» » » » Александр Генис - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ


Авторские права

Александр Генис - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Генис - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Генис - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Рейтинг:
Название:
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ"

Описание и краткое содержание "ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ" читать бесплатно онлайн.



Вам когда-нибудь хотелось найти собеседника, который заразит вас духом исследователя и путешественника, оживит для вас образы древнего искусства Греции и Востока, пробудит свежее восприятие современности и поможет разглядеть очертания той завтрашней культуры, что сумеет преодолеть пропасть между массами и элитой? Новая книга Александра Гениса, написанная в экспериментальном жанре лирической культурологии, готовит читателя к тайнам и парадоксам XXI века, вступлением к которому она и задумана.






Как бы странно это ни звучало, но сегодня без консультации даосов не обходится почти ни одно крупное строительство в США. Дональд Трамп, например, начиная реконструкцию своего знаменитого небоскреба Трамп-тауэр, обратился за помощью к самому известному в нью-йоркском Чайнатауне геоманту Тин Суну.

Помимо прямого вторжения Востока, на ориентализацию и архаизацию Запада работает пятая колонна — “зеленые”. Пытаясь углубить экологическое движение, придав ему религиозный характер, они вновь оживили

242


один из самых устойчивых в западной цивилизации мифов — о “благородном дикаре”.

В Америке эту роль, естественно, играют индейцы. Неофиты их языческих верований следуют старинным обрядам, поклоняются духам земли и воды, медитируют, участвуют в праздничных церемониях, совершают паломничества в священные места, ищут совета и руководства у шаманов. Теперь в каждом американском торговом центре можно найти магазинчик, торгующий индейскими амулетами, травами, книгами целителей, ритуальными изображениями, музыкальными записями и прочими артефактами, необходимыми для отправления языческих культов. Это движение распространяется со стремительностью, пугающей коренных американцев, которые считают, что белые пытаются вновь завладеть их — на этот раз духовным — достоянием.

В ряду тех же интимных перемен, меняющих западное самосознание, — одиозный мультикультурализм. Концепция, придавшая слову “культура” множественное число, вовсе не исчерпывается демагогической тактикой университетов, пытающихся впустить в академические программы обойденные меньшинства. Это вообще не столько программа действий, сколько констатация уже сложившейся ситуации: “благородные дикари” настолько завладели воображением Запада, что благородными дикарями стали мы сами.

Истинный плюрализм культур ведет не к насильственному их уравниванию, а к тому синтезу, который, собственно, и называется планетарной цивилизацией. Билет в нее Востоку оплачивает западная наука, а Западу — восточная мистика.

Новая синтетическая культура живет исключительно в настоящем времени, но само это время зыбко, подвижно, текуче, ибо оно постоянно создается из прошлого. История тут приобретает новый смысл. В ней мы ищем не урок на будущее, а материал для реконструкции на-

243


стоящего. История нужна нам, чтобы услышать, по выражению Шнитке, “единовременный аккорд” жизни.

Характерно, что главной машиной постиндустриальной цивилизации стал компьютер, чьим девизом могли бы стать слова Конфуция: “Я передаю, а не сочиняю”.

Сжимаясь под демографическим, геополитическим и коммуникационным давлением, постиндустриальное пространство проникает в сферы сознания. Информационная цивилизация нуждается не в материальных, а в духовных ресурсах. Объект ее экспансии — психика. Воображение — вот сфера ее активности. Удовлетворяя наши фантазии, она и сама питается ими.

Интересуясь преимущественно сознанием, эта культура заведомо эфемерна: она оставляет следы только в нашей душе. Неспособная пережить нас, она лишена интереса к непреходящему. Ей чужда фаустовская мечта об “остановленном мгновении”. Ее не соблазняет утопия застывшего в веках “золотого века”. Оставшись без будущего, мы обречены постоянно творить настоящее из прошлого.

В этом эклектическом и анахроническом настоящем времени и начинает расти новая Вавилонская башня, которой предстоит оправдать оба названия города, давшего ей имя. Библия производила его от еврейского глагола balat, что означает “путать, смешивать, соединять разное”, но на языке самих строителей Bab-ili — это “врата Бога”.


1995


ПРИМЕЧАНИЯ


1. Юнг К. Г. Проблемы души современного человека. //Архетип и символ. М., Renaissance, 1991. С.212.

2. Вот яркое описание такого сознания:“Религиозное чувство заключается в том, что за явлениями зримого мира человек пытается угадать реальность иного, высшего порядка. Мир выглядит ареной действия тайных, глубоко спрятанных, невероятно могущественных сил”. Быков Дм. Персонажи в поисках автора: К типологии советской религиозности. — “Литературная газета”, 1993, 1 февраля.

3. Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Прогресс-Академия, 1992. С.15.

4. Дичев И. Шесть размышлений о постмодернизме. //Сознание в социокультурном измерении. М., 1990. С. З.

5. Там же. С.37.

6. См., напр., статью Г. Померанца “Из чаши стыда”, в которой автор предлагает интеллигенции заняться моделированием нового универсального означаемого для постсоветского общества. Один из вариантов — “русская культура”.- “Сегодня”, 1994, 15 января.

7. Леви-Строс К. Мифологичные. 1. Сырое и вареное. Цит. по: Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С.40.

8. Сорокин В. Норма. Цит. по рукописи. С.347.

9. Baudrillard J. Simulations. N.Y., Columbia University, 1983. P.11.

10. Подобные феномены подробно рассматриваются в работе М. Эпштейна “Истоки и смысл русского постмодернизма” (в печати), где автор ведет их происхождение от “потемкинских деревень”.

11. Ср.: “Природа есть создаваемая культурой идеальная модель своего антипода”. Лотман Ю. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.Т.1.С.9.

12. HaylesN. E. Complex Dynamics in Literature and Science. //Chaos and order. The University of Chicago Press, 1991. P. 14.

13. Западная славистка К. Кларк в книге “Советский роман” пишет о конфликте “организованности со стихийностью” как о главном во всем соцреалистическом искусстве. См.: Clark К. The Soviet Novel: History as Ritual. The University of Chicago Press. 1985.

14. Платонов А. Пролетарская поэзия. // Собр. соч.: В Зт. М., 1985. Т.3.

15. Пригожин И. Переоткрытие времени. — “Вопросы философии”, 1989, №8. С.9.

16. Porush D. Fictions as Dissipative Structures: Prigogine's Theory and Postmodernism's Roadshow. // Chaos and-order. The University of Chicago Press, 1991. P.54-85.

17. Термин предложен Istvan Csicsery-Ronay, Jr.

18. Фаулз Д. Волхв. — “Иностранная литература”, 1993, №8. С. 139.

19. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., Гнозис, 1992. С. 18.

20. Прогноз: Беседа А. Боссарт с братьями Стругацкими. — “Огонек”, 1989, №52.

21. Стругацкие А. и Б. Улитка на склоне. Франкфурт, Посев,1972. С.21.

22. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного.//Архетип и символ. М., Renaissance, 1991. С.99.

23. Стругацкие А. и Б. Сценарии. Текст, М., 1993. С.345.

24. Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления и исследования. М., Искусство, 1991. С.200.

25. Иванов Вяч. Время и вещи. Там же. С. 233.

26. Толстой Л. Собр. соч.: В 8 т. М., 1996. Т.7. С.76.

27. О творческом потенциале пустоты в современном русском искусстве см. работу М. Эпштейна “Пустота как прием. Слово и образ у Ильи Кабакова”. — “Октябрь”, 1993, №10.

28. Лао-цзы. Даодэцзин (Книга пути и благодати). // Из книг мудрецов: Проза древнего Китая. М., 1987. С.73.

29. “Сталкер”. Лит. запись кинофильма. // Стругацкие А. и Б. Сценарии. С.361.

30. Ян Чжу. Лецзы. // Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967. С.54-55.

31. HoffB. DaoofPooh. Penguin books, 1983.

32. Пелевин В. Омон Pa. — “Знамя”, 1992, №5. С.62.

33. Пелевин В. Джон Фаулз и трагедия русского либерализма. — “Независимая газета”, 1993, 20 января.

34. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. Рига, Расма, 1991. С.4-5. Перевод цитаты отредактирован.

35. Успенский П. Tertium Organum. С.-Пб., 1992. С.4.


36. Ср.: “Неожиданно (для позитивистской мысли) выяснилось, что наблюдаемые свойства Вселенной ограничены условиями, подозрительно необходимыми для нашего существования как наблюдателей этой Вселенной…” Троицкий В. Античный космос и современная наука. //Лосев А. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 93.


37. Вспомним еще раз кинематографическую “матрицу времени” А. Тарковского или “органическую живопись” П. Филонова, которая мыслилась как “феномен, живущий собственной жизнью, находясь в постоянном взаимодействии со всеми аспектами окружающей среды”. Боулт Д. Павел Филонов и русский модернизм. //Филонов. М., 1990. С.7.

38. Лотман Ю. Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1992. Т.1.С.16.

39. Пустая часовня, жилище ветра.
Окна зияют, дверь скрипит на ветру.
Мертвые кости чар не таят.

Перевод С. Степанова



40. Полорога В. “Метафизика ландшафта”. М., 1993. С.305. См. также: Кафка Ф. Конструкция сновидения. — “Логос”, 1994, №5; Феноменология тела. М., 1995.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ"

Книги похожие на "ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Генис

Александр Генис - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Генис - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ"

Отзывы читателей о книге "ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.