» » » » Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году


Авторские права

Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году
Рейтинг:
Название:
Путешествие по Северу России в 1791 году
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.



Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера






А во вторник первого числа июля слушали литургию (и) молебен; после ж обеда с показанным иеромонахом ходили на помянутую гору Голгоф, где служили в церкви Страстем Христовым молебен с акафистом, а в часовни по иеромонах Иисус литию, а оттоль пришедши, напившись чаю и посмотревши жалованных грамот, при противной же небольшой погоде, поехали ночью обратно в Соловецкий монастырь тем же путем, как и оттоль ехали; а в монастырь приехали июля 2-го числа в среду.

В субботу 5-го числа июля ж, в монастырской восьмивесельной шлюпке, и данными для гребли от прапорщика Семена Семеновича Верховитинова монастырскими ж солдатами, вмести с помянутым господином Синявиным и Архангелогородского баталиона с майором Ильею Федоровичем Беляевым (который в мой проезд жил в Соловецком монастыре для исследования дел о ушедшем из-под караула бывшем в ссылке господине и о покраденных монастырских свечных трехсот рублей деньгах) и с женою его Татьяною Васильевною и с данным от архимандрита для отправления некоторой службы иеромонахом Венедиктом, ездили после вечерен на Заицкий остров, до которого от Соловецкого острова пять верст морем; по благополучной же и тихой погоде ехали до Заицкого острова менее часа. По приезде туда расположились квартерою в архимандричьих деревянных кельях, построенных нарочно на случай его приезда.

Оный Заицкий остров во обширности до трех верст, в виде кругл, ровен и весьма каменист; лесу на нем никакого нет, а только одна трава и изредка маленький кустарник; для пристани к нему сделана из дикого камня небольшая для шлюпок и лодок гавань, и в самом оном месте, от пристающих за морскою погодою к сему острову, множество деревянных больших и малых крестов, число коих не менее трех тысяч, где и я с надписанием на жести своего имени, года и месяца прибил близь церкви к большому небольшой крест, а Илья Федорович у самого с приезду к пристани берега поставил большой. На оном острову была одна только небольшая деревянная часовня, а по пришествии своем на оный от погоды ж Петр Великий вздумал из часовни сделать церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, и в одну ночь к часовне пристроен олтарь и освящена. Другого ж, кроме архимандричьих деревянных келей и кухни, никакого строения нет. Каменное строение построено Филиппом митрополитом, и чаятельно, и все селение им же заведено. При церкви никого из монахов нет, а только для сбережения летом живет один трудник, а на зиму, оставив церковь и кельи, приезжает в Соловецкий монастырь. Здесь мы по приезде слушали в вечеру в церкви всенощную, а в воскресенье 6-го числа литургию, водное освящение и молебен и потом, отобедавши, с благополучным небольшим ветром, поехали обратно в Соловецкий монастырь.

Во вторник 8-го числа того ж июля с Сергеем Николаевичем Синявиным ходили смотреть имеющуюся на том же Соловецком острову пустынь Филиппа митрополита, до коей от монастыря почитают три версты, но там, кроме маленькой кельи, ничего нет. А по оной из монастыря дороге, за скотным двором и кузницам, на самом том месте, где князь Мещерин, во время усмирения живших в Соловецком монастыре ослушников, с своею военною немалою командою под монастырем стоял девять лет, построена часовня, и показанным петрозаводским советником сделана из упомянутых одна батарее.

А 9-го числа в среду, с вышеписанными господами Синявиным и Ильей Федоровичем Беляевым, на монастырских же лошадях ездили смотреть имеющуюся на Соловецком же острову Савватиеву пустынь, Секирину гору и прочие места.

В двух от монастыря верстах заходили с дороги в деревянную часовню преподобного Зосима, а неподалеку от нее и в Германову, а в Савватиеву пустынь приехали поздно, для чего там в сделанных для приезду архимандрита и прочих деревянных кельях, ночевали, а до оной пустыни от монастыря почитают 13 верст. На том месте, как сказывают, спасался преподобный Савватий с начала своего на Соловецкий остров пришествия и по день кончины, в память чего и построена над озером деревянная часовня и означенные кельи.

А 10-го числа в четверток из Савватиевской пустыни ездили в пустынь Сосновку (она так называется по небольшому того ж названия озеру); в ней в деревянной часовне есть небольшой Корсунской Божией Матери явленный образ; возле оной пустыни есть выдавшаяся из моря в Соловецкий остров довольной глубины губа, называемая Сосновая, которая длинною верст двадцать; в ней становятся от морской погоды с грузом суда.

Из пустыни Сосновки ездили в Исаковскую пустыньку, построенную преподобным Зосимом с начала его на Соловецкий остров пришествия, а Исаковскою она называется по озеру Исакову, на берегу которого она стоит; сие озеро простирается версты на четыре; хлебная его вода, нарочитая глубина и частые, травой поросшие заливы дают мыслить, что оно изобильно рыбою и дичью. Расстоянием от Исаковской пустыни с версту есть вдавшаяся из моря в Соловецкий остров, версты на четыре, не очень глубокая Паламоновская губа; в ней хороший бывает полов рыбы наваги и корюхи. Напоследок из Исаковской же пустыни ездили водою чрез Секирино озеро на Секирину гору, которая на Соловецком острову почитается самою высокою; на верху оной во время нынешней со Шведом войны сделана батарее и маяк; а от оной горы после вечерень npиехали опять в Соловецкий монастырь. Итак, с вышеписанными на малое время отлучками, всего в Соловецком монастыре пробыл с 25-го июня по 13-е июля, то есть, осьмнадцать дней.


10-я часть. Белым же морем от Соловецкого монастыря до приморского города Онега.


А 13-го числа того ж июля в воскресенье, выпросивши в Соловецкого архимандрита Иеронима монастырскую лодку, и в упомянутого прапорщика Семена Семеновича Верховитинова четырех человек из Соловецких же солдат гребцов и пятого лоцмана, вместе с капитан-лейтенантом Сергеем Николаевичем Синявиным, поехал от Соловецкого монастыря после вечерень к городу Онегу морем, при благополучной погоде и небольшом попутном ветре.

С начала проезжали те маленькие острова и лудицы, которые описаны с приезду к Соловецкому острову; потом ехали к югу около Соловецкого острова, оставляя его от нас в левой стороне.

В трех от Соловецкого острова верстах вправе по нашей пути, были две, по названию тамошнему, парусинные лудицы (на которых промышленники монастырские и другие бьют морских зверей, зайцев и нерьпов, и при становлении возле из Белаго моря выходящих на них по льду белуг морских же зверей).

В десяти от парусинных лудиц верстах, было в правой же стороне два Заицких небольших острова (не из числа тех, который во описании Соловецкого монастыря и острова показан), рядом один с одним, а только их разделяет небольшой, не больше, как на восьмую долю версты, морской между ими пролив. Против оных Заицких островов, не более как в двух вперед верстах, у нашем виду в левой стороне два вышепоказанных Муксалмых, к Соловецкому монастырю принадлежащих острова. Проехавши ж оные острова, еще около ж Соловецкого, только что вдали от нас бывшего острова, проехали пятнадцать верст, пустились во открытое Белое море, к юго-востоку салмою или плесом, называемою тамошними жителями Онежскою губою.

Четвертого -на- десять числа в понедельник, по переезде тех от Соловецкого острова 30, а от монастыря 55 верст, в правой стороне в нашем виду была большая луда Сеннуха, а от нее в тридцати-пяти верстах в правой же стороне два изрядной величины лесистых Шужмых острова, а от них еще [14-го числа], проехавши верст сорок, влеве видна была матерая земля, называемая Летний берег, и деревня Пушлахта; [возле оной деревни есть выдавшаяся из Белаго моря в матерую землю губа, называемая по деревни Пушлахта; в ней от морской погоды Петр Великий, едучи чрез Соловецкий монастырь в город Архангельск, остановившись был с своим флотом и дожидал благополучной погоды, да и поныне в ней для спасения от морских волн становят идущие от Архангельска в город Онего и оттоль обратно в Архангельск иностранные и российские с полным грузом корабли, к чему она в рассуждении глубины и величины, как уверяют живущие в деревне Пушлахты присяжные, ходящие на купеческих российских и иностранных кораблях лоцмана, весьма способна]. Вправе ж от оной деревни вдали, в 50-ти верстах видно было много островов и два борщовых больших острова, а между ими широкая салма или плесо; а от них в тридцати верстах в левой же стороне в нашем виду было три не очень больших острова, тамошними жителями Перх-Луды называемых. В двадцати от Луд верстах в той же стороне большой Конд-остров (к нему пристают суда мореходные в становищи или завони, маговицы называемые), на котором много строевого соснового и елового лесу и для дров березового и осинового, и около его вокруг много разной величины небольших островов, землею и лесом покрытых. От них в двадцати-пяти верстах в той же левой стороне видно было три по-больших острова Осинки, а около их того ж названия много разной же величины небольших луд. В тридцати пяти от них верстах в той же правой стороне один большой остров Шаглан, а в левой, против оного острова стороне, на матерой земле Летнего берега, при впадающей в Белое море небольшой речке Лямсы, погост Лямса; в нем одна деревянная церковь во имя Илии Пророка. Против сего погоста за противным ветром и идущею из моря нам противною ж приливною водою, остановясь на якорь, простояли часов восемь и ночевали.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Челищев

Пётр Челищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"

Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.