Войтех Замаровский - Их величества пирамиды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Их величества пирамиды"
Описание и краткое содержание "Их величества пирамиды" читать бесплатно онлайн.
Книга известного чехословацкого популяризатора Войтеха Замаровского, написанная на основе существующей литературы по египтологии и личных наблюдений автора, представляет собой увлекательный рассказ об истории «открытия» пирамид и их научного изучения.
Изобразительное искусство Среднего царства продолжало традиции Древнего царства; но характерной чертой этой эпохи стало понимание неизбежности гибели мира, который до того считался вечным и неизменным. Сохранились статуи Ментухотепа I, Сенусертов I и III и, среди прочих, прежде всего Аменемхета III (большей частью они находятся в Египетском музее в Каире); хотя эти цари изображены в традиционной позе всемогущих властителей, но в их лицах впервые появляются ранее неизвестные черты, характеризующие не только победоносных полководцев, энергичных администраторов, но и озабоченных, невеселых людей. Официальная идеализация уступила место реализму; скульпторы уже не считали зазорным изображать властителей, к примеру, с большими ушами, в обычной одежде или передать женские прелести супруги номарха, как об этом свидетельствует статуя госпожи Сенуи (ныне в Бостоне). В сравнении с прежней художественной манерой ожили и настенные барельефы, особенно передающие бытовые сцены; можно прямо говорить о рождении нового стиля в живописи, где к традиционной точности изображения прибавилась свежесть красок. Выдающегося уровня достигли чеканка по золоту и ювелирное искусство: драгоценности из гробницы Тутанхамона рядом с драгоценностями из дашурских и иллахунских кладов производят впечатление почти декадентской изысканности.
Однако наиболее значительные памятники Среднего царства — тексты, навеки запечатленные на папирусе. Впервые мы встречаемся здесь с произведениями, принадлежащими не к сфере искусства, а к сфере науки. Это прежде всего математические папирусы, которые доказывают, что египтянам в это время (и, несомненно, раньше тоже) были известны десятеричная система счета, дроби, способы вычисления площадей и объемов, поверхности шара, решение простых уравнений, точная формула объема усеченной пирамиды с квадратным основанием; к наиболее значительным относятся «Папирус Ринда» (примерно XVII век до н. э., ныне — в Лондоне) и «Московский математический папирус» (примерно XVIII век до н. э.). Далее папирусы медицинские, демонстрирующие обширные эмпирические познания египтян в области хирургии и врачевания растительными экстрактами (но одновременно и границы их знаний, за которыми начиналось лечение магическими заклинаниями), например «Папирус Смита» (ныне — в Нью-Йорке) и «Папирус Эберса» (ныне — в Берлине). Затем это папирусы с планами рудников, крепостей и т. д. Своеобразную группу этих письменных памятников образуют «Перечни слов», отдаленные предшественники наших энциклопедий, задачей которых было «перечислить все важные вещи на небе, на земле и на воде».
Художественная литература Среднего царства резко отличается от предшествующей и последующей. В ней отражается утрата прежней веры в постоянство и неизменность общественного порядка; жизненный опыт, приобретенный в период государственного распада, показал ненадежность человеческого существования, возможность и необходимость борьбы с судьбой, неизбежность страданий. Литература стала реалистичнее, человечнее и в соответствии с недавним для того времени историческим опытом нередко приобретала пессимистическую окраску. Это относится и к традиционным «поучениям» и жизнеописаниям, и к новым литературным жанрам, среди которых видное место занимали сказки, рассказы о путешествиях (например, прославленная история о приключениях Синухета), различные «речения» и «пророчества». Многие из сохранившихся произведений позволяют заглянуть не только в душу тогдашних людей, но и в мир их социальных отношений, которые изображены с художественной силой и фактографической точностью. Одно из таких «Речений» (время написания его и автор до сих пор не установлены, а повествование в нем ведется от лица некоего сановника Ипувера) проливает свет на положение Египта после падения Среднего царства, когда в стране, лишенной единого правителя, воцарились разруха и анархия. Из этого «Речения» становятся ясны и причины катастрофы: народные массы, доведенные невыносимой эксплуатацией до отчаяния, свергли властителя.
«Воистину страна повернулась как на гончарном круге… Воистину богатые жалуются, бедные радуются. В каждом городе раздается: „Прогоните могущественных из своей среды!“ Воистину уже не узнаешь сына из знатного рода. Дитя супруги высокородного мужа находится не в лучшем положении, чем сын бывшей рабыни. Воистину высокородные госпожи ныне стоят на коленях, как служанки, и дробят зерно (мельничным камнем). Те, что прежде одевались в тонкое полотно, сегодня за каждый пустяк получают побои… Сейчас не сыщешь служанки, зато высокородные госпожи предлагают себя в рабыни…
Воистину судебные акты выброшены, тайные архивы открыты… Воистину служебные палаты открыты и списки украдены; поэтому рабы ныне могут стать господами. Воистину сановники перебиты и их списки разграблены. Воистину книги законов выброшены, и люди топчут их на окраине города, и взбунтовавшаяся беднота разрывает их на улицах как тряпки. Воистину беднота возвысилась.
Смотрите, настали события, каких прежде в древнейшие времена не бывало: властитель свергнут беднотой! Смотрите, кто был погребен, как властитель, выброшен из гроба! Смотрите, что было укрыто в пирамиде, ныне лежит под чистым небом…
Смотрите, тайное средоточие страны, границы коей некогда тянулись до бесконечности, сегодня пусто: покои царя разрушены в одночасье…».
Азиаты, овладевшие после падения Среднего царства Египтом, были конгломератом племен преимущественно семитского происхождения, ядро которых составляли аморейцы и ханаане. Манефон называет их «гиксосами», что переводится как «властители пастухов»; их первоначальное египетское название означало «властители чужих гористых (пустынных) краев». Они ворвались в страну, ослабленную внутренними распрями и восстаниями, и после борьбы с царями XIII и XIV династий (из которых мы знаем Хинджера как строителя последней пирамиды) навязали ей свое господство. По сообщению Манефона, процитированному Иосифом Флавием и таким образом дошедшему до нас, нападение застало египтян настолько врасплох, что они вообще не сопротивлялись и отдали Мемфис без боя. Вожди этих захватчиков затем удержались на египетском троне свыше ста лет — как XV и XVI «гиксосские» династии.[42]
Гиксосскому владычеству, которое стало для Египта бедствием, сумели противостоять лишь верхнеегипетские властители в Фивах, которых относят к XVII династии. В начале XVI века до н. э. царю Камосу удалось организовать успешное восстание, переросшее в освободительную войну. Борьбу завершил его преемник Яхмос I (Амосис), который около 1580 года до н. э. окончательно изгнал гиксосов, вновь объединил Египет и основал XVIII династию. Это послужило концом Второго переходного периода и началом Нового царства.
Новое царство существовало почти полтысячелетия (примерно с 1580 по 1090 год до н. э.) и было эпохой наибольшего государственного, экономического и культурного расцвета Древнего Египта. Границы египетского государства протянулись от Ливии до Сирии, а на юге в него входила часть современной суданской Нубии; египетские цари простирали свое влияние даже на Вавилон и Ассирию. Производительные силы в стране невиданно возросли; завоевательные войны обеспечивали приток рабов, новые оросительные системы увеличили площадь полей и садов, был усовершенствован плуг, широко использовалась бронза. Царские постройки по затратам труда и средств не уступали самым большим пирамидам, а как произведения искусства даже превосходили их; ваяние, живопись, письменность достигли новых вершин. Естественно, и в Новом царстве не все шло гладко. Наиболее острые противоречия проявились в упорной борьбе между царями и жрецами. Но кто бы ни побеждал, его могущество и слава не означали поворота к лучшему в положении народных масс.
Подъем Нового царства начался еще при XVIII династии (примерно 1580–1310 годы до н. э.). Яхмос I взял на вооружение самое сильное оружие гиксосов — боевые колесницы — и в развитии этого рода войск даже превзошел их. Провел он и энергичные реформы по восстановлению экономики и государственной администрации. В результате завоевательных войн Яхмос I расширил границы своего царства вплоть до Сирии и восстановил египетское господство над Северной Нубией. Его преемник Аменхотеп I (Аменофис) закрепил эти завоевания; затем их продолжил его сын Тутмос I (Тутмосис), достигший верховьев Евфрата. Тутмосу II уже пришлось подавлять восстания на захваченных территориях и даже в самом Египте, но он сумел с ними справиться. Вслед за ним на трон вступила его супруга Хатшепсут, регентша его сына от побочной жены Тутмоса III; она организовывала не военные, а торговые экспедиции (одну из них в далекую «страну Пунт», по всей видимости, в нынешнее Сомали). Тутмос III, двадцать два года правивший лишь формально совместно с Хатшепсут, после ее смерти начал править самостоятельно и положил конец мирной передышке — он стал величайшим завоевателем во всей египетской истории. Во времена правления Тутмоса III египетское царство достигло наибольших размеров — от Ливии до верхнего Евфрата и на юге до Четвертого нильского порога. Его преемникам Аменхотепу II и Аменхотепу III удалось удержать эти завоевания, хотя им угрожали два могущественных государства — митаннийское и хеттское. С митаннийцами пришел к соглашению уже Тутмос IV — он женился на дочери их царя, а с хеттами первый мирный договор заключил Аменхотеп III.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Их величества пирамиды"
Книги похожие на "Их величества пирамиды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Войтех Замаровский - Их величества пирамиды"
Отзывы читателей о книге "Их величества пирамиды", комментарии и мнения людей о произведении.