Валерий Возгрин - Гренландия и гренландцы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гренландия и гренландцы"
Описание и краткое содержание "Гренландия и гренландцы" читать бесплатно онлайн.
Возгрин Валерий Евгеньевич
Гренландия и гренландцы
АННОТАЦИЯ РЕДАКЦИИ
Гренландия - с 1979 г. самоуправляемая часть Дании. Эта огромная по территории арктическая страна уникальна и в природном, и в социально-экономическом отношениях.
Книга в доступной для широкого круга читателей форме дает представление о природе и людях острова, освещает важные проблемы современной экономики, социальной жизни и культуры Гренландии.
Возгрин В.Е. Гренландия и гренландцы. М.: Мысль. 1984. — 157 с.
Тираж 60.000. Цена 55 коп.
Редакция географической литературы
Глава «Гренландия глазами географа» написана доктором географических наук, старшим научным сотрудником Института географии АН СССР Л.Р. Серебрянным
Рецензенты:
Доктор географических наук Г.А. Агранат, В.С. Савко
Формально Гренландия считалась датской территорией (до начала XIX в. Дания и Норвегия составляли единое государство со столицей в Копенгагене). Не имея возможности конкурировать с великими морскими державами в океане, датчане стали колонизировать сушу, где ничьей конкуренции можно было не опасаться.
3 мая 1721 г. из Бергена вышел небольшой парусник "Надежда"; целью его рейса была организация торговли с эскимосами. Два месяца спустя, 3 июля, "Надежда" бросила якорь у южного берега острова. Колонизация Гренландии началась.
Во главе экспедиции стоял Ханс Эгеде, норвежский пастор, проникшийся мыслью о необходимости обращения эскимосов в христианство. Ни в Норвегии, ни в Дании Эгеде не находил поддержки своим планам у светских и духовных властей. Его попытки организовать миссию за свой счет ни к чему не привели - будучи человеком небогатым, он безуспешно пытался изыскать средства, обращаясь к богатым купцам. Лишь через 13 лет бесплодных усилий, в 1721 году после окончания долголетней Северной войны, было принято государственное решение создать миссию, а для обеспечения ее финансовой поддержки - торговую компанию.
Деятельность X. Эгеде в Гренландии нельзя назвать типично миссионерской. Он изучал язык, пытался проникнуть во все тонкости эскимосских обычаев, для того чтобы успешнее бороться с наиболее "нехристианскими" из них, например детоубийством [33]. Жена пастора первой познакомила гренландцев с начатками гигиены, она лечила их и погибла в оспенном бараке во время эпидемии.
В целом миссия Эгеде мало способствовала распространению христианства, религии, идеалы которой были слишком чужды охотникам (несмотря на то что пастор даже изменял некоторые непонятные эскимосам слова в молитвах, например "агнец божий" превратился у него в "божьего тюлененка"!). Определенные успехи были достигнуты в области борьбы с болезнями и вредными обычаями эскимосов, хотя уничтожить самый страшный бич их здоровья туберкулез ему не удалось [34]. Эту сторону деятельности X. Эгеде и его жены Гертруды можно вполне сравнить с подвигом А. Швейцера [35], боровшегося в глубине Африки с болезнями, губительными суевериями и предрассудками местного населения.
Что же касается торговой деятельности Эгеде, то она, несмотря на привилегию монополии, шла, по словам датского историка Эрнгора, "еще хуже пасторской". Пастор не мог конкурировать с голландскими торговцами, скупавшими мех непосредственно в местах охоты эскимосов. Поэтому датская торговая компания лопнула еще в 1727 г., после чего из Гренландии "в целях экономии" были отозваны все датчане. Лишь Эгеде получил "милостивое" разрешение остаться. Он продолжал свое дело в одиночку, несмотря на невыносимо тяжелые условия жизни.
Прибывшие на остров члены немецкой секты гернгутеров конкурировали с Эгеде в "борьбе за души", но их деятельность была объективно полезна эскимосам. Многочисленные и располагавшие бoльшими средствами, чем норвежец-одиночка, они организовали обеспечение ослабевших стариков и больных (ранее обрекавшихся на смерть), создав сеть богаделен и больниц, хотя и весьма примитивных. Некоторые из гернгутеров оставили ценные этнографические описания не тронутого европейской цивилизацией эскимосского общества. Один из них, С. Кляйншмидт, создал в 1851 г. эскимосскую письменность и составил весьма полный эскимосский словарь. Он же организовал первую гренландскую типографию.
Как известно, миссионерская деятельность почти всегда предшествует колонизаторской - ведь эксплуатировать гораздо удобнее не "диких язычников", а христиан, послушных земным законам, тем более если их учит этому церковь. Поэтому государства, имевшие какие-то виды на "не освоенные" колонизаторами других стран территории, как правило, не жалели средств на создание собственных миссий, выполнявших роль форпостов колонизации. Не была в этом смысле исключением и Дания, тратившая большие средства на миссионерскую деятельность в своих южных колониях. Что же касается Гренландии, то перспективы колонизации ее огромной территории были весьма незначительными.
Интенсивная экономическая колонизация, то есть развитие новых и увеличение доходности старых отраслей, требовавшие инвестиций капитала в местную экономику, здесь не имела смысла, так как явно не окупила бы затрат. Поэтому экономическая политика датчан в колониальный период истории Гренландии, внешне разительно отличавшаяся от политики других метрополий, имеет все те же сугубо меркантильные соображения, в основе которых всегда лежала возможность наживы (или ее отсутствие). Поэтому идеалистичны и в корне неверны объяснения буржуазных историков и этнографов такой политики какими-то особыми "убеждениями" или моральными качествами датских королей и их администраторов. Там, где затраты на интенсивную колонизацию оправдывались, например в Африке или на Вест-Индских островах, датские колонизаторы ничем не уступали в жестокости по отношению к бесчеловечно эксплуатируемому местному населению или завезенным в трюмах кораблей рабам голландским или английским "коллегам".
Бесперспективность колонизации Гренландии "классическим способом" была причиной и малого внимания датских властей к миссионерам, и даже попыток избавиться от расходов на их содержание. Но избранный для этого путь создание на острове торговых компаний для оплаты из их прибылей расходов на миссии - оказался неудачным, "самоокупаемости" не получилось. Созданные в XVIII в. в Гренландии частные торговые компании обанкротились. Власти, окончательно убедившись в невозможности экономической эксплуатации населения острова, издали в 1775 г. указ, согласно которому собранные было в укрупненные стойбища (для коллективной охоты на китов) эскимосы снова распускались по старым охотничьим угодьям. Монополию на гренландские промыслы и торговлю взяло в свои руки само государство, так как оно могло легче справиться с убытками, чем частные компании. Надо отметить, что на социальном и экономическом положении эскимосов деятельность частных компаний и миссий почти не отражалась. Коренное население острова часто голодало в весенний период, что вело к большой смертности.
В начале XIX в. деятельность миссионеров сходит почти на нет, торговые компании из средства материальной поддержки миссий все более становятся самодовлеющими организациями, хотя их успехи были по-прежнему более чем скромными. Не исключено, что торговле мешала королевская инструкция 1782 г., согласно которой замораживались цены, ниже которых покупать товары у эскимосов запрещалось, определялся процент отчислений от прибыли на помощь неимущим, запрещалось торговать спиртным. Установленный Данией в начале XIX в. запрет иностранцам охотиться на китов привел к повышению поголовья зверя; в совокупности с уменьшением трат на миссии это повлияло на баланс датской торговой компании - в начале XIX в. она впервые получила некоторую прибыль.
После того как доход от торговли стал стабильным (середина XIX в.), часть его использовалась на нужды острова - заинтересованное в росте охотничьей добычи государство повышало закупочные цены, разнообразило ассортимент товаров в факториях. Однако существенных улучшений в быте охотников (жилья, орудий труда и пр.) почти не происходило; вместо этого повышалась их зависимость от Дании. Во время праздничных раздач или через слуг при домах чиновников к эскимосам попадала водка. Распространялась привычка к употреблению привозных товаров, например кофе, чая, но это отнюдь не улучшало жизнь эскимосов. Обратимся к запискам 1863 г. одного немецкого путешественника: "Хижина, куда я вошел, протекала; единственное, что защищало от дождя полуголых, грязных, голодных людей, был кусок шкуры это было все их состояние. Они предложили ее мне в обмен на кофе".
Инспектор Восточной Гренландии этнограф Г. Ринк полагал, что причина, лежавшая в основе негативных процессов, идущих среди коренного населения, утрата эскимосами самоуважения; средством вернуть его он считал воспитание у них национальной гордости. Им была основана в 1861 г. газета, в которой он печатал на эскимосском языке патриотические статьи, помещал предания о великих охотниках и т.п. В 1862 г. по его инициативе были созданы датско-эскимосские советы попечителей, ведавшие социальной помощью.
Между тем вывоз товаров из Гренландии (а значит и доход от торговли) за вторую половину XIX в. упал на 20%, население же за этот период на треть увеличилось. Датская администрация не верила тогда в возможность поднятия гренландской экономики до уровня, когда она могла бы приносить весомую прибыль. Поэтому колониальная политика не была направлена на интенсификацию промыслового хозяйства. До поры до времени в Гренландии сохранялись традиционные экономика и общественные отношения.
В XIX в. Дания пыталась проводить в своих гренландских владениях политику "невмешательства". Источником обогащения датского правящего класса - буржуазии был тогда не колониальный грабеж, а собственное интенсифицированное сельское хозяйство, которое вышло по качеству продукции на одно из первых мест в мире.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гренландия и гренландцы"
Книги похожие на "Гренландия и гренландцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Возгрин - Гренландия и гренландцы"
Отзывы читателей о книге "Гренландия и гренландцы", комментарии и мнения людей о произведении.