Владимир Миронов - Древние цивилизации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Древние цивилизации"
Описание и краткое содержание "Древние цивилизации" читать бесплатно онлайн.
В книге В.Б. Миронова рассказывается, как шло зарождение древнейших цивилизаций Шумер, Египта, Ирана, Ирака. Показана жизнь египетского народа и царствование фараонов. В яркой и живой манере повествуется о создании знаменитых чудес света Древнего мира (городов, мостов, каналов, пирамид). В книге представлены судьбы известных ученых, царей и цариц Древнего мира – Птолемея, Навуходоносора, Саргона, Рамсеса, Тутанхамона, Нефертити, Клеопатры, а также дается описание древнейших городов планеты (Фивы, Вавилон и др.). Книга написана на основании многочисленных источников. Достоинством книги является яркий язык автора, доходчивое и увлекательное изложение сюжетов истории культуры.
Хаммурапи принимает законы из рук бога Солнца и правосудия. XVIII в. до н. э.
Первый царь Вавилона – великий Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Он и объединил страну после периода смут. Известен кодекс законов Хаммурапи, найденный археологами при раскопках эламской столицы Сузы. Элам, «возвышенная страна», расположена была к востоку от Вавилонии (о ней говорит Библия). На барельефе даны основные положения шумерийского права. В кодексе 282 статьи (уголовный кодекс, законы о оплате труда, женитьбе и разводе, рабовладении и т. д.). «Тогда-то меня, Хаммурапи, назвали по имени, дабы установить в стране справедливость, погубить беззаконных и злых, дабы сильный никогда не притеснял слабого, дабы плоть людей была удовлетворена». В Кодексе видно стремление составителей примирить интересы различных групп населения. Но красной нитью проходит мысль защиты слабого от сильного и стремление дать каждому право на справедливое решение. Как скажет Э. Кьера, «чем больше я читаю Кодекс, тем больше восхищаюсь умом и мужеством законодателя». На стеле был изображен сам Хаммурапи и бог правосудия. Написанные клинописью законы были созданы за 1500 лет до Римской империи, являя собой первый кодекс, где правосудие вершит государство, а не бог. Хотя известны и более древние судебники, скажем, законы Шульги (конец III тыс. до н. э.).
Ашшурбанипал II. Барельеф на каменной плите из Ниневии
Юристы тут впервые создали процедуру фиксации торговых сделок, фиксировавшихся устно. С развитием права появляются письменные документы – «купчие». Древнейшие из документов найдены в Лагаше и Шуруппаке и восходят к первой четверти III тысячелетия до н. э. К началу первой вавилонской династии дифференциация видов документов и выработка терминологии приобрела уже законченный вид. Документы свидетельствуют о развитой системе права, о высокой юридической технике и о специальных юридических познаниях юристов. «Все это вместе взятое – результат широкого и оживленного обмена между отдельными городами и частями государства, возникновения многочисленных кредитных операций, развития ростовщичества, широкого отчуждения недвижимого имущества и т. д. в рамках классового общества этой эпохи, великолепным памятником которого является кодекс законов, составленных Хаммурапи», – отмечает А. П. Рифтин.
Царь Вавилона наделяет владением своего подданного
В 1901 году французские археологи, возглавляемые Ж. Де Морганом, откопали обломки из диорита. Когда их сложили вместе, образовалась стела высотой в 2,25 м, шириной от 1,65 м в верхней части и до 1,9 м в нижней. Ученый-ассириолог Шейль расшифровал надпись. В верхней ее части помещено изображение бога Солнца, света и справедливости Шамаша, который, сидя на троне, передает вавилонскому царю Хаммурапи свиток со сводом законов. Вся остальная часть стелы покрыта клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Большая часть этих колонок содержит 247 статей законодательства (10 колонок посвящено перечислению титулов царя, 7 – выскоблено). Законодательство начинают положениями о нарушении порядка судопроизводства: 2 статьи об обвинителе-клеветнике, 2 – о лжесвидетелях, 1 – о нарушении правосудия самим судьей. «Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в 12?кратном размере иск, представленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда». Видимо, случаи мздоимства и злоупотребления положением со стороны судей и тогда были нередки, за что их и наказывали.
Принцип действия кодекса шумерийцев был довольно прост: «Око за око, зуб за зуб». Статьи законов Хаммурапи весьма и весьма суровы, глася: «Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти»; «Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом»; «Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти; «Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное»; «Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира (т. е. судебного исполнителя), то этого домохозяина должно предать смерти»; «Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь и кто-нибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь»; «Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти»; «Если чья-то жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба»; «Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол»; «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки»; «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен. Если врач сделает свободному человеку операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисти рук. Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить». В Кодексе Хаммурапи, как и в эпоху шумеров, предусматривалось оформление сделки письменными документами. В торговых сделках участвовала меньшая часть населения. Женщины имели право вести торговые операции от своего имени. В параграфе N№ 7 Кодекса было сказано: «Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить». Найденная в Сузах стела находится теперь в Лувре, а ее гипсовый слепок – в музее Багдада. Базальтовые столбы со статьями закона Хаммурапи были выставлены когда-то в различных частях страны. Для лучшего понимания истории имеют значение и дипломатические документы (договоры между царями, их архивы, в том числе найденный на территории Египта бесценный дипломатический Телль-Амарнский архив с письмами миттанийских, вавилонских и ассирийских царей фараонам Аменхотепу и Эхнатону).
«Отец истории» Геродот о Вавилоне писал: «Страна эта – плодороднейшая из всех нам известных, приносящих плоды Деметры». Сказочный дар Тигра и Евфрата. Недра ее были богаты нефтью (кстати говоря, само слово «нефть», «naptu» – вавилонское). В политическом отношении Вавилония чем-то напоминала аристократическо-буржуазную республику, где у власти стояли цари, избиравшиеся местной элитой («народным собранием»). Они ежегодно обязаны были подтверждать свои властные полномочия в храмах. Горожане сохраняли принципы самоуправления и пользовались относительной свободой. На это указывает и народная пословица, гласившая: «Даже собака свободна, когда она входит в Вавилон».
Г. Доре. Вавилонская башня
Знания играли важную роль в жизни Шумер, Ассирии, Вавилона (ведение календарных расчетов, соотнесение астрологических данных с нуждами земледелия, распределение урожаев, сбор налогов, бухгалтерия). Из их арифметики затем выросла алгебра и начатки теоретической геометрии. Расшифровка глиняных табличек показала, что вавилонская математика была более развита, чем ее восточные аналоги. Находясь на перекрестках важных караванных путей, торгуя, люди Двуречья особенно остро нуждались в услугах математики, этой «науки купцов и промышленников». Ашшурбанипал (Сарданапал) вел математические подсчеты: «Я совершаю запутаннейшие деления и умножения…» Мы до сих пор пользуемся вавилонской системой имен, они изобрели солнечные и водяные часы, лунный календарь, таблицу умножения, таблицы обратных величин, создали сложную символику цифр, знали арифметическую и геометрическую прогрессии, систему линейных уравнений. Те же вавилоняне, согласно Цицерону, сохраняли в своих записях наблюдения за движениями светил в течение многих лет. Они разработали системы письма и связи, строили дамбы и каналы, бассейны и ванны. Прозванные «халдеями» ученые широко были известны в древнем мире как великие мудрецы, чародеи, чернокнижники и маги.
Стены Вавилона
Несомненные успехи достигнуты и на ниве образования. Известен ряд «высших школ» в Вавилоне, Уруке, Сиппаре. Писали на глине или же на выделанной коже палочками из очищенного камыша. Этот способ письма у ассирийцев и вавилонян переняли соседние народы (эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, финикийцы). Обучение в учебных заведениях обычно продолжалось в течение четырех лет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древние цивилизации"
Книги похожие на "Древние цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Миронов - Древние цивилизации"
Отзывы читателей о книге "Древние цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.