Авторские права

Мария Сергеенко - Помпеи

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Сергеенко - Помпеи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Коло»; Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Издательство «Журнал "Нева"», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Сергеенко - Помпеи
Рейтинг:
Название:
Помпеи
Издательство:
Издательский дом «Коло»; Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Издательство «Журнал "Нева"»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-901841-03-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Помпеи"

Описание и краткое содержание "Помпеи" читать бесплатно онлайн.



Книга известного русского ученого M. Е. Сергеенко впервые вышла в свет в 1948 г. и была приурочена к двухсотлетию начала раскопок в знаменитых Помпеях.

Автор повествует об обстоятельствах гибели Помпей, истории двух первых столетий раскопок, убедительно воссоздает картину жизни античного города и его граждан. Глубокие знания ученого, ее энциклопедическая эрудиция, прекрасное владение материалом, живая и увлекательная манера повестования позволяют причислить труд к числу классических.

Для студентов, учащихся, преподавателей, а также широкого круга читателей.






История форума в Помпеях неотделима от истории самого города. Форум лежит на пересечении Форумской улицы и улицы Изобилия; в древнейшие времена города он занимал в нем центральное место и оказался не в центре только вследствие разрастания Помпей к востоку. Раскопки последних лет обнаружили, что в те отдаленные времена форум занимал не совсем то же самое место, а лежал несколько наискось по отношению к тому, который мы знаем. Первоначально это была простая рыночная площадь, куда по базарным дням стекалось окрестное население продать сельские продукты и купить нужный в хозяйстве городской товар. Летом было пыльно; в дождливую погоду стояла грязь; среди построек, неправильными рядами расположенных вокруг, сама площадь имела совершенно бесформенный вид.

Прошло немало времени, прежде чем нищие горцы, занявшие Помпеи, испытали потребность переделать свой расползшийся в разные стороны грязный базар по образцу греческой агоры и настолько разбогатели, что оказались в состоянии это сделать. Примерно в середине II в. до н. э. в северной стороне площади воздвигнут был храм Юпитеру;[25] форум был распланирован по-новому и окружен двухэтажным портиком, который строился, по свидетельству надписи, под наблюдением квестора Вибия Попидия, члена старинной и знатной помпейской семьи. До нашего времени уцелело на южной стороне вместе с епистилем несколько колонн этого древнего портика (ил. 9). Они вытесаны из серого нуцеринского туфа (во II в. до н. э. этот туф был излюбленным строительным материалом в Помпеях), не высоки (высота равна только пяти их диаметрам), принадлежат к строгому и простому дорическому ордеру {12}, в нижней трети слегка утолщены. Витрувий объяснил природу этого утолщения: для несения тяжестей нижние части должны быть прочнее верхних; кроме того, надо подражать растениям: нет ни одного дерева, которое не было бы толще у своих корней. Внизу на них чуть-чуть намечены ребра желобков (такая форма предохраняла колонны от повреждений: не так-то легко отбить кусок от почти гладкой круглой поверхности); а примерно начиная с уровня одной трети они были каннелированы (прорезаны желобками); эти желобки делали игру света на поверхности колонны богаче и разнообразнее. Капитель развита слабо. Епистиль довольно низок; монотонное однообразие его ровной поверхности нарушается чередованием метопов и триглифов с каплями. Любопытна его конструкция. Туф — материал непрочный, а так как нижней колоннаде предстояло выдержать на себе тяжесть верхнего этажа, то строитель связал сначала колонны, по старой италийской практике, крепкими деревянными балками и на них уже положил епистиль, составленный из отдельных, не очень больших плит туфа. Над первым этажом поднимался второй; от него сохранились только жалкие остатки, по которым видно, что ионийские колонны верхнего портика были и меньше и тоньше нижних, дорических. Витрувий тоже пишет, что верхние колонны должны быть на одну четверть меньше нижних.

Форум старых, самнитских Помпей был создан людьми, прошедшими хорошую художественную школу и воспитавшими свой вкус на высоких образцах греческой архитектуры. Портик, обрамлявший его, ласкал глаз своей спокойной красотой и восхищал внимательного зрителя обдуманной целесообразностью каждой детали. Острый блеск яркого южного солнца смягчался теплым серым тоном простых строгих колонн; некоторую суровость этого тона оживляли красные метопы епистиля, триглифы с каплями и желтый цвет связывающих колонны балок, подчеркнутый, вероятно, соответствующей окраской. Большие плиты туфа замостили форум. С северной стороны, господствуя над всей площадью, поднимался храм Юпитера, построенный по этрусско-италийскому образцу: с комнатой для статуи, одним нефом и четырьмя деревянными пилястрами, поддерживавшими кровлю.

Мы не знаем никаких подробностей внутренней жизни Помпей самнитского периода, которые дали бы нам возможность вообразить конкретные события, происходившие на этом форуме в мирные времена. Но сцены, разыгрывавшиеся здесь в последний период независимости города во время Союзнической войны, можно представить себе без большого усилия воображения. Здесь критиковали страстно и справедливо жестокую и своекорыстную политику Рима по отношению к италийским «союзникам»; вспоминали безнаказанную наглость его магистратов; умелой речью уводили толпу в то прошлое, когда Италия и Помпеи были действительно свободны; здесь звали к этой свободе, обещали ее и соглашались ради нее на жертвы и труд; здесь решено было стоять насмерть против страшного Суллы; здесь вожди обороны сообщали о ходе военных действий; здесь толпа приветствовали храбрецов, благословляла их и молилась за них и за свой город. И здесь же побежденному городу была объявлена воля победителя, положившая конец его свободному существованию, прочтены имена тех, кто подвергся изгнанию и казни и чье имущество подлежало конфискации. Конец свободных Помпей был и концом ее старого форума. Этот форум во многом не подходил к новым порядкам и вкусам.

Новые поселенцы, носители римских идей, получившие определенное задание воспитывать в римском духе коренное население, прежде всего взялись за переделку храма на форуме. Он должен был превратиться в миниатюрное подобие римского Капитолия, стать храмом в честь капитолийской триады — Юпитера, Юноны и Минервы. Помещение, где стояла статуя Юпитера, было увеличено и украшено двойным рядом колонн: предхрамие поддерживало шесть стройных коринфских колонн. Мы видели уже, что переселенцы были до некоторой степени одержимы строительной горячкой: им хотелось и украсить свою новую родину, и завоевать расположение старожилов, и переделать, насколько это было в их силах, город по-своему. Портик квестора Вибия к этому времени уже пообветшал и нуждался в ремонте; новым хозяевам он к тому же и не нравился: непрочный материал, серый, не бросающийся в глаза цвет, какая-то мелочная отделка деталей. Портик решено было переделать; к постройке его и приступили в самом начале империи. Старые колонны оставили только с южной стороны; на западной они были сломаны и заменены новыми. Не часто удается найти такой наглядный пример, как переделка этого портика, который бы так убедительно говорил о разнице художественных вкусов и требований. У римских строителей было много денег, но мало вкуса. Они отвергли туф, как материал ненадежный, и выбрали гораздо более прочный и дорогой белый травертин. Коренастые крепкие колонны, тоже дорического ордера, но с массивной неуклюжей капителью и без всяких каннелюр искрились и сверкали однообразным, ослепительным и холодным блеском (ил. 10). На них лег тяжелый и скучный епистиль из такого же травертина, без триглифов и метопов. Новый портик был гораздо надежнее и долговечнее старого, но и гораздо грубее его.

Мы можем довольно отчетливо представить себе форум (рис. 7) в Помпеях времен империи: это был удлиненный прямоугольник (площадь его равнялась с портиками 151,6x47 м, а без портиков 142,5x38,5), вымощенный блестящими, ровными травертиновыми плитами; старую мостовую сняли. С запада на портик смотрели старинные здания — ограда Аполлонова[26] храма и басилика; с восточной стороны к форуму прилегали рынок и ряд новых храмов и зданий, облицованных мрамором и выходящих на форум собственными портиками. По сторонам храма Юпитера воздвигнуты были триумфальные арки, через которые входили и выходили (въезжать на форум было нельзя; доступ повозкам был прегражден). Прямо против храма на южной стороне форума находилось здание городского совета и присутственные места для магистратов. Фоном служил Везувий, всегда немного курившийся и покрытый доверху зеленью садов и виноградников. Одной из особенностей древних форумов было большое число статуй. Обычай выражать свою благодарность официальной постановкой статуй исстари велся на греческом Востоке. Постепенно проник он и в Италию. В Риме Август поставил на своем форуме статуи великих людей прошлого; их ряд начинался Энеем,[27] который был представлен в том виде, как он бежал из пылающей Трои с престарелым отцом на плечах. За ним шли цари Альбы,[28] мифические предки царствующего дома Юлиев, потом Ромул[29] и, наконец, лица уже исторические: славные полководцы, доблестно послужившие родине. Под каждой статуей имелась соответствующая надпись. По словам Светония, Август объявил, что он придумал поставить эти статуи для того, «чтобы деятели прошлого служили гражданам мерилом для суждения, как о нем самом, пока он жив, так и о правителях грядущих времен».


Рис. 7.


Примеру столицы последовал весь римский мир: «форумы всех муниципиев стали украшать статуями, чтобы от поколения к поколению передавалась память о людях» (Плиний Старший).

В маленьком Арретии ставят на форуме те же статуи, что и в Риме; в Помпеях нашли надписи от статуй Энея и Ромула. Воздвигают статуи не только героям прошлого, но и современникам. В надписях сохранился ряд указаний, почему тот или другой город счел данного человека достойным статуи: один, например, на собственный счет дал бой гладиаторов «с пятью ливийскими зверями»; другой «заботливо и рачительно» совершил ремонт всех общественных зданий; третий «совестливо нес свои обязанности магистрата». Иногда ставили статуи просто «за заслуги», «за любовь к родине и согражданам». Городской совет был щедр на раздачу подобных почестей, потому что те, кому была декретирована статуя, нередко ставили ее на собственный счет, «довольствуясь одной честью». Немудрено, что «многочисленный народ статуй», говоря словами одного древнего писателя, до такой степени загромождал римский форум, что цензорам неоднократно приходилось убирать те из них, которые были поставлены без соблюдения всех законных формальностей. В Цирте (теперешняя Константина в Алжире) на форуме было так много статуй и они были так бессистемно размещены, что потребовалось расставить их все в одну линию, так как иначе они мешали движению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Помпеи"

Книги похожие на "Помпеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Сергеенко

Мария Сергеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Сергеенко - Помпеи"

Отзывы читателей о книге "Помпеи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.