А. Кокурин - НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)"
Описание и краткое содержание "НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)" читать бесплатно онлайн.
Настоящий Сборник содержит документы о борьбе органов НКВД-МВД СССР с бандитами и вооруженными формированиями националистов в западных областях Украины и Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии в 1940-х — начале 1950-х годов.
В первой главе представлены документы, рассказывающие об обстановке в рассматриваемых регионах в 1939–1941 годах. Вторая глава охватывает период нацистской оккупации (1941–1943 гг.). В третьей главе отражен период 1944–1946 годов, когда сразу после освобождения западных областей СССР от немецкой оккупации началась борьба с вооруженными формированиями националистов. В четвертой главе рассмотрен период 1947–1952 годов, когда все вооруженные формирования националистов были в основном ликвидированы.
Отдельная глава посвящена структуре органов НКВД-МВД, боровшихся с националистическим подпольем
В заключительной шестой главе показано начало возвращения к мирной жизни граждан данных регионов.
Сборник снабжен введением, вводными статьями по главам и научно-справочным аппаратом. Издание представляет интерес для специалистов по истории спецслужб, а также для всех, интересующихся историей Отечества.
Основываясь на всем предшествующем опыте и практике работы по борьбе с бандитизмом, констатируем следующее:
1. В органах ВЧК-ОГПУ вся борьба с бандитизмом сосредоточивалась только в т. н. бандотделах, первоначально существовавших самостоятельно, а впоследствии вошедших в качестве самостоятельных отделений в Контрразведывательные отделы (КРО).
В этой структуре функциональности заключался глубокий смысл, так как опыт борьбы с бандитизмом показал, что все виды бандитизма, даже уголовного, не считая, конечно, чисто политического, закордонного и диверсионного, требуют особых, специфических агентурно-оперативных мероприятий чисто чекистского порядка. Это вызывалось, прежде всего, тем, что бандитизм, как правило, инспирировался контрреволюционным подпольем или закордонными разведками.
Даже уголовный бандитизм зачастую использовался контрреволюционными партиями или же сам по себе перерастал в политические формы, приобретая явно антисоветскую окраску и чаще всего террористическую (например, большинство бандформирований в Грузии во время Отечественной войны).
2. Бандитизм как таковой представляет собой серьезный вид преступности, выделяемый нашим законодательством в группу особо опасных преступлений против государства. И эта особенность требует от нас осуществления целого ряда специальных чекистско-оперативных мероприятий, безусловно обеспечивающих наибольший оперативный эффект.
Существует неверное, вредное и порочное мнение, что там, где отсутствуют действующие бандгруппы, нет необходимости вести чекистскую работу в этом направлении. Нелепость такого мнения очевидна.
Повседневно, планомерно и целеустремленно органы госбезопасности должны пополнять, уточнять и выверять оперативный учет всего бывшего бандэлемента, включая в него и базу в лице пособников и укрывателей, а также легализованных бандитов для того, чтобы вести кропотливую, тщательную и глубокую работу по их агентурному освещению и разработке. Это тем необходимо, что известно, как эти элементы в наиболее напряженные периоды, предшествующие войне или во время войны, а также при осложнениях международной обстановки проявляют склонность к преступной активизации самостоятельно, произвольно или в результате организационных мероприятий со стороны контрреволюционных элементов.
Вторая задача в этом аспекте заключается в том, чтобы в периоды затишья, используя спокойствие оперативной обстановки, обеспечивать себя законсервированной внутренней и маршрутной агентурой с назначением немедленной активизации при появлении или формировании бандгрупп на данной территории, имея целью влитие в эти формирования агентуры для подведения бандгрупп под оперативный удар.
3. В этой связи розыск дезертиров и беглецов из мест заключения, ссылки и высылки приобретает первостепенное значение, ибо из опыта Отечественной войны мы знаем, что, в основном, все бандформирования комплектовались преимущественно за счет беглецов и дезертиров. И это вполне естественное явление, так как этот элемент в силу своего нелегального положения и невозможности в связи с этим находить нормальные средства к существованию, легче всего объединяются в локальные группы или же используются извне контрреволюционными партиями и иностранными разведками.
4. В пользу того, что отделы по борьбе с бандитизмом должны находиться в системе МГБ, говорит и то соображение, что каждая банда в потенциале содержит повстанческие начала, которые, как известно, представляют чистый вид политических устремлений, направленных к свержению советской власти.
В свете изложенных соображений органам милиции, как это было до сих пор, традиционно свойственна работа по борьбе с грабежами, т. е. с действиями, производимыми эпизодическими и случайными формированиями, время от времени занимающимися грабежами и разбоями. Методика борьбы с ними совершенно иная и резко отличается от тактики борьбы с бандитизмом.
Опыт прошлого показал, что недолговременное нахождение отделов по борьбе с бандитизмом в системе милиции не давал положительных результатов и по-прежнему органы госбезопасности вынуждены бывали брать милицию на буксир и возглавлять эту работу, используя личный состав милиции чаще всего в качестве вооруженной силы.
Исходя из этих соображений, я полагаю, что наиболее целесообразно с оперативно-чекистской точки зрения иметь отделы по борьбе с бандитизмом (OOP) именно в системе органов государственной безопасности».
Таким образом, работа по борьбе с националистическим подпольем в западных областях Белоруссии, Украины, а также в Латвии, Литве, Эстонии и Молдавии в марте 1947 — в начале 1953 г. была сосредоточена в рамках МГБ СССР, где в составе 2 главного управления (контрразведывательного) был создан Отдел 2-Н (с 22.04.47 до 03.01.51 начальником этого отдела и заместителем начальника 2 ГУ МГБ СССР работал генерал-лейтенант Я.А. Едунов), а на местах — самостоятельные управления-отделы 2-Н, возглавляемые, в основном, заместителями министра государственной бе- ) зопасности (он же — начальник управления 2-Н), заместителями начальника УМГБ — области (он же — начальник Отдела 2-Н). Так, начальником управления 2-Н и заместителем МГБ Украинской ССР с 22 марта 1947 до 9 сентября 1950 г. работал генерал-майор В.А. Дроздов, возглавлявший в 1943 г. ОББ НКВД СССР. С 1 марта 1947 г. до 4 октября 1948 г. начальником управления 2-Н и заместителем МГБ Литовской ССР работал бывший начальник УББ МВД Литовской ССР генерал-майор П.М. Капралов. С 4 октября 1948 г. до 20 октября 1951 г. начальником управления 2-Н работал полковник И.Б. Почкай, а с 20 октября 1951 г. до 16 марта 1953 г. — подполковник Т.Н. Жупиков.
После смерти И.В. Сталина и последующего вслед за этим объединения МВД СССР и МГБ СССР в одно министерство: МВД СССР во главе с Л.П. Берия, работа по борьбе с нацподпольем была сосредоточена в 4 управлении (секретно-политическом) во главе с генерал-лейтенантом Н.С. Сазыкиным (заместители начальника управления — генерал-лейтенант Д.Г. Родионов и генерал-майор Г.В. Утехин), где 2 отдел занимался агентурно-оперативной работой по выявлению и пресечению националистических элементов и организаций (до мая 1953 г. Украину, Белоруссию и Прибалтику обслуживало 1 главное управление (контрразведывательное) МВД СССР). В марте — апреле 1953 г. 2 отдел 4 управления МВД СССР возглавлял генерал-майор И.И. Матевосов, а с 7 мая 1953 г. — генерал-лейтенант Г.С. Жуков.
Борьбой с уголовным бандитизмом (в зависимости от статей Уголовного кодекса) с 1947 до 1950 г. занимались, как ГУББ, так и Отдел уголовного розыска (ОУР) ГУМ МВД-МГБ СССР, а с октября 1950 до марта 1953 г. — Отдел-Управление уголовного розыска (уголовного сыска) ГУМ МГБ СССР. С марта 1953 г. — эта работа была возложена на Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР.
5 июня 1953 г. Л.П. Берия направил министру внутренних дел Украинской ССР П.Я. Мешику письмо следующего содержания: «В дополнение к разговору по телефону считаю необходимым отметить, что Ваше письмо от 30 мая с.г. по вопросу численности органов МВД Украины написано непродуманно.
Установленная штатная численность органов МВД УССР вполне достаточна для выполнения стоящих перед ними задач. Такого количества чекистских и войсковых кадров Министерства внутренних дел Украины никогда не имело до войны, даже тогда, когда в республике велась активная борьба с контрреволюцией и ликвидацая банд, действовавших в ряде областей. Западные же области Украины перенасыщены чекистскими кадрами и войсками МВД.
Следовательно, необоснованным и ошибочным является Ваше заявление, что установленная для МВД УССР штатная численность органов мала и что это может нанести ущерб оперативной работе.
Серьезным недостатком в деятельности органов МВД Украины является то, что аппараты областных управлений, по сути дела, работают сами на себя и крайне медленно перестраиваются в чекистской работе.
Штаты органов МВД УССР утверждены. Примите решительные меры к быстрейшему наведению порядка в работе областных управлений, а также аппарата Министерства внутренних дел Украины. Л. Берия».
Как следует из письма Л.П. Берия, П.Я. Мешик жаловался на недостаточную численность чекистских кадров на Украине. По подсчетам авторов, численность сотрудников органов МВД Украины в 1953 г. (после объединения МВД и МГБ) составляла в среднем 2–3 сотрудника на 1000 человек населения республики. Если прибавить к этой численности военнослужащих войск МВД, то на 1000 человек населения получится в среднем 3–5 человек.
В других республиках: в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии и Молдавии отношение количества работников МВД СССР на 1000 человек населения было примерно таким же Заметим также, что по сравнению с мартом—апрелем 1941 г. отношение численности сотрудников органов НКВД-НКГБ и военнослужащих войск НКВД на 1000 человек населения в указанных республиках существенно не изменилось.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)"
Книги похожие на "НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Кокурин - НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)"
Отзывы читателей о книге "НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956)", комментарии и мнения людей о произведении.