Пантелеймон Анищенков - Третья воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третья воздушная"
Описание и краткое содержание "Третья воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о боевом пути 17-й воздушной армии, героизме советских летчиков, самоотверженном труде их боевых помощников — авиационных инженеров, техников и механиков. На ярких примерах авторы показывают авангардную роль коммунистов в боевой обстановке, работу партийных и комсомольских организаций по воспитанию смелых, мужественных воздушных бойцов. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
В. Л. Гуляев, бывший летчик-штурмовик полка и друг Шуравина, позже киноактер, в своих воспоминаниях "Будни воздушного солдата", опубликованных в журнале «Урал», писал: "Прижимаясь к верхушкам деревьев, мы покидали поле еще одного победного для нас дня, но на душе было такое чувство, будто каждый из нас оставил здесь частицу своего сердца. Мы улетали, а на земле пылал огромный костер, зажженный ненавистью и мужеством Кости Шуравина.
Костя, Костя! Только вчера нам с тобою вручили новенькие карточки кандидатов в члены ВКП(б), и ты радовался этому. Не знаю, что ты думал в последние секунды своей жизни, но своим подвигом ты доказал, что больше всего любил свою Родину, свой народ, и я уверен, что совсем не думал о себе. Направляя самолет в гущу врагов, знал, что парашютом воспользоваться тебе не удастся, что это все! Приняв такое решение, не забыл попрощаться с нами… Мы, твои друзья, не забудем тебя и твой героический подвиг до последних дней своих!
В сомкнутом строю, как на параде, подошли к аэродрому три самолета, крыло к крылу, строгостью полета подчеркивая торжественность происходящего. Достигнув центра аэродрома, по команде ведущего старшего лейтенанта Ф. И. Садчикова (в будущем Героя Советского Союза), в нарушение всех правил, дали залп из пушек и пулеметов, отдавая последнюю воинскую почесть погибшим Косте Шуравину и стрелку — его земляку Николаю Забирову. И все, кто был на аэродроме, поняли: четвертый экипаж погиб необыкновенной смертью!
Вечером, после полетов, на аэродроме выстроился личный состав полка. Состоялся митинг. Друзья К. Шуравина и Н. Забирова поклялись отомстить врагу за смерть своих боевых друзей".[131]
В прошедших боях большая часть Белоруссии была освобождена. Тысячи воинов 1-го Прибалтийского фронта, равно как и других фронтов, были награждены орденами и медалями. 156 воинов фронта, наиболее отличившиеся в боях, удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В частях и соединениях 3 ВА состоялись торжественные построения, на которых командиры и начальники политотделов дивизий и корпусов, представители управления армии от имени Президиума Верховного Совета СССР вручали летчикам, штурманам, стрелкам, техникам и механикам заслуженные боевые награды.
В 335 шад ордена и медали награжденным вручали командир дивизии полковник С. С. Александров и начальник политотдела полковник И. Т. Калугин. Наград удостоились командиры эскадрилий капитаны Г. М. Денисов, С. М. Ковальчик, заместители командиров эскадрилий старшие лейтенанты Г. М. Инасаридзе и Б. М. Падалко. Среди награжденных были также молодые летчики-штурмовики В. П. Сухачев, Н. Е. Платонов, В. Л. Гуляев.
В 11 иак награды вручали командир корпуса генерал-майор авиации Г. А. Иванов и начальник политотдела полковник Н. Д. Лебедев. В авиационных дивизиях — соответственно: в 211 шад полковник П. М. Кучма и подполковник К. А. Пушкарский, в 332 шад полковник М. И. Тихомиров и подполковник П. И. Иванов, в 259 иад полковник Я. А. Курбатов и полковник В. И. Самарин, в 314 нбад полковник С. Ф. Плахов и подполковник С. И. Золин.
Представители штаба и политотдела 3 ВА правительственные награды вручали в 11 орап, 105 гв. оап ГВФ, 399 апс и 763-м транспортном авиаполку.
В июльские дни 1944 г. войска фронта, взаимодействуя с авиацией, преодолевая яростное сопротивление врага, продвигались к западным границам нашей Родины. Перед ними была захваченная врагом Советская Прибалтика. Предстояли новые кровавые бои за ее освобождение. Летчики, как и все воины фронта, были готовы к этим боям и сражениям.
Подступы к Прибалтике обороняли гитлеровские войска группы армий «Центр». Здесь они создали развитую, глубоко эшелонированную оборону.
По плану, который был принят, 1-й Прибалтийский фронт наступал на Даугавпилс, Паневежис и Каунас, 3-й Белорусский — на Молодечно, Вильнюс и далее на Каунас, а 2-й Прибалтийский — в общем направлении на Резекне и Ригу.
В боях за Прибалтику ответственные задачи решали летчики 3 ВА. Перед наступлением войск фронта армия была усилена из РВГК 1-м гвардейским бомбардировочным авиакорпусом — командир генерал-лейтенант авиации В. А. Ушаков. В состав корпуса входили 4 гв. бад — командир генерал-майор авиации Ф. П. Котляр, 5 гбад — командир генерал-майор авиации В. А. Сандалов. Корпус на вооружении имел 175 самолетов Пе-2.
В 1-м гвардейском истребительном авиакорпусе — командир генерал-лейтенант авиации Е. М. Белецкий — в составе 3 гв. иад — командир полковник В. И. Сталин — и [120] 4 гв. иад — командир генерал-майор авиации В. А. Китаев насчитывалось 209 самолетов Ла-5, Як-9 и в 334-й бомбардировочной авиадивизии — командир полковник И. П. Скок — 83 самолета Ту-2.[132]
Бомбардировщики 3 ВА под прикрытием истребителей наносили массированные удары по железнодорожным станциям Кебляй, Мейтене, Елгава, Рига и срывали перевозки подкреплений противника из районов Даугавпилса и Риги в район Елгавы. Было уничтожено до 30 эшелонов с войсками и техникой.[133]
Успешным оказался налет бомбардировщиков 1 гв. бак и 334 бад 25 и 26 августа 1944 г. на аэродром противника в Эзере. Из 45 самолетов 24 было уничтожено, выведена из строя взлетная полоса. Наши бомбардировщики и истребители потерь не имели.[134]
…В суровую годину войны ярким проявлением высокого патриотизма советских людей были отчисления из личных сбережений средств на постройку самолетов и танков, а также всевозможные пожертвования в фонд победы над врагом.
В 1944 г. трудящиеся Армении передали 3-й воздушной армии эскадрилью самолетов, построенных на личные сбережения и названную именем Героя Советского Союза генерала армии И. X. Баграмяна. Самолеты были вручены лучшей эскадрилье 723 шап 211 шад, которой командовал капитан И. Д. Царев. Его эскадрилья уже накопила богатый боевой опыт. В первые же вылеты на этих самолетах летчики нанесли мощный удар по войскам противника.
Высокий патриотический почин проявили трудящиеся Дальнего Востока. На личные сбережения они приобрели самолеты конструкции А. С. Яковлева и подарили их той же армии.
В семье бухгалтера из города Прокопьевска И. Г. Захарова было два сына летчика. Старший, Сергей, с первых дней войны находился на фронте, младший, Михаил, служил в штурмовом полку на Дальнем Востоке. Когда Иван Герасимович узнал о том, что Сергей погиб в бою, он на личные сбережения приобрел самолет и обратился к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину с просьбой посадить на этот самолет младшего сына — Михаила и направить его на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Его просьба была удовлетворена. Ил-2 с надписью на фюзеляже "Сыну от отца" громил гитлеровцев в Литве и в Восточной Пруссии. За мужество и отвагу в боях летчик-штурмовик М. И. Захаров был награжден орденом Красного Знамени.
Чувство высокого патриотизма проявили воины-дальневосточники. 13 декабря 1944 г. газета "Красная звезда" сообщала:
"В H-cкой авиачасти (11 орап. — Ред.) успешно действует самолет «Петляков-2», на борту которого написано: "Приобретен на средства экипажа Янкова, Мартусова и Кожевникова". Самолет этот ведут на бомбардировку вражеских объектов летчик лейтенант Я. Янков, воздушный стрелок-радист старшина А. Мартусов и авиамеханик старший сержант Н. Кожевников… Четвертым членом экипажа стал штурман старший сержант Просвиров — земляк других членов экипажа.
Самолет летчика Янкова совершил более пятидесяти боевых вылетов".[135]
В условиях стремительного наступления войск 1-го Прибалтийского фронта летом 1944 г. аэродромы, на которые базировались штурмовики и истребители, часто оказывались на далеком расстоянии от сухопутных войск. Увеличивалось время полета к цели и обратно, уменьшалось время пребывания над целью. Противник, отступая, взрывал и минировал взлетно-посадочные полосы. Работникам тыла армии приходилось срочно их восстанавливать и вводить в строй. Летные части и штабы часто меняли места дислокации. Не единичными были случаи, когда самолеты на задания поднимались с одного аэродрома и уже в воздухе получали команду по выполнении задания приземляться на другом.
Для поддержки своих оборонявшихся войск немецко-фашистское командование в те дни начало скрытно стягивать в район Прибалтики отборные авиационные силы.
Части 3 ВА оказались в это время на большом удалении от линии фронта и к тому же ощущали острый недостаток горючего. Создавшейся обстановкой незамедлительно воспользовался противник. Захватив инициативу в воздухе, он стал оказывать серьезное противодействие наступавшим войскам.
Командование ВВС Советской Армии отдало распоряжение командующему 1 ВА немедленно оказать помощь соседней 3 ВА. И она была оказана.
Летчики-истребители 1-го гиак и здесь доказали, что они способны успешно решать сложные задачи. Они надежно прикрывали боевые действия 51-й и 2-й гвардейской армий, которые, освободив Паневежис и Рагува, продолжали наступать на Шяуляй.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третья воздушная"
Книги похожие на "Третья воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пантелеймон Анищенков - Третья воздушная"
Отзывы читателей о книге "Третья воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.