Святитель Игнатий Брянчанинов - Том 6. Отечник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Том 6. Отечник"
Описание и краткое содержание "Том 6. Отечник" читать бесплатно онлайн.
Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» — сокровищницу назидания и поучения святых Отцов. Книга учит страху Божиему, умной внимательной молитве, сердечному безмолвию и преданности вере Православной; необходима монашествующим и мирянам. В обширном «Приложении» помещены письма святителя Игнатия к разным лицам, многие тексты впервые даны по автографам. В частности, публикуется переписка с Оптинскими старцами — Леонидом, Макарием, Анатолием и другими подвижниками, а также с монашествующими Угрешского монастыря, а из светских лиц — с Обер-прокурором Святейшего Синода графом А. П. Толстым, А. С. Норовым и с художником К. П. Брюлловым. Все публикации предваряют обширные вступительные статьи, письма комментированы.
370. Приготовляйся предстать Ему, и будешь творить волю Его.
371. Во всякой погрешности твоей приноси покаяние, и не подвергнешься недоумению в час смерти [849].
372. Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верою твоею; но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй о жительстве твоем, признавая его достойным одобрения, потому что враги твои стоят еще пред лицом твоим. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных [850].
373. Трезвись против духа, наводящего печаль на человека: он распростирает многие сети, чтоб уловить тебя и ввергнуть в расслабление. Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией; напротив того, враг ищет, чтобы ты оставил подвиг воздержания и предался отчаянию. Знай, что демонский помысл тот, который скажет: «Куда убежишь? покаяния не имеешь, прощения не получишь» [851].
374. Печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерд; Он знает, что человек немощен, и помогает ему» [852].
375. Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убежат от тебя; они расстраивают только того, кто убоится их [853].
376. Боящийся приступить к совершению добродетелей обнаруживает этим, что он не верует Богу [854].
377. Кто считает себя за ничто, признает свое невежество, тот являет этим, что он ищет исполнять волю Божию, а не свои страстные пожелания [855].
{стр. 176}
378. Страх Божий есть хранитель и защитник души; он — страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя [856].
379. Кто ищет славы Божией, тот старается уничтожить в себе всякую нечистоту [857].
380. Истончавающий себя воздержанием приближается к здравию [858].
381. Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце вспомоществует душе по Богу; в противоположность этому, уныние вспомоществует злобе [859].
382. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться [860].
383. Телесные подвиги, проходимые в духовном разуме, суть орудия, которыми возделываются добродетели [861].
384. Страсти рождаются от нерадения [862].
385. Неосуждение ближнего служит ограждением для борющихся со страстьми под руководством духовного разума. Безумно разрушает эту ограду порицающий ближнего [863].
386. Воздержание языка доказывает о человеке, что он истинный подвижник. Необузданный язык служит признаком человека чуждого добродетели [864].
387. Милостыня руководствует к любви [865].
388. Благость к ближнему — матерь чистоты [866].
389. От многих попечений и рассеянности зарождаются страсти [867].
390. Жестокосердие — отец гнева [868].
391. Душевный пост состоит в отвержении попечений [869].
392. Увлечение попечениями — падение души; исправляется она безмолвием в разуме [870].
393. Насыщение сном возбуждает страсти в теле; умеренным бдением охраняется сердце от страстей. Излишний сон сообщает сердцу дебелость, умеренное бдение изощряет его [871].
394. Плачем изгоняются из души все страсти [872].
395. Не уязвляй совести ближнего, и стяжешь смиренномудрие [873].
{стр. 177}
396. От славы человеческой мало-помалу рождается гордость [874].
397. Любящий полное довольство во всем утрачивает духовный разум [875].
398. Воздержание чрева укрощает страсти; удобно возжигает их прихотливое употребление пищи [876].
399. От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели [877].
400. Любовию к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий [878].
401. Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиною уныния и раздражительности [879].
402. Кто отсекает волю свою пред ближним, тот доказывает этим, что ум его — служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего [880].
403. Страх Божий и тайное поучение хранят душу от страстей, а беседы о мирских делах помрачают ее и отклоняют от упражнения в добродетелях [881].
404. Пристрастие к веществу возмущает ум и сердце; обновляет их презрение вещества [882].
405. Умалчиванием греховных помыслов обнаруживается искание похвал и срамной славы мира. Тот, кто открывает искренно страстные помыслы отцам своим, изгоняет из себя эти помыслы [883].
406. В дом, не имеющий ни дверей, ни окон, свободно вползают гады и змеи. Подобен такому дому подвижник, не хранящий подвига своего [884].
407. Ржавчиною снедается железо, и честолюбием — сердце человека, потворствующего этой страсти [885].
408. Плющ, обвившись около виноградной лозы, истребляет плод ее, и тщеславие истребляет плод монаха [886].
409. Основание всех добродетелей — смиренномудрие; основание всех страстей — чревообъядение [887].
410. Венец добродетелей — любовь; венец страстей — оправдание грехов своих [888].
{стр. 178}
411. Общение и беседы с мирянами возмущают сердце и, лишая его дерзновения к Богу, посрамляют его во время молитвы его [889].
412. Любовь к подвигам есть ненависть к страстям; напротив того леностию и праздностию удобно вводятся страсти в душу [890].
413. Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе [891].
414. Не надейся на крепость твою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе [892].
415. Храни очи и сердце твое от воззрений лукавых. Смотрящий сладострастно на кого-либо совершает прелюбодеяние в тайне души своей [893].
416. Храни слух твой, чтоб не навлечь браней самому на себя [894].
417. Упражняйся в трудах и рукоделии, чтоб доставить нищему кусок хлеба, а себя предохранить от праздности; праздность есть падение и смерть для души [895].
418. Частою молитвою истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости [896].
419. Ожидающий близкой смерти не впадет во многие грехи. Напротив того, надеющийся жить долго опутывается многими согрешениями [897].
420. Жительство того, кто приготовляет себя к отчету пред Богом во всех поступках своих, Бог очищает от грехов Промыслом Своим и помощию Своею. Напротив того, идет путем греховным тот, кто небрежет о Суде Божием и говорит: «Когда-то еще настанет этот день» [898].
421. Ежедневно прежде, нежели начнешь заниматься каким-либо делом, подумай: где ты? куда пойдешь по исшествии из тела? и ни одного дня не проведи в нерадении о душе твоей. Помышляй о блаженстве и славе, которых сподобились все святые, и мало-помалу привлечешься к подражанию их жительству. Помышляй и о уничижении, которому подвергнутся грешники, и будешь охраняться постоянно от зла [899].
422. Постоянно совещайся с отцами твоими, и всю жизнь твою проведешь спокойно [900].
423. Если демоны начнут смущать тебя по поводу пищи или одежды, или великой нищеты твоей, также по поводу оскорбле{стр. 179}ний, которым подвергаешься, то ничего не отвечай им, но предай себя Богу от всего сердца твоего, и Он успокоит тебя [901].
424. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа [902].
425. Если ты сделал что доброе, не хвались этим. Опять: если ты соделал много зла, то не печалься об этом безмерно, но решись твердо в сердце твоем впредь не увлекаться [903].
426. Если борет тебя блудная страсть, то удручай в смирении пред Богом тело твое трудами и воздержанием; вместе с этим не дозволяй сердцу пленяться сладострастными помыслами и ощущениями, — и обретешь покой [904].
427. Если ощутишь в себе действие страсти чревообъядения и пожелания различных снедей, то вспомни тот смрад, в который обращается всякая пища. Это поможет тебе сохранить воздержание [905].
428. Если возникнет в сердце твоем гордость, то вспомни, что она способна погубить все благое жительство твое, что для предавшихся ей уже нет покаяния. Этим остановишь действие ее [906].
429. Если красота телесная начнет обольщать сердце твое, то подумай, сколько смраден этот грех, и воздержи сердце от увлечения им. Ощутив расположение сладострастное к женщине, вспомни о женщинах, уже умерших. Что сделалось с ними? во что превратились тела их? [907]
430. Духовное рассуждение, рассматривая правильно все страсти, устраняет их от человека. Невозможно стяжать духовного рассуждения, не возделав его на ниве его. Эта нива — безмолвие [908].
431. От безмолвия рождается подвижничество; от подвижничества — плач; от плача — страх Божий; от страха Божия — смирение; от смирения — духовное прозрение; от духовного прозрения, или разума, — любовь. Любовь же соделывает душу здравою и бесстрастною. Тогда познает человек, сколько удалился он от Бога [909].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 6. Отечник"
Книги похожие на "Том 6. Отечник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Игнатий Брянчанинов - Том 6. Отечник"
Отзывы читателей о книге "Том 6. Отечник", комментарии и мнения людей о произведении.