М.К.Кантор - Учебник рисования, том. 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Учебник рисования, том. 1"
Описание и краткое содержание "Учебник рисования, том. 1" читать бесплатно онлайн.
Летописи такого рода появляются в русской литературе раз в столетие. Писатель берет на себя ответственность за время и, собирая воедино то, что произошло с каждым из его современников, соединяя личный опыт с историческим, создает эпическое полотно, которое сохраняет все детали, но придает им общий смысл и внятность. Все мы ждали книгу, которая бы объяснила, что же с миром и с нами случилось, и одновременно доказала, что случившееся есть тема художественная, что хаос может оформиться в художественный образ эпохи. Теперь такая книга есть. Это роман Максима Кантора «Учебник рисования».
Эта книга содержит историческую хронику, написанную одним из персонажей. Сочинитель хроники группировал факты и давал характеристики событиям и людям, исходя из своих пристрастий - соответственно, в качестве документа данный текст рассматриваться не может.
- Монгольское иго? - ахнула Тереза фон Майзель, не очень поняв, как там, собственно, получилось дело с большевиками и монголами. - Что это?
- Монголы двести лет владели Россией, - сказал, улыбаясь, Оскар. Он знал и это.
- Двести лет! Lieber Gott! - выпучил глаза барон, а баронесса взялась пальцами за виски и сказала:
- Jesus Christ!
V
Обед проходил хорошо. При всякой перемене блюд Гриша наклонялся к Барбаре и тревожно спрашивал, все ли в порядке, не случилось ли на этот раз беды с пищей. И всякий раз она мило улыбалась и уверяла, что обошлось. Спасибо за заботу, но и на этот раз пронесло. И Гриша, как и положено, облегченно вздыхал и возвращался к своей тарелке. Подали шнапс и коньяк. И опять Гриша смотрел и запоминал, как переворачивают коньячную рюмку над огнем, чтобы тепло вошло внутрь, как рюмку держат потом в ладони, чтобы тепло не отпустить. Заговорили об изобразительном искусстве. Барон поинтересовался, сколько стоит картина Гузкина, изображающая пионерскую линейку.
- Это есть такая колонна пионеров, - объяснил он жене.
- А, колонна, ja, ja, - оживился Фогель-старший.
- Тридцать тысяч, - выпалил Гузкин, и сердце его забилось под замшевым пиджаком.
- Это моя любимая картина, - сказала Барбара фон Майзель, - я в Советском Союзе тоже была бы пионеркой. И ходила бы на пионерские линейки, ха-ха-ха! Вы видели, как я одеваюсь бедным мальчиком? У меня есть русская шапка с ушами для зимы - двухушка? Нет, просто - ушовка.
- Ушанка, - сказал Гриша, - или треух. Классическая русская шапка. У меня есть друг, Эдик Пинкисевич, он всегда ходит в треухе, зимой и летом. Эта шапка некрасивая, но практичная. Домов моды в России ведь нет. - Он засмеялся.
- Но непременно будут. Я очень надеюсь, что будут, - сказала Тереза фон Майзель, - искренне надеюсь, что будут. Увидите, еще откроют и Christian Dior, и Armani. Красота так нужна, особенно в некрасивой стране.
- Uschanka? - сказал Фогель-старший. - Я помню. Нужно носить эти некрасивые шапки в России, потому что там ужасный климат. Очень плохая погода.
Барон достал чековую книжку, размашисто расписался, протянул синюю бумажку Гузкину. Гузкин взял чек, его пальцы сделались холодными. Вот, свершилось. Он держал в руках синюю бумажку, чек на предъявителя в банк, его картину купили за большие деньги, он богат, знаменит. Он сунул чек (плату за творчество) во внутренний карман, туда, где, перехваченные резинкой, уже лежали портреты Лютера (плата за происхождение), и пиджак словно стал тяжелее. Скажите, пожалуйста, невольно подумал он, что ж они, жадобы в Auslanderamt, за геноцид платят такие гроши? Пятьсот - ну что такое пятьсот? А впрочем, тут же остановил он себя, грех жаловаться, грех. Могли бы и ничего не дать: вот советские, те уж точно жлобы - разве репрессированным платили?
- Кто, на ваш взгляд, лучше - Горбачев или Ельцин? - спросила тем временем госпожа фон Майзель и пригубила коньяк. Сделала она это очень мило: просунула нос в рюмку, понюхала, потом лизнула кончиком языка коньяк и изобразила всем лицом испуг от крепости напитка. - Мы здесь так далеко от России, но нам так важно знать правду.
Гриша отметил про себя еще один урок европейского такта: сделав покупку, надо перевести разговор на другое, словно и не случилось ничего особенного. Не в деньгах же счастье.
- Ельцин последовательнее, тверже, - сказал Гриша, - он отменил компартию.
- Ах, это так важно, то, что вы нам здесь говорите. Ельцин будет уничтожать империю коммунизма. Это ведь позитивно, не так ли?
- От коммунизма все зло, - заметил Фогель-старший.
- Коммунизм, мне кажется, - сказала Тереза фон Майзель, - растлил человеческую природу, в этом все дело.
- Как это верно.
- Но коммунизм сам и породил таланты, которые разрушили его, - тихо поаплодировал Грише Фогель-младший. И все обернулись на Гришу и похлопали ему, будто это он, Гриша, развалил коммунизм.
- То, что происходит сейчас, - сказал Юрген, - следствие титанической работы одного человека. Разумеется, всей русской интеллигенции, но все-таки будем справедливы - есть люди, которые сделали больше других. Вложили сердце.
- Мы с Юргеном, - сказал Оскар и сверкнул профессионально обработанными зубами, - всегда восхищались вами, Гриша.
- Мы, - сказал Юрген, - все перед вами в долгу.
- Солженицын, - сказал Гриша скромно, - тоже сделал много. - Он помолчал. - И Сахаров тоже. И Зиновьев, - добавил он, решив быть беспристрастным.
- Будем объективны, Гриша. Больше вас не сделал никто. Просто никто. Солженицын, вы говорите? Если называть вещи своими именами, он ведь толкает Россию вспять, к русской православной идее, к дому Романовых.
- Я не в восторге от Солженицына, - заметил Оскар, - далеко не в восторге. А что вы скажете, барон?
- Он перестал быть актуален, так я считаю, - сказал барон.
- Если честно, барон… - вполголоса сказал Оскар, так, словно сказанное им должно остаться только меж ними с фон Майзелем; но слышали, разумеется, все. - Если совсем честно, барон, я никогда не был в восторге от Солженицына. Никогда. И даже когда все прославляли его «Архипелаг», я всегда, знаете ли, соблюдал дистанцию.
- Как это верно, Оскар.
- У Оскара всегда был безупречный вкус, - сказала Тереза фон Майзель.
- Я не торопился высказывать свое мнение, Тереза, - сказал Оскар, - я его просто имел.
- Я думаю, Оскар, многим следовало бы у вас поучиться.
- Никакой дидактики, Тереза. Просто стараюсь не изменять своему вкусу.
- Но это немало.
- По-моему, совершенно достаточно.
- А посмотрите, к чему пришел Зиновьев? - призвал всех в свидетели Юрген Фогель. - Прославление сталинизма. Он ведь маразматик, ваш Зиновьев, не правда ли?
- Пусть Оскар скажет свое мнение! Я склонна доверять мнению Оскара!
- Я ставлю Зиновьева невысоко.
- Я была уверена!
- Поверьте, Тереза, это незначительная фигура.
- Так кто же, спрошу я вас, последовательно проводит идею свободы?
- Только Гриша Гузкин. Только вы, Гриша, вы один!
- Да, - сказал Гриша, побежденный логикой, - да, если говорить о последовательности, то это так
- Вот видите?
- Но это ведь неимоверная ответственность, Юрген.
- Когда я впервые увидел картины Гриши, мне стало страшно за него, - сказал Оскар, - я спросил Юргена: он не пропадет там, в России? Что сделают с таким человеком?
- Оскар сказал мне в тот вечер: ты обязан привезти его выставку в наш музей!
- И вот вы здесь, Гриша! За ваше творчество! За вашу смелость!
- Кстати, - сказал барон, - хотел спросить у вас совета, Гриша. Вы, с вашими связями, поможете мне. Вы многих знаете в Москве?
- Одна из загадок странного русского общества, - заметила Барбара, люди беспрерывно общаются, и все знают всех, буквально всех.
- Вы бывали в Казахстане? Богатая земля, nicht war? - поинтересовался барон. - Мне предлагают сейчас любопытную концессию. О, я страшный консерватор в делах, но предложение любопытное. Фамилия Луговой вам говорит что-нибудь, не так ли? Он был связан с изобразительным искусством, я прав?
- Влиятельный человек, - сказал Гузкин. Сперва он собирался сказать, что Луговой - палач и держиморда, что Луговой выкручивал руки искусству четверть века подряд. Гузкин уж рот открыл выговорить наболевшее, но удержался. Постепенно он стал усваивать уроки западной жизни: держи эмоции при себе. В конце концов, было очевидно, что барона интересует степень влияния Однорукого Двурушника, а не его моральные качества. - Влиятельный чиновник, - повторил он, - недавно назначен советником президента - и, думаю, с самыми широкими полномочиями.
- А вы связаны с ним, как я понимаю?
- Да, мы несколько раз встречались.
- Как интересно. Я надеюсь, мы сможем вернуться к этому разговору, Гриша. У меня есть некоторые соображения по поводу Казахстана.
VI
Гости стали прощаться. Тереза фон Майзель сказала, что это было ее удовольствием - встретиться с Гришей, а Гриша сказал в ответ, что, напротив, это было всецело его удовольствием - видеть госпожу фон Майзель, после чего они немного потерлись щеками. - Если приедете в Мюнхен, - сказал барон, останавливайтесь у нас. У нас дом недалеко от Мюнхена, красивая архитектура, почти как русская церковь. - Отец любит показывать наш замок, - сказала Барбара, - приезжайте, ему будет приятно. - Но в нашей церкви пьют французское вино, - сказал барон. - И читают русскую литературу, - сказала госпожа фон Майзель. - А теперь в ней будет висеть русская картина, - сказала Барбара. Немка протянула Грише большую мужскую ладонь и крепко стиснула его пальцы в пожатии. Это не было формальное прощание: целование щеками или касание пальцами, нет, она пожала руку как друг, как единомышленник, как товарищ. Так сказал про себя Гузкин, хотя слово «товарищ» он и не любил. Он шел в гостиницу по набережной Рейна и думал: вот теперь я живу в Европе, в кармане лежат деньги, девушка-баронесса назначила мне свидание. Или она не баронесса? Это ее мать, наверное, баронесса. Симпатичная, кстати, женщина, простая, сердечная. А барон? Вот, что называется, настоящий меценат, не то что русские держиморды от культуры. И разбирается, да, разбирается в искусстве, чувствует. И ведь искренне зовет в гости. Хорошая семья, достойные люди. Что значит порода - знает толк во всем: в вине, в лошадях, в искусстве. А Оскар? Вот поразительный человек. Дантист, доктор, а знает буквально все, что ни копни, о чем ни спроси. Получается, это ему я обязан приглашением и выставкой. Ну не удивительно ли это - далекий от искусства человек, а так разбирается. И как легко, как ненавязчиво высказывает он свое мнение! Он ведь и сам обронил в разговоре свое кредо - никакой дидактики. Вот это и есть их пресловутый средний класс. Да. Он не так-то прост. К нему прислушивается аристократия. На нем-то все и держится, на этом среднем классе, если вдуматься. Вот про что Кузин все время твердит. В сущности, это и есть цивилизованность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учебник рисования, том. 1"
Книги похожие на "Учебник рисования, том. 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М.К.Кантор - Учебник рисования, том. 1"
Отзывы читателей о книге "Учебник рисования, том. 1", комментарии и мнения людей о произведении.