Пантелеймон Анищенков - Третья воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третья воздушная"
Описание и краткое содержание "Третья воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о боевом пути 17-й воздушной армии, героизме советских летчиков, самоотверженном труде их боевых помощников — авиационных инженеров, техников и механиков. На ярких примерах авторы показывают авангардную роль коммунистов в боевой обстановке, работу партийных и комсомольских организаций по воспитанию смелых, мужественных воздушных бойцов. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Правильная организация учебы и воспитательной работы дала положительные результаты. Десятки молодых летчиков-штурмовиков в течение короткого времени вошли в строй.
…Славными боевыми делами отличались летчики «малой» авиации.
В Белоруссии и республиках Прибалтики ширилось партизанское движение. Партизаны нуждались в оружии и медикаментах, им нужны были подрывники-минеры, радисты, партийные руководители. На Большую землю необходимо было вывозить раненых, больных, детей.
В эту опасную, но нужную работу включились эскадрильи 2-го отдельного авиаполка (оап) ГВФ — командир майор Г. Т. Клуссон, — вошедшего в состав 3 ВА 29 июня 1942 г.
Боевая деятельность эскадрилий строго планировалась, планы согласовывались со штабами партизанского движения Белоруссии и Литвы. Перед вылетом каждый экипаж инструктировался и проверялись его знания маршрута, партизанских районов, зенитных средств противника, маршрутов патрулирования вражеских ночных истребителей, расположении аэродромов.
В первые полеты к партизаним посылались наиболее опытные экипажи. Мотом они учили других, делясь своим опытом. Все это делалось для того, чтобы избежать лишних потерь и оказать более эффективную помощь партизанам.
Помимо самолетов для транспортировки грузов и людей применялись буксировочные планеры большой грузоподъемности.
Бывший член правительства Литовской ССР, Герой Социалистического Труда М. Ю. Шумаускас писал на страницах «Правды», как экипаж планера, удачно приземлившись, доставил его на партизанскую площадку в тыл противника.[86] Но однажды ночью при неудачной посадке разбились два планера. В одном из них погиб летчик-планерист майор Д. А. Кошиц — опытный, смелый летчик, жизнерадостный человек. В предвоенные годы он был популярен и как бессменный комментатор всех воздушных парадов, которые проводились тогда на Тушинском аэродроме в Москве.
Полеты к партизанам не прекращались. Задания были разные, порой очень сложные и, казалось, трудновыполнимые. Вот, к примеру, одно из них.
В ночь на 25 марта 1943 г. старший лейтенант В. С. Белойван и техник-лейтенант А. И. Круглов из 2 оап ГВФ получили задание установить связь с партизанской бригадой Г. С. Тимофеева, действовавшей в Белоруссии.
О существовании этой бригады штаб партизанского движения знал, но связи с ней не имел. В феврале самолеты дважды вылетали, чтобы установить с бригадой связь, но безуспешно. В том же месяце партизаны послали через линию фронта двух девушек сообщить о бригаде и ее действиях. В пути их схватили гитлеровцы, одну убили, а другой удалось вырваться из лап фашистов и перейти линию фронта. Она рассказала в штабе партизанского движения а потом и летчикам о местонахождении бригады, но ни о каких условных сигналах опознавания ничего сообщить не могла. К тому же прошло много времени; на партизан могли напасть каратели, партизаны — сменить место своего базирования. Все могло быть. Шла война. И тем не менее после ее прихода было принято решение установить и наладить связь с бригадой Тимофеева. Дело было сложное и рискованное. Ведь летчик знал только район, куда ему предстояло лететь. Однако совершить этот полет требовала обстановка, партизаны нуждались в помощи.
Ночью По-2 поднялся в воздух и лег на курс. Линию фронта летчик пролетел без шума, убрав газ. С земли по нему не стреляли. Потом, набрав высоту, шел под облаками. Это оберегало от ночных истребителей противника. Выйдя к озеру, о котором рассказывала девушка-партизанка, он долго кружил над ним, но с земли никто признаков жизни не подавал. Казалось, все вокруг вымерло. Белойван выпустил в воздух две ракеты. И снова на озере ни звука. Или партизаны выбиты из этих мест, или они приняли По-2 за самолет врага. Как быть? Приземлиться? А если нагрянут каратели? Поразмыслив, он решил сесть. Легкий По-2, шурша лыжами, побежал по замерзшему озеру. Посадка ночью, без подсвета, на ощупь, была произведена удачно. Самолет остановился у самого берега. Рядом — заросли. Мотор работал на малых оборотах. Белойван и Круглов ждали партизан и дождалась. К ним из леса бежали люди. Они, скользя, падали, поднимались и вновь бежали. Их было много. Но кто они? Друзья или враги? Круглов вылез на крыло, вскинул автомат и крикнул:
— Кто приближается?! Партизаны или фашисты?
Он думал так: если услышит чужую речь, пошлет из автомата очередь, ввалится в кабину, а летчик даст газ и взлетит. Но этого не случилось. В ответ они услышали радостные голоса:
— Свои, свои!!!
По ответам авиаторы убедились, что это действительно были свои. Вскоре мужчины и женщины обступили самолет, радовались и плакали. Наконец-то состоялась та долгожданная встреча, о которой они мечтали. Летчики рассказали им горестную весть — одна из их посыльных погибла. Тяжело об этом говорить, но они должны были знать правду, какой бы горькой она ни была. Быстро выгрузили из самолета боеприпасы, медикаменты, спички, соль. Договорились, как поддерживать связь в дальнейшем. В ту ночь Белойван и Круглов благополучно вернулись на свой аэродром. А следующей ночью в бригаду уже полетели два самолета. Потом связь с ней поддерживалась регулярно. Так девушка-партизанка, фамилия которой осталась неизвестной, совершила подвиг. Она помогла установить связь с партизанской бригадой Тимофеева.[87]
Летчики-"кукурузники" успешно выполняли и другие боевые задачи.
Как только наступала ночь, начиналась работа летчика 399-го авиаполка связи (апс) младшего лейтенанта Б. В. Невижина. На По-2 он поднимался в воздух и шел в ночной полет на бомбардировку. Невижин — опытный летчик. К началу 1943 г. у него за плечами было свыше тысячи боевых вылетов. Не раз он оказывался в трудном положении, но никогда не терял присутствия духа. Всегда с честью выходил из трудных ситуаций. Однажды в очередном полете осколком снаряда у самолета пробило бензобак. Лететь дальше было нельзя, пришлось идти на вынужденную посадку в тылу врага. А враг был совсем близко. Летчик поджег самолет и приготовился дорого отдать свою жизнь. По что это? В воздухе раздался знакомый рокот мотора. Еще минута — на поляне приземлился второй По-2. Летчик Ивайкин решил при любых обстоятельствах спасти фронтового товарища. Не теряя времени, развернул самолет для взлета. Невижин влез в кабину, и машина благополучно прилетела на свой аэродром.
Лейтенант В. А. Сидоров совершал до ста боевых вылетов в месяц. Многие из них были трудными.
…Утро. Небо закрыто густым, белесым туманом. Даже верхушек деревьев не видно. На КП 399 апс у стола с разложенной картой стоят командир полка майор Л. А. Ильин и его заместитель по политчасти майор Я. И. Лельчук. Рядом с ними — летчик лейтенант В. А. Сидоров. Нужно доставить пакет с приказом в стрелковую дивизию, связь с которой была прервана.
— Что решил? — спросил командир полка Сидорова.
— Лечу, — уверенно ответил он.
И полетел. Пробивался через пелену тумана, порой опускался почти до самой земли. Помогли большая практика и знание мест, где летал десятки раз. Вот и район, куда летел. Но приземлиться при плохой видимости, разглядеть в таком тумане площадку трудно… Ориентируясь по контурам верхушек деревьев, выбрал поляну и, убрав газ, приземлился. Пакет с приказом дивизия получила. Вскоре Сидоров был уже на родном аэродроме, доложил командиру о выполнении задания, а потом рассказал товарищам о том, как проходил этот трудный полег.
Высокое мастерство неоднократно проявлял и младший лейтенант Н. П. Кузьменко. Однажды ему было поручено доставить сухопутным войскам нужные оперативные документы. В районе, куда он летел, не оказалось удобной для посадки площадки. Тогда летчик решил посадить По-2 на грунтовую дорогу. Документы были доставлены в срок.
С высоким напряжением трудились летчицы 2 оап ГВФ М. С. Пешкевич и Е. В. Дегтярева. На своих По-2 они регулярно доставляли на фронт письма и газеты. Казалось бы, их работа — будничная, мирная, но она велась в условиях войны, не без риска и лишений. Обе летчицы, преодолевая их, успешно справлялись с порученными заданиями.
Во второй половине апреля, когда таял снег и аэродромы были ограниченно годны для вылетов, в авиадивизиях и полках шла интенсивная учеба. Учились все: летчики, техники, механики, офицеры, сержанты, рядовые. Все повышали свои политические знания. Кроме того, летчики изучали тактику, штурманское дело, вооружение самолета, проводились показные занятия по правилам стрельбы.
Командир 6 гв. шап подполковник К. М. Чубченков, например, преподавал летчикам штурманское дело, командиры эскадрилий гвардии капитаны А. П. Шкулепов и И. А. Мусиенко — о строе и боевых порядках на маршруте, о воздушном бое и противозенитном маневре.
26 апреля в полку состоялась техническая конференция, в ходе которой шел обстоятельный разговор об особенностях эксплуатации самолетов Ил-2 в летних условиях. На ней выступили: старшие техники-лейтенанты П. К. Чурилло, Б. И. Лазаренко, техники-лейтенанты Н. Т. Белоусенко, Н. С. Ефимов. Они делились опытом своей работы, рассказывали, как быстро и качественно готовить самолеты к боевым вылетам. Техник-лейтенант М. Чурбанов рассказал, как в боевых условиях быстро ремонтировать технику. Опыт у него был большой, ему было чем поделиться с однополчанами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третья воздушная"
Книги похожие на "Третья воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пантелеймон Анищенков - Третья воздушная"
Отзывы читателей о книге "Третья воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.