скажу, что благодарен вам от всего сердца. (Зина встает.) Уходите?
З и н а. Да.
Е л ь н и к о в. Но я же не хочу, чтобы вы ушли грустная и оскорбленная!
З и н а. Я не оскорбленная. Вы ничего не понимаете, Александр Андреич. Вы ничего не понимаете! Я думала, вы понимаете все на свете... Ну, да о чем мы говорим, просто смешно... Нет и нет. Ведь нет?
Е л ь н и к о в. Нет.
З и н а. Ну вот. По-честному. Я ужасная дура. (С новым выраженьем.) Александр Андреич! Когда вы будете понимать разные вещи, кроме музыки, вы меня как-нибудь известите; я за вас порадуюсь. (Идет и возвращается.) И если вам когда-нибудь захочется сказать "да" - вы скажите; я никогда не отвечу "нет"!
Уходит. Ельников один. Почти совсем стемнело. Входят С е д о в и К р а м и н.
Е л ь н и к о в. Владимир Ипполитович!?
К р а м и н (останавливается). А!..
Е л ь н и к о в. Вот встреча...
К р а м и н. Мир очень тесен.
Е л ь н и к о в. Я не знал, что вы здесь.
К р а м и н. А я знал, что вы здесь.
Молчание.
Е л ь н и к о в. Жизнь так же хороша, как была?
К р а м и н. Лучше.
Е л ь н и к о в. Лучше?
К р а м и н. Послушайте... (Садится на скамью.) Вы сказочник?
Е л ь н и к о в. В каком смысле?
К р а м и н. В самом обычном смысле. Конечно, вы сказочник, потому что вы музыкант. Нет ничего более волнующего, чем столкновение злой силы с доброй; все сказки на свете сложены об этом. В детстве я волновался: кто победит? Потом принял мудрость, что побеждает обязательно Добро. Нам с вами повезло фантастически: как раз в тот отрезок вечности, когда мы с вами имеем честь осмысленно существовать, Добро и Зло схлестнулись в битве, выходящей за пределы человеческого опыта; и сейчас мы участники в торжественнейшем апофеозе Добра, какой когда-либо видела история. Мы с вами помогли очистить мир от мракобесия и крови, чтобы живым людям легче было дышать и работать. Согласитесь, что такая удача выпадает на долю не каждого существования.
Молчание.
Е л ь н и к о в. Итак, мы удачники?
К р а м и н. Несомненно.
Молчание.
Е л ь н и к о в. Вы надолго?
К р а м и н. Нет, в командировку.
Е л ь н и к о в. Мы встретимся?
К р а м и н. Завтра я уезжаю.
Е л ь н и к о в. Жаль, что мы встретились только сегодня. Почему Иван Иваныч не сказал мне?
К р а м и н. Он не был уверен, что встреча со мной доставит вам удовольствие.
Е л ь н и к о в. Жаль...
Молчание.
К р а м и н. Потеря аппетита, бессонница, - или все уже в порядке?
Е л ь н и к о в. Бессонница.
К р а м и н. А больше всего удручает милосердие окружающих, не правда ли? Девушки предлагают любовь.
Е л ь н и к о в (усмехнувшись). Девушки предлагают любовь.
К р а м и н. Вы счастливее меня: вас не переводят через улицу. Когда переводят через улицу - это ужасно. Что вы делаете?
Е л ь н и к о в. Учу детей теории музыки.
К р а м и н. И успешно?
Е л ь н и к о в. Представьте - да.
К р а м и н. Хорошо; у нас маловато теории при обширной практике всякого рода... И все?
Е л ь н и к о в. Настройщик фортепьяно.
К р а м и н. Хорошо. (Встает.) Мне пора. Вам не интересно узнать, где сейчас Зинаида Александровна?
Е л ь н и к о в. В Москве, надо полагать.
К р а м и н. Нет, в пути - едет сюда. Я видел свежую афишу. Даст здесь два концерта. В гостинице сбились с ног - готовят номер для знаменитости. Пойдете к ней?
Е л ь н и к о в. Вряд ли.
К р а м и н. Непременно пойдите.
Е л ь н и к о в. Зачем?
К р а м и н. Из милосердия. Неужели вы лишите ее эффектного положения? Послушайте, это же для нее клад, она развернулась бы во всем блеске... Не будьте эгоистом, пойдите. Впрочем, она сама к вам придет.
Е л ь н и к о в. Она не знает, что я тут.
К р а м и н. Знает. О вас писали в печати. До свиданья. (Ельников подает ему руку. Левую. Прощаются.) Послушайте, ведь я был прав тогда? Она прошла, как скарлатина? Или еще шелушится?
Е л ь н и к о в. Затрудняюсь ответить...
К р а м и н. Просто по привычке кажется. Шелуха облетела, кожа чистая, а все представляется, что зудит... За эти годы вся шелуха с нас облетела... Желаю вам счастья! (Уходит с Седовым.)
Е л ь н и к о в (один, после молчания). Счастья?..
СЦЕНА ДЕВЯТАЯ
Декорация первого действия. Весенний день. Ольга Ивановна хозяйничает в кухне. Входит В а с я.
О л ь г а И в а н о в н а. А кто там?
В а с я. Я. (Заглядывает в кухню.) Телеграммы нет?
О л ь г а И в а н о в н а. Нет. Нет еще, Вася. Рано еще быть телеграмме.
В а с я. Думаете - еще не доехала?
О л ь г а И в а н о в н а. Доехать-то она доехала, откровенно говоря, да знаешь, Вася, пока они в себя немножко придут, пока насмотрятся друг на дружку, то да се, - тогда она вспомнит и даст телеграмму; не раньше.
В а с я (после молчания). Пусто стало. Без Кольки.
О л ь г а И в а н о в н а. Вася ты, Вася... Да, пусто. Уехал мой внучонок... Я вот тоже, мечтала внуков иметь. Надя не захотела. У нее свету в очах не было, кроме Саши, - не захотела детей, и все... Я считаю, что это ошибка с ее стороны. (Длинный капризный звонок.) Это Зина. (Отворяет, впускает Зину.) Ну что?
З и н а. Ну ничего.
О л ь г а И в а н о в н а. Сдала?
З и н а. Ну конечно, сдала. Ко мне никто не приходил?
О л ь г а И в а н о в н а. Нет. Ты что такая?..
З и н а. Есть хочу.
О л ь г а И в а н о в н а. Иди, ешь.
З и н а. Не хочу. (Уходит в свою комнату.)
О л ь г а И в а н о в н а (Васе). Видел?
В а с я. Куксится девчонка.
О л ь г а И в а н о в н а. Да... Хорошее дело - детишки в доме. Будь у меня внуки, я бы не тучнела. И поясницу бы так не чувствовала... Самые счастливые мои годы, Вася, откровенно говоря, это когда Саша был маленький. (Помолчав.) Его и тогда все любили. (Входит Зина, ищет что-то.) Занятный был такой...
З и н а. Это же ужас, что такое... Ну скажите, люди добрые, куда я ее положила?.. Александр Андреич еще не приходил?
О л ь г а И в а н о в н а. Нет. А тебе он зачем, Зинуша?
З и н а. Я хочу, чтобы он пришел в половине второго.
О л ь г а И в а н о в н а. Он и придет в половине второго. Он всегда приходит в половине второго... (Васе.) Помню, как научился букву "ры" выговаривать, так везде ее на место "лы" совал: не скажет лапа, а рапа; не лошадь, а рошадь...
З и н а. Рошадь... Рошадь, а у рошади четыре рапы... Вот как сейчас помню - держала в руках, а куда положила?.. Вот тут я стояла и держала в руках...
О л ь г а И в а н о в н а. Ты что потеряла?
З и н а. Заколку для волос. Ну, как я буду - так?.. (Встряхивает головой так, что прядь волос падает на лицо.) Ольга Ивановна! Ну, как я буду?.. (Обнимает Ольгу Ивановну, горько плачет.)
О л ь г а И в а н о в н а. Зина ты, Зина...
З и н а (громко сморкается). Это я просто так... Не обращайте внимания... Просто зашла в комнату, Колькина кроватка стоит пустая, Манечкина пудреница, мне стало грустно... (Вася уходит в свою комнату.) Папа едет в Москву, и я должна ехать...
О л ь г а И в а н о в н а. Вот твоя заколка, Зинуша Под полотенцем.
З и н а. Спасибо... Который час?
О л ь г а И в а н о в н а. Да уж второй, должно быть... Зинуша, милая ты моя...
З и н а. Я не хочу уезжать. Папа не понимает, говорит - в Москве жить - счастье... Почем он знает, где мое счастье? Кроме меня, ни один человек не может это знать, правда?
О л ь г а И в а н о в н а. Правда, Зинуша, правда... Ты же есть хотела, садись тут со мной, я тебе налью горяченького... (Звонок.) Я отворю.
З и н а. Нет, я. Это ко мне. (Открывает дверь и впускает Вальку. Валька приодет, в руке у него футляр со скрипкой.)
В а л ь к а. Здравствуйте.
З и н а. Ты пришел. Клади фуражку вот сюда и иди сюда. (Вводит Вальку в комнату Ельниковых.) Садись. Я ужасно боялась, что тебе не передадут записку, или что ты забудешь скрипку, или что-нибудь помешает...
В а л ь к а. Да, у нас экзамены, но в общем я пришел.
З и н а. У меня дело к тебе. (Из папки на столе достает рукопись Ельникова.) Ты можешь сыграть вот это?
В а л ь к а. Сейчас?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений (Том 4)"
Книги похожие на "Собрание сочинений (Том 4)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Панова - Собрание сочинений (Том 4)"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений (Том 4)", комментарии и мнения людей о произведении.