Андрей Низовский - Загадки антропологии.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Загадки антропологии."
Описание и краткое содержание "Загадки антропологии." читать бесплатно онлайн.
Кто они — таинственные люди оставившие после себя грандиозные мегалитические постройки? Что объединяет коренных жителей Испании — басков с обитателями крайнего севера Канады — эскимосами? Откуда родились легенды о белых и черных индейцах Америки? Как люди заселили Австралию и что за странный народ жил в Новой Зеландии до прихода туда полинезийцев-маори? Книга «Загадки антропологии» посвящена этим и многим другим тайнам человечества.
Битва египтян с «народами моря»
Как бы то ни было, победа в дельте Нила защитила Египет от вторжений с севера, но не смогла воспрепятствовать коварному проникновению ливийских (берберских) народов с запада. Результат нападения «народов моря» стал бедственен для Египта: страна погрузилась в своего рода «темные века».
Тексты, посвященные победе Рамсеса III над «народами моря», проиллюстрированные рельефными изображениями сцен сражения, высечены на одном из пилонов храма Мединет-Абу близ Фив. В этих текстах, наряду с уже известными, упоминаются и другие «народы моря»:
1. Ре-га-sa-ta (Pw-r-s-ty) — пелесет.
2. Tjikar (T-k-k[35] — чикар.
3. Sa-k (a) — ru-su — шеклеш.
4. Danuna (D-y-n-yw-n) — дануна, дана.
5. Wasasa (W-s-s) — вашаша.
Первые в списке — это хорошо известные по Библии филистимляне; вторые — чакалы, жившие на Кипре в конце XIII столетия до Р.Х., а позже, согласно египетскому документу XII–XI вв. до Р.Х., переселившиеся на Палестинское побережье в Доре, к югу от горы Кармил. Третий народ, шеклеш — сикулы, уже известен нам по списку Мернегггаха; это единственный из «народов моря», который упомянут в обоих записях. Четвертыми в списке идут знакомые по поэмам Гомера греки-данайцы, пятыми — вашаша, предположительно, малоазийский народ критского происхождения; возможно, речь идет о карийцах, жителях западной Анатолии.
Помимо храма Мединет-Абу, о нападении «народов моря» при Рамсесе III упоминается и в так называемом Большом папирусе Харриса и в списке храмовых доходов, полученных в царствование Рамсеса III (1184–1153).[36]
Письменные источники и изображения на египетских рельефах свидетельствуют о том, что «народы моря» прибыли в Египет вместе с семействами, со скотом и имуществом, погруженном на корабли и в запряженные волами телеги. Следовательно, эти нападения были явной попыткой насильственного захвата чужих земель с тем, чтобы поселиться на них. Все указывает на то, что «народы моря» стремились не просто к грабежу — они планировали осваивать области, которые собирались завоевать. Подобное поведение могло быть вызвано результатом крупномасштабного голода на «островах моря». Действительно, в XIII и XII столетиях до н. э. в северном и восточном Средиземноморье зафиксирован ряд больших неурожаев. Эта катастрофа даже вынудила фараона Мернептаха послать зерно пораженным голодом хеттам (уже находившимся в упадке). Возможно, именно голод вызывал масштабные перемещения народов через Анатолию и Левант в Сиро-Палестину и Египет.
Все «народы моря», судя по всему, были хорошо знакомы египтянам и раньше. Египтяне, несомненно, знали и то, что эти народы связаны между собой географически и отчасти политически (какими-то союзническими обязательствами?) и пришли в дельту Нила с севера — с островов Эгейского моря и Малой Азии.
О том, что «народы моря» не были неизвестны египтянам, свидетельствуют и два более ранних источника: египетский список союзников хеттского царя, противостоявших фараону Рамсесу II (1279–1213) в битве при Кадете (1285 г. до Р.Х.), и хеттский документ, перечисляющий народы, входившие в лигу Аххиява (Западная Анатолия), войска которой нападали на империю хеттов. Яблоком раздора служили западные области Малой Азии и остров Кипр, причем борьба велась как на суше, так и на море. В итоге Аххиявский союз был около 1250 до Р.Х. разгромлен, а хетты ненадолго овладели Кипром.
В списке Рамесеса II названы следующие племена:
1. Pi-da-sa.
2. Da-ar-d (a) — an-ya.
3. Ma-sa.
4. Qa-r (a) — qi-sa.
5. Ru-ka.
6. Arzawa.
Первое название связано с педасами (педасййцами) — жителями Мизии Троадской (к югу от Трои), второе — с дарданами (Троада), третье — с юго-западной Анатолией, четвертое — с Карией, пятое — с Ликией (Лукка), а шестое — со страной Арцава в юго-западной Анатолии. Интересно, что народы лукка (ликийцы), шардана (сардинцы) и пелесет (филистимляне) в египетском документе называются и в числе наемников, сражавшихся в войсках Рамсеса II в битве при Кадете.
Рельефы на стенах храма Мединет-Абу дают нам превосходные изображения этнического облика «народов моря», их одежды, вооружения, колесниц и кораблей. Эти изображения имеют много общего с описаниями эгейских народов в других источниках. Например, воины «народов моря» — высокие, стройные люди, живо напоминающие античных греков — на рельефах Мединет-Абу изображены в шлемах с плоским перьевым султаном, очень похожим на тот, что изображен на знаменитом Фестском диске.
Перьевой султан, согласно Геродоту, а также одному позднему ассирийскому тексту, является типичным для Карий и Ликии в эпоху бронзы. Позднее его переняли соседи карийцев. Такой тип плоского перьевого султана можно видеть на ассирийском рельефе, изображающем ионийских и карийских воинов, его носили и ликийские наемники во флоте Ксеркса. По свидетельству Геродота, «карийцы изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми стали приделывать ручки на щитах (до тех пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо)» (Геродот, I, 171).
Гомер в «Илиаде» довольно подробно описывает различные типы шлемов, однако он не упоминает о шлемах с плоским перьевым султаном, которые носили «народы моря» или часть их. Зато изображение подобного султана можно видеть на керамической антропоидной урне, найденной при раскопках в Бет-Шине (Беф-Сане). На стене этого города, как известно по Библии (1-я Цар., 31, 10), филистимляне повесили обезглавленное тело Саула. Урна приблизительно может быть датирована 1040 годом до Р.Х. — временем царствования Саула. Подобные антропоидные урны были найдены и в других областях, на которое распространялось египетское владычество, в том числе в Ханаане и в самом Египте. Кроме того, плоский перьевой султан можно видеть на воинах «народов моря», изображенных на ларце из слоновой кости (XII в. до н. э.) и на печати с Кипра. Из всего сказанного вытекает, что плоский перьевой султан на шлеме — отличительная черта «народов моря», карийцев и филистимлян в частности.
Фестский диск, помимо перьевого султана, содержит и другие параллели, связывающие Крит и Анатолию. Среди пиктограмм на диске можно видеть некие сооружения, напоминающие ульи — вероятно, хижины. Эти ульеподобные хижины находят близкие аналоги в архитектуре ликийцев, живших на юго-западе Анатолии. Малоазийские аналоги имеет и тип лука, изображенного на Фестском диске. По всей видимости, критско-анатолийские связи играли важную роль в раннеминойский (до 2000 г. до Р.Х.) и среднеминойский (2000–1800 гг. до Р.Х.) периоды. Почти пять сотен лет отделяют фестский диск от рельефов в Мединет-Абу, что указывает на весьма давние связи между Критом и Анатолией.
Другое вооружение «народов моря», которое можно видеть на рельефах Мединет-Абу, — длинные, сужающиеся к концу мечи, копья, щиты и доспехи — находит близкие аналоги в тексте «Илиады». Несмотря на различия в деталях, вооружение ахейцев весьма близко вооружению филистимлян и шардана (сардинцев). Плиссированные «юбки», в которые облачены воины «народов моря», изображенные на рельефах Мединет-Абу, имеют анатолийское происхождение. Корабли «народов моря» и их характерный «горбатый» рогатый скот также явно происходят из Анатолии. Кстати, корабли «народов моря», изображенные на рельефах храма Мединет-Абу, схожи с аналогичными изображениями на Фестском диске и на микенской вазе, найденной на острове Скирос. Любопытно, что экипажи боевых колесниц «народов моря» состоят из трех человек, вооруженных копьями — это тоже малоазийская, а точнее, хеттская, традиция. На египетских колесницах имелось только по два воина.
Учёные находят множество других параллелей между «народами моря», изображёнными на рельефах Мединет-Абу, и микенскими греками-ахейцами и анатолийскими племенами. Из этого, конечно, нельзя сделать вполне однозначный вывод о том, что «народы моря» вышли непосредственно из Анатолии и Эгеиды — детали одежды и вооружения они могли перенять у анатолийцев, крито-минойцев и микенцев благодаря культурным контактам. Однако, несомненно, что «народы моря» имели много общего с крито-микенским миром и Анатолией, особенно ее западной и юго-западной частью. Большинство исследователей сегодня согласно с тем, что «народы моря» пришли в Египет из Эгеиды и Анатолии.
Изучение названий малоазийских племен в египетских и хеттских источниках показало, что различные группы «народов моря» могут быть связаны или с их прародиной, или по крайней мере с теми местностями, где они поселились в результате миграции. Мы уже говорили о том, что наименования акиваша («Ekwesh») и дана («Denen»), по всей видимости, можно отнести к грекам-ахейцам и грекам-данайцам, известным по «Илиаде». Народ «Lukka», возможно, происходил из Ликии (Анатолия), шардана («Sherden») — из Сардинии, а «пелесет» однозначно связывается с библейскими филистимлянами, по имени которых была названа Палестина. Шекелеша («Shekelesh») и турши («Teresh») могут быть связаны с жителями Сицилии и Этрурии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Загадки антропологии."
Книги похожие на "Загадки антропологии." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - Загадки антропологии."
Отзывы читателей о книге "Загадки антропологии.", комментарии и мнения людей о произведении.