Леонид Кучма - После майдана 2005-2006. Записки президента

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "После майдана 2005-2006. Записки президента"
Описание и краткое содержание "После майдана 2005-2006. Записки президента" читать бесплатно онлайн.
В книге собраны выдержки из записей дневникового характера, которые автор, президент Украины (1994-2004), вел на протяжении 2005-2006 годов. Он анализирует текущие политические события в Украине и мире, вспоминает прошлое, рассказывает о встречах с лидерами разных стран: Ельциным, Путиным, Иоанном Павлом II , Берлускони, Колем, Миттераном, Цзян Цзэмином, Чавесом и другими. Говоря об оранжевой революции в Украине (2004), Л. Д. Кучма подчеркивает, что положительно относится только к научно-техническим революциям.
Если есть интересы, их необходимо продвигать и защищать, в том числе - законодательно. Это и есть лоббизм. Сам этот термин уходит корнями в начало английского парламентаризма. «Лобби» с английского - это прихожая. В прихожих законодателей собирались лица, продвигавшие те или иные интересы, - их и окрестили лоббистами. В странах развитой демократии накоплен огромный опыт диалога между властью и группами по интересам, в первую очередь - бизнес-группами, выступающими, как правило, главными лоббистами. В США, к примеру, лоббизм давно перестал носить оттенок чего-то непристойного. Все происходит вполне открыто и законно. Создана целая система организованного лоббизма. Выстроен механизм отношений между лоббистскими организациями и политическими партиями, группами, отдельными политиками, лицами, избранными в исполнительные органы власти. Результатом, продуктом лоббизма является определенный закон или иное властное решение.
Наш «лоббизм» - это «блат», взятка, «откат», «крыша». Главными лоббистами для самих себя и друг для друга являются депутаты всех уровней, и в первую очередь - высшего. На последних парламентских выборах эпохи «кучмизма» проходное место в списке для голосования стоило от полутора до трех миллионов долларов. После «оранжевой революции» цена поднялась, рассказывают мне, до пяти миллионов. Это - за сколько месяцев до выборов? С течением времени цены вряд ли упадут. Виновата ли в этом новая власть?
Виноваты ли Ющенко и Тимошенко? Нет, по-моему, виноваты они в другом: слишком смело обещали, что при них все будет иначе. Людям достаточно обратить внимание, что перед Верховной Радой все пространство по-прежнему заставлено самыми дорогими автомобилями, чтобы спрогнозировать рост расценок на рынке производства «слуг народа». Одно, заведомо демагогическое, рекламное, заявление Виктора Ющенко: «Мое правительство не будет красть», - сразу подняло уровень взяток более чем в два раза.
На принятие жесткого закона о лоббизме наш парламент еще долго не пойдет. Народным депутатам невыгодно оказаться в жестких рамках. Они будут до последней возможности сопротивляться. Я хорошо знаю, как там проходили многие вопросы - как получалось, что те или иные законы набирали по 300 голосов. Проклятие нашей демократии, нашего парламентаризма в том, что все все знают - от президента до помощника депутата, и ничего невозможно сделать, никого не схватишь за руку. Устанавливалось это годами, а изживаться будет десятилетиями.с
с «Петр Дыминский первым из парламентариев открыто заявил, за какие деньги он покупает и продает в ВР карточки для голосования… «Серый кардинал» Львовщины, как называют его журналисты, на днях собрал в областном центре пресс-конференцию, чтобы поговорить о политике… В доказательство своих слов Дыминский вспомнил 2002 год, когда он был членом блока Ющенко и имел отдельную группу из 16 депутатов в составе фракции «Наша Украина». Во время голосования за кандидатуру премьера Виктора Януковича руководитель «НУ» Виктор Ющенко приказал всем голосовать против. Дыминскому, по его словам, пришлось отдать Ющенко все 16 карточек. «Но я должен был сдержать слово, данное представителям Донбасса: я купил у одного из депутатов карточку для голосования за 200 тысяч долларов и проголосовал так, как хотел». «Україна молода», 5.10.2005 г.
20 августа
Был в Днепропетровске на ежегодной встрече сокурсников по университету. На «Южмаш» не заглянул, хотя и хотелось. Завод переживает не лучшие времена. Огромное количество ревизий. Проверяется вся хозяйственная деятельность «Южмаша» за 10 лет. Понимаю, почему Алексеев Юрий Сергеевич занял пост в Киеве (руководителя космического агентства). Надеялся, наверное, хоть в какой-то мере стать защитой своему заводу. Все задают один и тот же вопрос: «Нашли что-нибудь?» Не нашли ничего. Да и что можно найти, если завод работает с минимальной рентабельностью? Не до жиру, быть бы живу.
Перспективы не очень радужные. Если Россия откажется продолжать сотрудничество в рамках крупных проектов, то неизвестно, что нам делать. Может, старые системы еще будут работать, а вот новых не будет. На последней выставке россияне показывали клиппер - пилотируемый космический корабль. Он должен выводиться на орбиту украинской ракетой «Зенит», которая является основой «Морского старта». Это колоссальный проект. Он мог бы стать совместным. Была договоренность с Россией. Мы подписали предварительные соглашения. Но дело застопорилось. Причины понятны…
24 августа
Год назад, в телевизионном интервью, я говорил о слабой дисциплине парламента, о том, что эта проблема будет решена - парламент станет более дисциплинированным, обязательно станет. Вся проблема в том, говорил я, откуда придет эта дисциплина - изнутри парламента или снаружи. Чрезмерное напряжение в отношениях между правительством и парламентом не может быть продолжительным. Одна из сторон берет верх и подчиняет себе другую. Обычно победа достается исполнительной власти. Иногда победителем выступает диктатор. Или диктатура.
В Украине все десять лет моего президентства отношения между мной, правительством и парламентом были очень непростыми. Несколько раз доходило до точки кипения. Я считаю, что в этом больше виноваты депутаты. Они называют главным виновником меня. Это важный, очень интересный вопрос, но оставим его историкам. Пусть они проанализируют законопроекты, вокруг которых шла самая большая рубка, и все станет ясным. Перед страной возникали все более сложные задачи. Эти задачи требовали, с одной стороны, серьезного, компетентного вмешательства государства, с другой - они не могли быть решены без участия общества, без народной инициативы, прежде всего деловой, предпринимательской. Назревало много новых важных законов. Они должны были приниматься быстро, но быстро не получалось. Вокруг них бурлило политиканство.
Когда я говорил о дисциплине парламента, я имел в виду дисциплинированность перед лицом этих задач, а не перед Банковой. Вдумайтесь: я до последнего времени вынужден был издавать указы по экономическим и даже хозяйственным вопросам! Я вынужден был это делать, потому что запаздывали законы. Парламентская неспешность способна была бы парализовать жизнь в стране, если бы Конституция не предусмотрела на этот случай право президента издавать указы. Но до бесконечности управлять посредством указов невозможно.
Таким образом, становилось все более очевидно, что близится конец парламентской вольницы. Это был главный вопрос нашей судьбы. Это был вопрос нашей демократии - развиваться ей или остановиться. Это был вопрос, будет ли «подморожена» Украина, разделит ли она в этом отношении судьбу некоторых своих соседей или найдет все же лучшее решение.
Я верил в лучшее решение. Моя вера основывалась на самом факте существования парламента. Каждый мог сказать: «Парламентаризм в Украине есть». Он не такой, каким хотела бы видеть его исполнительная власть, то есть правительство и президент. Он не такой, каким хотела бы его видеть оппозиция. Он не такой, каким хотело бы его видеть парламентское большинство. Он, наконец, далеко не такой, каким хотело бы видеть его общество, народ. Но он существует. Существует реально. Реальность его существования доказывается уже одним тем фактом, что его все ругают. Ругают - значит, замечают.
Многие ли из бывших советских республик могут похвалиться этим?
Оппозиция критикует исполнительную власть за то, что она пытается всеми дозволенными и недозволенными способами управлять парламентом, оказывать давление на парламент. Но оказывать давление можно только на то, что существует. Пытаться управлять можно только тем, что есть в наличии. В свою очередь исполнительная власть критикует парламент за то, что он мало занят делом, слишком похож на базар, часто превращается в сборище безответственных крикунов, в парад тщеславия. Опять же, предъявлять такие и иные претензии можно только к чему-то, что существует.
Все были озабочены предстоящими президентскими выборами, а я думал о более отдаленном - о том, что будет после них, как не только сохранить, но и укрепить наш парламентаризм, то есть нашу демократию. Вот что я имел в виду, когда повторял: политическая реформа нужна не Кучме или кому-то еще, а Украине. Только политическая реформа могла сделать нас более-менее спокойными за судьбу парламентаризма.
Состояние Верховной Рады я считал кризисным. Кризис - это такое состояние, которое заканчивается или гибелью, или выздоровлением. В мире не один такой кризис заканчивался гибелью. Я предлагал выздоровление. Было ясно, что история поставила Украину перед выбором: или (по примеру некоторых наших соседей) фактически покончить со своим парламентаризмом, раз он далек от совершенства, или, наоборот, спасти его посредством резкого усиления. Понадобилась «оранжевая революция», чтобы соответствующие поправки в Конституцию были приняты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "После майдана 2005-2006. Записки президента"
Книги похожие на "После майдана 2005-2006. Записки президента" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Кучма - После майдана 2005-2006. Записки президента"
Отзывы читателей о книге "После майдана 2005-2006. Записки президента", комментарии и мнения людей о произведении.