Яков Годес - Этот новый старый трамвай
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Этот новый старый трамвай"
Описание и краткое содержание "Этот новый старый трамвай" читать бесплатно онлайн.
Это решение было принято, когда в городе подняли голову затаившиеся до времени провокаторы, диверсанты. "Белогвардейцы и эсеры, - писала "Петроградская правда", - хотели вызвать панику и открыть ворота Красного Петрограда интервентам". Меньшевики и эсеры, отчаявшись поднять рабочих на забастовки, на борьбу против Советской власти, встали на путь открытого контрреволюционного террора. Та же газета в апреле 1919 года сообщила о попытках взорвать некоторые мастерские Путиловского завода, водопроводную станцию, остановить ряд предприятий. В Рождественском парке левыми эсерами была взорвана бомба. От взрыва пострадало двенадцать человек.
В одной из единогласно принятых тогда резолюций трамвайщиков говорилось: "Мы, как один человек, заявляем всем контрреволюционерам и социал-предателям, как бы они себя ни называли: всякие выступления против Советской власти будут пресечены в корне".
Осенью 1919 года положение Петрограда обострилось - началось новое наступление белогвардейских войск. Но питерские рабочие грудью встали на защиту своего города. Предприятия обеспечивали фронт всем необходимым. В частности, на Вагоностроительном заводе (ныне завод имени Егорова) рабочие бронировали трамвайные площадки, превращая их в подвижные орудийные установки.
Молодая Советская Республика мужественно отстаивала свое право на существование. Туда, где было особенно трудно, где решалась судьба революции, шли питерские рабочие.
Весь Центральный комитет профсоюза городских рабочих и служащих объявил себя мобилизованным. Ушли на фронт и руководители коммунистов-транспортников.
Не все они вернулись обратно. В боях под Гатчиной в 1919 году погиб особоуполномоченный Комитета обороны А.П. Леонов. На Южном фронте оборвалась жизнь уполномоченного Реввоенсовета Республики К.Н. Блохина. На Дону бандиты растерзали И.И. Коняшина, возглавлявшего продотряд. От сыпняка в 1920 году в Таганроге скончался В.С. Смирнов.
В канун 5-й годовщины Великого Октября трамвайным паркам Петрограда были присвоены имена выдающихся деятелей партии и рабочих-революционеров: Ланскому - имя М.И. Калинина, Василеостровскому - А.П. Леонова, Петроградскому - К.Н. Блохина, Московскому - И.И. Коняшина, Рождественскому - В.С. Смирнова, Крестовскому - имя одного из руководителей большевистской организации Петроградской стороны А.К. Скороходова.
На подступах к Питеру погиб в 1919 году Сергей Иванович Подковыров - потомственный пролетарий, активный участник революционных событий, возглавлявший после Октября партийную организацию Петроградского трамвайного парка. Бывшая Покровская улица носит теперь его имя. Новопроложенная улица на Васильевском острове стала называться Леоновской, а Замятин переулок, идущий от набережной Красного Флота до бульвара Профсоюзов, - переулком Леонова. На Петроградской стороне одной из улиц, соединяющих проспекты Максима Горького и Большой, было присвоено имя Блохина. В Таганроге есть улица Смирнова, а в Ленинграде, на Московском проспекте, - больница имени Коняшина. Так народ увековечил память о героях революции - трамвайщиках.
Уже в первые недели после победы Великого Октября революционный подъем рабочих проявился в их стремлении преодолеть разруху, быстрее нормализовать жизнь в стране. Выражением массового героизма стала родившаяся в это время новая форма общественного труда коммунистические субботники. В 1919 году в Петрограде было проведено несколько общегородских субботников. В каждом из них деятельное участие принимали трамвайщики. Они восстанавливали пути, ремонтировали вагоны... И все-таки состояние городского транспорта, как и других отраслей коммунального хозяйства, было тяжелым.
Выпуск трамваев на линию все время сокращался; для ремонта вагонов не хватало запасных частей, поступавших преимущественно из-за границы. В 1918 году, когда еще оставались старые запасы, в городе в среднем курсировало 724 вагона - чуть больше, чем в предреволюционном году. Но резервы иссякли. В 1920 году на линии ежедневно находилось 306 вагонов, а в 1921 году их количество сократилось до 227. Часть трамвайных парков - Ланской, Крестовский, половину Московского пришлось законсервировать.
Нужно было рациональнее использовать то, что осталось. Поэтому сохранили только девять маршрутов, связывающих окраины Петрограда с центром города. Они заканчивались на нынешних площадях Восстания и Искусств. На центральных магистралях - Невском и Загородном проспектах, Садовой улице (от Инженерной улицы до Сенной площади) трамвайное движение в 1919 году было отменено и возобновилось лишь спустя два года.
С 1919 по 1923 год из-за трудностей с топливом и нехватки электроэнергии трамваи в городе ходили только в будни, да и то в ограниченное время, с 7 до 18 часов.
Плата за трамвай из-за падения ценности денег стала чисто символической, а с октября 1920 года ее и вовсе отменили. Бесплатный проезд привел к резкому увеличению объема перевозок. Вагоны двигались переполненными.
"В часы пик, - писал очевидец, - трамваи буквально облеплены людьми, уцепившимися за что попало!" Чтобы хоть как-то снизить наплыв пассажиров, почти втрое сократили число остановок.
А поток пассажиров все рос и рос, с ним уже просто невозможно было справиться.
И с 20 сентября 1921 года за проезд в трамвае вновь стали брать плату. Вначале только днем. При поездках на работу и обратно трудящиеся пользовались трамваем бесплатно. Такой порядок существовал в течение трех месяцев. Но с 1 января 1922 года проезд стал платным для всех пассажиров. Правда, стоимость билета была незначительной, но и эта мера позволила "снять" до 200 тысяч пассажиров в день и несколько улучшить эксплуатацию вагонов.
Победа над силами военной интервенции и внутренней контрреволюции дала Советской стране возможность приступить к мирному социалистическому строительству, к восстановлению разрушенного хозяйства, в том числе и городского транспорта.
По существу, это было второе рождение трамвая в городе на Неве. В 1922 году в парках более интенсивно стали вести ремонт вагонов, находившихся ранее на "трамвайном кладбище". Это дало толчок к организации в Василеостровском трамвайном парке Центральных ремонтных мастерских, на базе которых был впоследствии создан Вагоноремонтный завод № 2, сыгравший в 50-60-х годах большую роль в модернизации подвижного состава.
В комнате трудовой славы трамвайного парка имени Смирнова хранится старая фотография: люди собрались в радостный день, принарядились, на лицах многих, несмотря на серьезность и торжественность момента, улыбки. На первом плане - обычная трамвайная тележка - "шасси", на которую ставится кузов вагона. Разглядывая фотографию, специалисты теперь, по прошествии многих десятилетий, наверняка снисходительно покачают головой: дескать, древность. Но тогда, летом 1922-го, и тележка была современной, и повод для праздника уважительный: это самая первая трамвайная тележка, отремонтированная в Петрограде после победы революции. Можно понять, какой радостный и торжественный миг запечатлел фотограф.
Потом и работники других парков решили сделать подарки землякам. "Красная газета" писала о василеостровцах, которые, "ежедневно оставаясь на два часа сверхурочных работ, ремонтировали два трамвайных вагона". Это были ростки нового отношения к труду.
...Шел пятый год Советской власти. 15 октября 1922 года, незадолго до Октябрьской годовщины, петроградские газеты поместили объявление о том, что "в 12 часов дня состоится торжественное открытие Невской трамвайной линии в Володарском (Невском. - Авт.) районе".
Последняя в городе линия паровой тяги уступала дорогу электрическому трамваю. О строительстве этой трассы "Петроградская правда" писала: "Сегодня открывается пятиверстная трамвайная линия от Обуховского завода к городу, построенная за шесть недель усилиями безработных. Власть трудящихся дала помощь безработным и позаботилась о благоустройстве рабочей окраины Петрограда".
Пуск линии имел важное значение: это была первая трамвайная магистраль, открывавшаяся в Петрограде при Советской власти. Первая, а столь значительная по протяженности и ведущая к самому центру крупнейшего рабочего района.
На торжественный митинг собрались рабочие и работницы заводов и фабрик, мимо которых проходила линия, приехали представители других районов. И хотя погода была плохой, никто не обращал на это внимания.
Когда митинг закончился, пять разукрашенных, увитых кумачом и гирляндами вагонов двинулись от Семянниковского завода дальше, за Невскую заставу, и у Куракиной дачи, за полкилометра от Обуховского завода, где заканчивалась линия, остановились. Наступил момент прощания с паровичком, который стоял здесь в ожидании идущего на смену ему трамвая. Паровичок просвистел несколько раз и уехал...
После электрификации этой линии Шлиссельбургский парк закрыли. Для обслуживания трамвайных вагонов он был неприспособлен, переоборудование же его требовало больших средств, которыми город тогда не располагал. Да и нужды в том особой не было - пять существовавших парков вполне справлялись с делом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Этот новый старый трамвай"
Книги похожие на "Этот новый старый трамвай" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Яков Годес - Этот новый старый трамвай"
Отзывы читателей о книге "Этот новый старый трамвай", комментарии и мнения людей о произведении.