Ю. Лисянский - Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах"
Описание и краткое содержание "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах" читать бесплатно онлайн.
Во время трехгодичного путешествия русские моряки показали всему миру, что они превосходные мореходы, добросовестные исследователи, обогатившие мировую науку новыми географическими открытиями. В отличие от корабля "Надежда", руководимого И. Ф. Крузенштерном, "Нева" совершила рейс в Русскую Америку (на Аляску).
Таким образом, почти после трёхлетнего отсутствия, мы возвратились на родину к неописуемой радости и удовольствию наших соотечественников.
Литература, использованная автором вступительной статьи
1. А. Акимов. Ю. Ф. Лисянский. Русский биографический словарь, т. 10, стр. 165, СПб, 1914.
2. Л. С. Берг. Очерк истории русской географической науки (вплоть до 1923 г.). Труды комиссии по истории знаний, Ленинград, 1929.
3. Л. С. Берг. Открытия русских в Тихом океане. Тихий океан. Изд. Акад. наук, Л., 1926.
4. В. Берх. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле, СПб, 1828.
5. И. Вениаминов. Записки об островах Уналашкинского отдела, ч. I–III, СПб, 1840.
6. Ф. Веселаго. Адмирал И. Ф. Крузенштерн.
7. В. М. Головнин. Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 гг., ч. I–II, СПб, 1829.
8. В. М. Головнин. Сочинения и переводы, т. I–V, СПб, 1864.
9. Записки капитан-лейтенанта В. М. Головнина о плавании его на военном шлюпе «Диана» для описи Курильских островов в 1811 г., СПб, 1812.
10. Записки капитан-лейтенанта В. М. Головнина. Путешествие русского военного шлюпа «Диана» в 1807–1809 гг., СПб.
11. Н. Ивашинцев. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрографического департамента, ч. VII и VIII, СПб, 1849–1860.
12. И. Ф. Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., совершённое на кораблях «Надежда» и «Нева», ч. I–III, СПб, 1809–1812 гг.
13. Н. К. Лебедев. Завоевание земли. ГИЗ, М., т. II–III, 1925.
14. Ю. Ф. Лисянский. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг., на корабле «Нева», СПб, 1812.
15. Ал. Марков. Русские на Восточном океане. Журнал «Москвитянин», 1849, № 8-10, 14 и 16. Отдельное издание, М. 1849.
16. Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана, вып. 1–4. Приложение к Морскому сборнику. СПб, 1861. Начало наших кругосветных плаваний. Записки Гидрографического департамента, ч. VII, СПб, 1950.
17. Мальтбрюн. О плавании вокруг света кораблей «Надежда» и «Неза» 1803–1806 гг. Вестник Европы, т. CXXI, 1822.
18. H. Нозиков. На кораблях Крузенштерна. Молодая Гвардия, 1930.
19. Н. Нозиков. Русские кругосветные мореплаватели. М-Л., Гос. Воен. — Морское изд-во, 1941.
20. О бывшем российском заселении на берегах верхней Калифорнии. Северная Пчела, № 32, 1849.
21. С. Б. Окунь. Российско-Американская компания. Гос. Соц. — Эконом, изд-во, М.-Л., 1939.
22. О первом путешествии русских кругом света. Статистический журнал, 1806.
23. О первом российском посольстве в Японии. "Друг просвещения", т. IV, 1804.
24. Первое путешествие россиян около света. "Вестник Европы", кн. XXX, 1806.
25. Н. Резанов. Первое путешествие россиян вокруг света. Отечественные записки, X–XII, 1812; XX, 1824; XXIII–XXIV, 1825.
26. М. А. Сергеев. Первые русские кругосветные плавания. Вступит. статья к кн. Н. Нозикова "Русские кругосветные мореплаватели". Гос. Военно-Морское изд-во, М.-Л., 1941.
27. М. А. Сергеев. Советские острова Тихого океана. Гос. соц. — эконом. изд-во, Ленингр. отд., 1939.
28. Тилезиус. Известие о естественном и политическом состоянии жителей острова Нука-гива. Технич. журн. № 3, 1806.
29. Федор Шемелин. Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара, ч. I–II, СПб, 1816 и 1818.
Примечания
1
1 Граф Николай Петрович Румянцев (1754–1826), второй сын фельдмаршала, графа П. А. Румянцева и его жены, урождённой кн. Голицыной. До 1808 года занимал ряд ответственных должностей по линии Министерства иностранных дел и в торгово-финансовых учреждениях. С 1808 г. Р. назначен министром иностранных дел. Впоследствии был канцлером. Собрал обширную и ценную библиотеку, которую завещал русскому народу. Интересовался географией и вопросом об открытии морского прохода из Атлантического океана в Ледовитый, для чего снарядил на свои средства экспедицию на судне «Рюрик» под начальством Коцебу. Оказывал также покровительство Российско-Американской компании, имевшей обширные земли на северо-западном берегу Америки.
2
Граф Николай Семёнович Мордвинов (1754–1845). Участвовал во второй турецкой войне, в 1792 г. был назначен председателем Черноморского адмиралтейского управления, а затем членом Адмиралтейской коллегии и адмиралом. С воцарением Александра I становится крупным государственным деятелем, чему в первые годы правления Александра I способствовала дружба М. со Сперанским.
3
Действительный статский советник Николай Петрович Резанов (1764–1807), посланник в Японии, один из учредителей Российско-Американской компании. Был правителем канцелярии Г. Р. Державина, назначенного секретарём для доклада по сенатским делам. На этом посту выполнял ряд ответственных поручений Екатерины II. В 1797 г. назначен в сенат обер-секретарём. Был женат на дочери купца Г. И. Шелехова, крупного деятеля русской колонизации на северо-западе Америки. Р. в 1795 г. подал прошение на высочайшее имя об учреждении Российско-Американской компании. Представителем её в Петербурге Р. был ряд лет. В 1803 г. Р. было присвоено звание камергера, а затем он был назначен посланником в Японию с целью завязать торговые сношения. Эта задача не была выполнена, так как японское правительство отказалось принять посланника и его подарки.
4
Лицо, на обязанности которого была упаковка продуктов и товаров.
5
В описании этого путешествия время указано по новому стилю.
6
Брандвахтенный фрегат — трёхмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного, поставленный на рейде или в гавани для наблюдения за движением судов, особенно за входом и выходом на рейд. На нём велась запись всех приходящих и уходящих из гавани судов.
7
Гогланд — небольшой остров в Финском заливе.
8
Дагерорт — маяк, стоит на полуострове того же названия (остров Даго).
9
Бизань-руслень — руслень, т. е. площадка по бокам корабля, служащая для отвода вант бизань-мачты, т. е. снастей, укрепляющих с боков третью мачту, считая от носа корабля. На русленях укрепляют также юнферсы, или круглые деревянные блоки, которые привязывают к нижним концам вант. С русленей обычно бросают ручной лот.
10
Стефенс — населённый пункт на юго-восточном берегу датского острова Зееланд.
11
Драгоэ (соврем. Драгор) — небольшой приморский город на побережье Дании в проливе Зунд.
12
Брам-реи и брам-стеньги. Брам-реи — третьи снизу горизонтально расположенные стальные, железные или деревянные брусья, к которым привязываются так называемые «прямые» паруса. Стеньга — деревянное продолжение мачты, идущее вверх от неё. Слово «брам» ставится перед названием такелажа, снастей и парусов, относящихся к стеньге. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте, стеньгам присваиваются дополнительные названия. На фок-мачте — фор-стеньга, на грот-мачте — грот-стеньга. На брам-стеньге поднимается брамсель, т. е. прямой парус, который привязывается к брам-рее.
13
Гельсингер — портовый город на датском берегу к югу от Копенгагена.
14
Зарифить парус — убрать его. Рифы — поперечные ряды завязок, продетые сквозь парус, при помощи которых можно уменьшить его площадь. Этих завязок на каждом парусе несколько рядов. В зависимости от силы ветра — берут один, два, три, четыре рифа. Зарифить все рифы — убрать паруса на данной мачте. Марсель — второй снизу парус на мачте. Он ставится обычно между нижней реей и марс-реей, т. е. второй снизу реей на мачте.
15
Риф — подводная или слабо выдающаяся над уровнем моря скала. Авгольтекий риф расположен вблизи острова Ангольт, лежащего в средней части пролива Каттегат.
16
Грот-мачта — вторая, считая с носа. «Грот» — означает прямой парус, самый нижний на грот-мачте. Он привязывается к рее, называемой грот-реей. Слово «грот» прибавляется также к названию рей, парусов и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты, т. е. находящейся на этой мачте площадки, которая служит для разных работ по управлению парусами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах"
Книги похожие на "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Лисянский - Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах"
Отзывы читателей о книге "Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах", комментарии и мнения людей о произведении.