Митрополит Макарий - История русской церкви (Том 3)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской церкви (Том 3)"
Описание и краткое содержание "История русской церкви (Том 3)" читать бесплатно онлайн.
1156-1157
Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии
1159-1168
Киевский кн. Ростислав Мстиславич
1157-1168
Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники
1164
Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией
после 1164 г.
Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа
ок. 1165 г.
Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II)
1166
Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» (Ин. 14. 28)
1169
Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского
1169
Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II
1170
Поход войск св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Новгород («битва новгородцев с суздальцами»)
1160-е гг.
Обретение мощей Ростовских святителей Леонтия и Исаии
1176-1212
Владимиро-суздальский кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
1160-е гг.
Попытка св. блгв. кн. Андрея Боголюбского создать самостоятельную митрополию во Владимире на Клязьме отвергнута Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом
1176-1194
Киевский кн. Святослав Всеволодович (с небольшим перерывом)
1174
Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского
1181-1194
Совместное управление («дуумвират») Киевской землей Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем
после 1185 г.
Создание «Слова о полку Игореве»
1186
Восстановление Болгарского царства со столицей в Тырнове
1199/1200
Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью
1195-1201,1205-1210
Киевский кн. Рюрик Ростиславич (с перерывами)
ок. 1200 г.
Учреждение Рязанской епископии путем отделения от епископии Черниговской
1205
Гибель кн. Романа Мстиславича во время похода на Польшу и распад Галицко-Волынского княжества
ок. 1200 г.
Паломничество Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда
1212-1237
Владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович
ок.1214 г.
Учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем отделения от епископии Ростовской
1214-1223
Киевский кн. Мстислав Романович Старый
1219
Создание Сербской архиепископии свт. Саввой Сербским (1169-1236)
1214-1218
Попытка венгерского королевича Кальмана закрепиться в захваченном Галиче
ок. 1219 г.
Учреждение Перемышльской епископии путем отделения от епископии Владимиро-Волынской [*424]
1223
Поражение русско-половецкого войска монголе-татарами на р. Калке
1220-е гг.
Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа
1223-1238
Киевский кн. Владимир Рюрикович
1233
Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским кн. Владимиром Рюриковичем
1237-1238
Опустошение монголо-татарами Рязанской и Владимиро-Суздальской земель, разорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Торжка и др. городов
1235
Восстановление Болгарской патриархии
1238
Воссоединение Галицкой и Волынской земель кн. Даниилом Романовичем
1230-е гг.
Создание Угровской и Луцкой епархий путем отделения от епископии Владимиро-Волынской (Угровская кафедра вскоре перенесена в Холм)
Примечания
[*1] П. собр. р. лет. 1. 136; 2. 24 [228]. В Никоновой летописи (2. 152 [241]), в каталогах русских митрополитов и в некоторых позднейших сочинениях говорится, будто митрополит Михаил II удалился из России в Царьград и не хотел возвращаться на свою кафедру вследствие постоянных междоусобий наших князей. Но в древних летописях об этом нет ни слова. А если и допустить означенную причину — все же она не может оправдать поступок митрополита.
[*2] П. собр. р. лет. 2. 29; 7. 38 [228], Название Смолятича дает повод думать, что Климент был родом из Смоленска, а не из Киева, как утверждает Татищев (2. 301 [294]). Место Заруб находилось на правом берегу Днепра против устья Трубежа, где существовал переброд, или переправа, через Днепр на пути из Киева в Переяславль (П. собр. р. лет. 1. 98, 143; 2. 23, 64 [228]). Там доселе сохранилось село Зарубиниа и недалеко от него деревня или хутор Монастырок, самим своим именем напоминающий о существовавшем здесь монастыре. В этом Монастырьке действительно открыты пещеры, в которых и могли подвизаться иноки существовавшего монастыря (Остатки Зарубск. монастыря — см. Срезневск. Сведен, о малоизв. и неизв. памяти. № 13, в Записк. Акад. наук. 9. Кн. 1 [283]). Впрочем, был и другой Заруб — село в стране Смоленской (П. собр. р. лет. 2. 95 [228]), откуда и мог быть выведен Климент Смолятич, если был там монастырь.
[*3] Последние слова Нифонта, очевидно, относятся к митрополиту Михаилу II, который пред отъездом своим в Константинополь, верно, дал русским епископам рукописание свое, чтобы они не осмеливались без него служить в кафедральном митрополичьем соборе,— рукописание, совершенно согласное с общими правилами Церкви. Следовательно, нет нужды предполагать, будто здесь говорится о каком-то рукописании первого нашего митрополита Михаила (Татищ. 2. 302 [294]), или будто разумеется письменное исповедание веры, которое при поставлении своем произносили наши епископы пред митрополитом и всею Церковию и где, между прочим, обязывались признавать над собою власть Константинопольского патриарха (Зернин. Об отнош. Конст. патриарха к русск. иерархии. С. 43. СПб., 1846 [127]). Нифонт выражается: «Мы ваяли от митрополита», а не говорит: «Мы доли митрополиту рукописание».
[*4] Не только случаев поставления в сан епископа рукою святого Иоанна Предтечи, но и случаев подобного избрания во епископа мы не знаем. Избрание императором (а не патриархом) Василием студийского игумена Алексия в сан Цареградского патриарха, бывшее в 1025 г., сюда не относится (Филарета Истор. Р. Церкви 1. 172 [317]), потому что, хотя Алексий, пришедши посетить заболевшего императора, и принес с собою ради больного главу святого Иоанна Крестителя, но император Василий, совершенно неожиданно назначивший при этом Алексия на патриаршую кафедру, вовсе не осенял его святою главою в знак нового избрания (Сеdren. Hist. Compend. 2. Р. 479. Bonn., 1839 [342]).
[*5] П. собр. р. лет. 1.137; 2. 30; 5.159 [228]; Степ. кн. 1. 251 [156].
[*6] П. собр. р. лет. 2. 30 [228].
[*7] Так именно сказано в Лаврентьевской, IV Новгородской и Софийской летописях (1.137; 4. 7; 5.159 [228]).
[*8] «...И Мануил Смоленский епископ, иже бе бегал перед Климом» (2. 80 [228]).
[*9] Там же. 1.136; 2. 25.
[*10] Никон, лет. 2. 95,153 [241]; Татищ. 2. 301 [294].
[*11] Копыстенск. Катал. Киев. митрополитов (в Палинод.); Димитр. Ростов. Катал. Киев. митрополитов (рукоп.); Евген. Опис. Киево-Соф. собора. 76 [115]; Филарет. Ист. Р. Ц. 1.169. Изд. 2-е [317].
[*12] Такие мысли выражены в сводной летописи Татищева, хотя неизвестно, откуда им заимствованы (2. 301 [294]).
[*13] П. собр. р. лет. 2.15,19 [228].
[*14] Житие Нифонта в Памятник, старинной русск. литер. 4. 2, 3. СПб., 1862 [223].
[*15] См. нашей «Истории» т. 1. Прим. 1. Известны канонические ответы Нифонта Кирику, которые рассмотрим в своем месте (гл. 5).
[*16] Например, на вопрос, как поступать, если кто-либо из латинян захочет принять православие, Нифонт, давши подробное наставление, между прочим, отвечает: «В Царигороде только в лентьи станеть, коли мажють и миром, а маслом, рече, не мазати». Так же на вопрос: «Достоит попу своей жене молитва творити?» — Нифонт дал ответ: «По всей Гречьстей земли и области не дают своим женам Попове; аже не будет иного попа близ, а створити» (Памяти, росс. слов. XII в. С. 176, 178 [216]).
[*17] П. собр. р. лет. 2. 79 [228]; Никон, лет. 2. 96, 153 [241]. А самую грамоту патриарха, сохранившуюся в житии Нифонта (Памяти, стар. русск. литер. 4. 5 [223]) см. в приложен. 1.
[*18] П. собр. р. лет. 2. 45,64; 3.10-11; 5.160 [228].
[*19] Об этом замечено только в летописи Татищева (3. 91, 98 [294]).
[*20] Собр. лет. 3. 12 [228]. Константин как митрополит русский присутствовал уже на Цареградском Соборе, бывшем в генваре 1156 г. (Деян. Собора у Тафеля: Supplem. hist. Eccl. Graecae. saec. XI-XII, Tubing., 1832 [405]. Cfr. Le Quien. Oriens Christ. 1. 1264 [371]). Татищев пишет, будто Константин избран был Юрием Долгоруким из Черниговских епископов и отправлен в Царьград для доставления в сан митрополита еще в 1150 г. (3. 36, 91, 98, 117 [294]). Но из древних летописей не видно, чтобы в Чернигове был около того времени епископ Константин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской церкви (Том 3)"
Книги похожие на "История русской церкви (Том 3)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Митрополит Макарий - История русской церкви (Том 3)"
Отзывы читателей о книге "История русской церкви (Том 3)", комментарии и мнения людей о произведении.