» » » » Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году


Авторские права

Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году
Рейтинг:
Название:
Путешествие по Северу России в 1791 году
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.



Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера






3-го числа октября, в пятницу по утру, при восхождении солнца, поехал я с двумя своими человеками на двух связанных вместе крестьянских маленьких плоскодонных лодочках в Опоцкой погост, состоящий от Братской деревни pекою Сухоною в четырех верстах, и проехавши благополучно Опоцкой порог, почитаемый судоходцами в реке Сухоне самым опасным, пристали к Опоцкому погосту. Во оном погосте две деревянных старых церкви; в одной престол Живоначальной Троицы, в другой настоящий храм Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный на верху, под самой крышкой, Илии Пророку. Обогревшись же в доме того погоста священника Осипа Васильева, поколь с катером и карбасом перебирались через Опоцкой порог, слушали в Рождественской Богородецкой церкви всенощную и литургию и молебен; между ж тем катер и карбас, переехавши порог, пристали к сему погосту. Потом, в священниковом доме отобедавши, отпустили обратно в город Устюг к господину коменданту Алексею Ивановичу Монастыреву данных нам от него для бичевой на переезд до оного порога помянутых сержанта, солдата и двенадцати человек рекрут, дав им за их труды: сержанту рубль, солдату пятьдесят копеек, рекрутам три рубли, и переложа из карбаса экипаж в катер, а карбас, для доставления устюгскому мещанину Семену Егорову, отдали им в целости. После ж сего со взятыми из Опоцкой волости пятьми бичевщиками и лоцманом Алексеем Максимовым, в четверть пятого часа по полудни, при пасмурном небе и к дождю склонной погоде, поехали бичевою. Проехавши от Опоцкого погоста шесть верст, за темною ночью и частыми в реке каменьями, для ночлега против экономической стоящей в правой стороне деревни Белой стали на якорь и, выехавши в своем ялике или ботике из катера на берег, за холодною погодою ночевали в избе крестьянина Тита Масеева. Во оной и в других многих деревнях крестьянские жены и девки ткут на продажу в Устюге и Красноборске из пряденых и крашеных самими ж ими шерстяных ниток разных цветов, а больше серые кушаки, и шьют в пяльцах шелком, бумажными и белыми нитками, и вышивают кружева, холст ткут на свои только домашние потребы, а не на продажу, лен же и пеньку продают, и жгут крестьяне па продажу известку.

4-го числа октября в субботу, вставши в шестом часу пополуночи, напились чаю и, пришедши на катер, при пасмурном небе и холодном ветре, с опоцкими ж работниками и лоцманом в семь часов поехали бичевою. Отъехавши от деревни Белой двенадцать, а от Опоцкого погоста осьмнадцать верст, для перемены работников в половине одиннадцатого часа по полуночи, при снежной, мокрой и холодной погоде, пристали к стоящей в левой стороне дворцовой деревне и почтовой станции Верхней Тосмы, а не доезжая ее за шесть верст на правом берегу деревня Нижняя Тосма; они обе так называются по впадающим при них в Сухону речкам Тосмам. В доме сей деревни крестьянина Романа Филиппова порядочно обогревшись и отобедавши, в половине первого по полудни часа с шестьми здешними работниками и с тем же опоцким лоцманом Алексеем Максимовым, при холодной же, мокрой, снежной погоде поехали бичевою ж. Проехавши от деревни Верхней Тосмы беспорожным в реке Cyxоне местом осьмнадцать верст, для перемены опоцкого лоцмана и верхне-тосмских бичевщиков, по полудни ж в семь часов пристали к стоящей в правой стороне деревни и почтовой станции Плоской [так называется по впадающей при ней в Сухону речке Плоской], где за темнотою ночи в катере и ночевали, при немалом морозе, от которого даже отбережни стали.

5-го числа в воскресенье, с девятьми из Плоской станции бичевщиками и десятым Анкундином Карповым лоцманом, при морозной же с холодным ветром погоде, в половине шестого часа по полуночи поехали бичевою. Живущие в Плоской деревне крестьяне известки не жгут, a прочие, как мужчины, так и женщины, те ж промыслы имеют, как и показанных деревень крестьяне, только льну и пеньки пашут и продают больше. В трех верстах от Плоской деревни в правой стороне погост Борщовик; в нем две деревянных церкви, одна — Воскресению Христову и Прокопию Блаженному Устюгскому чудотворцу, другая — Архангелу Михаилу. Против сего погоста переезжали того ж названия, продолжающийся сажен на семьдесят, нетрудный порог. В трех верстах от Борщовика погоста и порога другой, не очень трудный, простирающийся сажен на сто, порог Заслицкий. В двух верстах от Заслицкого третий, по труднее тех двух, порог Косяк, сажен на полтораста. В версте от Косяка четвертый порог, гораздо труднее тех трех, Травник, на полверсты. В переборе чрез его бичевы наши начали часто рваться больше от того, что они, от бывшего в ночи и утром мороза, были, облившись льдом, да и рабочих людей десяти человек, для переезду через его по холодной погоде, было мало; а достали еще шести работников с их бичевыми из состоящей от него в трех верстах деревни Бобровниковой, куда я с некоторыми своими людьми ходил за ними сам. В двух верстах от Травника пятый порог, Бобровник, на версту. Проехавши от Плоской станции шестнадцать верст, для перемены бичевщиков и лоцмана, в четвертом часу по полудни пристали к стоящему в левой стороне погосту, деревни и яму Бобровскому. В оном погосте две деревянных церкви: одна — Воскресению Христову, другая — Модесту, патриарху иерусалимскому. На построение ж каменной церкви от подаяния своих прихожан заготовлен кирпич и известка. Обогревшись же в доме тамошнего священника Димитрия Васильева, в Воскресенской церкви слушали свою заставную всенощную и храмам молебен; после ж того, в священниковом же доме ночевали. В одном со оным священником доме живет родной его брат Василий Васильев; он единственно для того, чтоб иметь вырастаемыми в деревнях продуктами свободный с купцами торг, записался в ту волость во крестьянство, поелику по средствам крестьянина живучи он в своем доме, от живущего при Архангелогородском порте аглинского и голландского консула фан-Брина, за покупаемый на его деньги у крестьян лен, пеньку, сало, звериные кожи и хлеб, каждый месяц получает по пятнадцати рублей. Он доставил мне помянутой палошника-травы семя два решета, ценою по двадцати копеек решето. Жительствующие в оном погосте или селе в семидесяти дворах мужеска — сто шестьдесят восемь, женска — сто девяносто две, а обоего мужеска и женска пола — триста шестьдесят ревизских душ, экономические крестьяне; довольствуются изобильным хлебопашеством ржи, ячменя, льну и конопель и извозом зимою с купеческим грузом во многие российские города; сверх же того, во все годичное время бьют из ружей всяких лесных зверей и ядобных птиц, а больше белок и рябчиков. Особых же промыслов никаких перед другими, кроме извоза, не имеют, а для корму скота пашут траву палошник.

6-го числа в понедельник, с девятьми из оной Бобровской станции работниками и лоцманом Никифором Мининым пришедши на катер, при дождевой с холодным ветром погоде, в половине пятого часа по полуночи, поехали бичевою.

Реки Сухоны берега крутые ж и каменистые. От Бобровского погоста и яму до погоста ж и яму Дмитрова-Наволока переезжали пороги или, лучше сказать, мелкие каменистые переборы: 1) в семи от Бобровского яму верстах, Соколовской, длиною на четверть версты; 2) от Соколовского в двух верстах Нефёдов, на полверсты; 3) от Нефёдова в трех верстах Коренишный, на версту; 4) в двух верстах от третьего Сельминский, на полторы версты. На одиннадцатой от Бобровской станции версте в правой стороне деревня по названию Озерова; в ней деревянная часовня Николаю Чудотворцу. Отъехавши от Бобровского погоста и яму двадцать верст, для перемены работников и лоцмана в час по полудни пристали к стоящему в правой стороне погосту и яму Дмитрову-Наволоку. Во оном погосте две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная одноэтажная, новая, во имя великомученика Димитрия Селунского; построена того прихода крестьянином Галактионом Елисеевым, освящена в прошлом 790 году; деревянная, старая, великомученику Георгию. В доме сего погоста и яму крестьянина Ивана Демидова, затем, что я, едучи на катер, неподалеку от берега вывалясь из лодки в реву Сухону, весь перемочился, ночевали. Крестьяне довольствуются хлебопашеством же, продажею льну и пеньки, стрелянием в своих лесах птиц и зверей на продажу ж и для корму скота пашут траву палошник, которой семя купил еще и здесь три решета, ценою по десяти копеек решето.

7-го числа октября во вторник, в час по полуночи, при немалом морозе, от коего отбережни в реке Cyxoне стали, с девятьми из оного яму бичевщиками и десятым лоцманом Мосеем Коноповым, севши в катер, поехали на нем бичевою. В двух с половиною от Дмитрова-Наволока верстах переезжали порог Сторожовик, длиною сажен на сто. В трех верстах от Сторожовика порог Осиновский, сажен пятьдесят. Отъехавши от погоста и яму Дмитрова-Наволока десять верст, в осьмом часу по полуночи, против стоящего в левой стороне, при впадающей в Сухову не малой речке Городишны, погоста Устья-Городищенского, стали на якорь. Во оном погосте две деревянных церкви: первая — Богоявлению Христову, вторая — Илии Пророку. Поелику ж в сем погосте оного числа праздновали Илии Пророку, для того, что в сие число священна была во имя его помянутая церковь, [ибо в тамошних местах крестьяне имеют обычай праздновать тем дням или числам, в кои освящены их приходские церкви, к чему, как бы и к храмовым праздникам, варят пиво и гуляют по неделе], то мы, выехавши в ялике на берег, во ожидании литургии, в доме того погоста священника Якова Мартинова обогрелись. По отслушании ж в Ильинской церкви водного освящения, литургии и молебна, в священниковом же доме обедали. Потом, отслуживши в Богоявленской церкви молебен, сели на катер и с теми ж из Дмитрова-Наволока погоста и яму работниками и лоцманом, в три часа по полудни, поехали при ясном небе и холодном ветре бичевою.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Челищев

Пётр Челищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"

Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.