Эдуард Макаревич - Политический сыск (Истории, судьбы, версии)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политический сыск (Истории, судьбы, версии)"
Описание и краткое содержание "Политический сыск (Истории, судьбы, версии)" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о выдающихся организаторах политического сыска. По своим убеждениям они были разные: либералы и коммунисты, консерваторы и монархисты. И характеры, и судьбы разные: А.Бенкендорф, В.Штибер, Г.Судейкин, С.Зубатов, А.Герасимов, В.Джунковский и Ф.Дзержинский, Я.Агранов, Н.Кузнецов, Ф.Бобков, Э.Гувер. Их, разъятых временем и мировоззрением, объединил в единую корпорацию сыскной звездный талант. Каждый имел свои открытия на ниве сыска. А общие методы, приемы и технологии они сумели творчески адаптировать к условиям своей страны и выжать максимальный результат. И хотя они действовали в разных странах, каждый защищал свой общественно-политический строй. Они обслуживали власть и контролировали эпохи. Каждый из них — звезда в сыскной технологии.
Но не за стихи, конечно, фюрер поручал ему ответственные партийные дела. Ширах напористый малый, организатор, изощренный на инициативы и выдумки, симпатичный, привлекательный, похожий на студента американского колледжа (а предки его были действительно американцами), использовался на интеллигентной работе: в 1929 году — национальный руководитель лиги национал-социалистических германских студентов, в 1932 году — член рейхстага от нацистской партии. Он колесит по Германии, организуя митинги и демонстрации, агитируя молодежь идти к нацистам. «С пистолетами в карманах мы ездили по Рурской области, когда в нас бросали камни. Мы вскакивали каждый раз, когда слышали звонок, так как жили в постоянном страхе арестов и ждали обыска...» — это из его книги «Гитлеровская молодежь».
Когда Гитлер решал вопрос, кому доверить воспитание молодых немцев, он почти не сомневался — Шираху. В 24 года он стал имперским руководителем молодежи. В правительственном декрете об этом было сказано так: «Руководитель молодежи Германской империи является единственным компетентным лицом, ответственным за физическое, идеологическое и моральное воспитание всей германской молодежи, когда она находится вне семьи и школы».
«Гитлерюгенд» Шираха приучал к походам и спорту, к жизни в полевых условиях и к обязательному физическому труду. Жизнь в молодежных лагерях, полная приключений, сельскохозяйственных работ и военных игр, нравилась молодым немцам. Вместе жили и трудились дети из разных семей — богатых и бедных, рабочих и крестьян, предпринимателей и интеллигенции. Классовые и сословные границы отсутствовали — всех объединяли общие дела и национал-социалистические идеи. А вся жизнь в «Гитлерюгенде» была организована по-военному: подростки имели форму, знаки отличия, поясной нож, они были организованы в полки и дивизии со своими фюрерами. Ширах сам детально продумал организацию «Гитлерюгенда», это было его творчество без ссылок на зарубежный опыт.
Молодежи нужна была песня, объединяющая и зовущая, песня-гимн. Однажды он наткнулся на стихи, поразившие его. Чутье подсказало: это слова для такой песни.
Дрожат одряхлевшие кости
Земли перед боем святым.
Сомненье и робость отбросьте.
На приступ! И мы победим!
Мы вдребезги мир разобьем!
Сегодня нам принадлежит Германия.
А завтра — всю землю возьмем!..
Так пусть обыватели лают
Нам слушать их бредни смешно!
Пускай континенты пылают,
А мы победим — все равно!..
Пусть мир превратится в руины,
Все перевернется вверх дном!
Мы — юной земли властелины
Свой заново выстроим дом!
Ширах немедленно распорядился найти автора. Им оказался Ганс Баум, девятнадцатилетний учитель из глухой баварской деревни. Одно из первых его сочинений было о безработном: «Господь, пошли мне хлеба!». «Поэтическая» душа, клокотавшая от ненависти к богатым, находила успокоение в походах и песнях у костра, где все были одной семьей, где витал дух приключений, мужества и братства. Организатор этих походов — фронтовик, бывший военный летчик, непререкаемый авторитет в мальчишечьих глазах. Он и стал первым слушателем «Одряхлевших костей». Одобрил и заменил слово «слышит» на «принадлежит»: «Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра...» Так и были напечатаны эти строки, которые потом запели миллионы. Но это уже дела Шираха.
В своем ведомстве он создал довольно эффективный пропагандистский аппарат. Для молодежи издавались газеты и журналы, исторические и приключенческие книги. Ширах придумал школы Адольфа Гитлера, которые готовили пополнение для руководящего состава нацистской партии. Самое изощренное его изобретение — организация «Штрайфендинст» (патрульная служба), своего рода внутренняя полицейская организация молодежи в рамках «Гитлерюгенда». Ее воспитанники в основном пополняли части и офицерские школы СС. Практику будущие эсэсовцы проходили часто в реальных условиях: во Львове члены «Гитлерюгенда» упражнялись в стрельбе по трехлетним детям. Все делалось на основе соглашения между Ширахом и Гиммлером. Такое же соглашение Ширах подписал и с Кейтелем, то есть с вермахтом. Те тоже взялись обучать командиров из «Гитлерюгенда» в полевых условиях за 25 пфеннигов в день.
Массовая идеологическая обработка и массовое военное воспитание, воспитание преступников — вот что такое «Гитлерюгенд». Весной 1945-го на Одере, на Зееловских высотах, в предместьях Берлина, советские танки встречали «фаустпатронами» подростки из «Юнгфольк». Те, что постарше, из «Гитлерюгенда», уже были в основном перебиты. Но, как и старшие, младшие тоже дрались отчаянно. Они в основном не подвели своих учителей.
На чем сошлись пропагандист Геббельс и шеф службы безопасности Гейдрих
Символичный, пропагандистский мир, созданный в Германии Гитлера, ежедневно держал в своих объятиях почти 70 миллионов немцев. Групп сопротивления было крайне мало, да и те пали под ударами гестапо. Последняя летом 1944 года — заговор генералов обернулся массовыми казнями и тюремными заключениями. Были сопротивленцы из числа интеллигенции, что в душе восставали против режима. Но, конечно, на массовое явление это не тянуло.
Интересно и другое. Судьба и участь тех групп сопротивления, что прошли через гестаповские застенки и нацистские суды — самые известные: «Красная капелла» и «Белая роза», — так и не всколыхнули немцев. «Предатели и есть предатели!» — думало большинство. Отечество, Гитлер и нацизм оставались вне сомнений. Конечно, настроение немцев до 1941 года и после 1942-го было разное. До 41-го — безраздельная поддержка режима, зачастую переходящая в любовь, после 42-го накатывающаяся апатия, некоторое безразличие, в ряде случаев переходящее в раздражение. Но в массе своей это настроение никогда не становилось возмущенным, агрессивным по отношению к власти. Немцы верили и подчинялись власти до конца.
Это самое выдающееся достижение Геббельса. Мир символов, мир пропаганды и массовой культуры держал немца лучше любого штыка. Да, радио и кино, газеты и митинги, воспитание и образование в школе и «Гитлерюгенде», акции в стиле «паблик рилейшнз» — «Зимняя помощь», «Наши враги мешают нам жить», организация «Сила через радость», и десятки других — в наступлении на сознание и настроение немцев достигли наивысшей эффективности. За счет чего? Конечно, за счет мастерства пропагандистов, деятелей массовой культуры и главного организатора доктора Геббельса. Но и за счет науки.
В 20-е и 30-е годы двадцатого века в Германии велись интенсивные исследования в сфере пропаганды. Они отражали и нацистские взгляды и требования. В этот период заметны работы профессора Э. Дофифата, автора двухтомного труда «Газетная наука», профессора О. Грота, автора четырехтомника «Газета», социолога Э. Ноэль-Нойман, у которой в 1940 году вышла монография «Изучение мнений и масс в США». Все они работали в Институте Дофифата при Берлинском университете. В 1937-1941 годах в этом институте были опубликованы десятки трудов по вопросам пропаганды, журналистики, общественного мнения. Один из учеников Э. Дофифата тогда вывел основные законы публицистики: закон умственного упрощения, закон ограничения материала, закон вдалбливающего повторения, закон субъективности, закон эмоционального нагнетания. Эти законы неплохо корреспондировались с пропагандистскими постулатами, изложенными Гитлером в «Майн кампф». В те же годы Э. Ноэль-Нойман писала: как в США, так и в Германии существует взгляд, что «без участия и поддержки общественности правительство не имеет права на существование». И это общественное мнение, по Э. Ноэль-Нойман, необходимо изучать в целях более эффективного воздействия на него через прессу.
Вот за что ухватился Геббельс, прочитав Э. Ноэль-Нойман. Пропаганда дурна, а то и бесполезна, если она действует вслепую, без изучения реакции на пропагандистские усилия, без выяснения общественного мнения, без представления о настроениях людей. Да и не просто людей, а целых социальных групп и слоев. Он говорил: «Я должен точно знать, насколько хуже или лучше был принят фильм, который мы оценили как хороший. Все случившееся в обществе среди людей, все политические, экономические, культурные события должны регистрироваться и изучаться с точки зрения психологии для ведения пропаганды». Поэтому нужна разведка политических мнений, неотрывный мониторинг настроений.
И кто же эту разведку должен вести? «Ну, конечно, политическая полиция», — подумал Геббельс. Здесь он вспомнил свою встречу в начале 1933 года с Вальтером Николаи, шефом германской разведки в Первую мировую войну, и его совет: создать разведывательную службу по линии пропаганды33. Хотя тогда речь шла о пропаганде на зарубежные страны, но почему бы эту идею не распространить на внутреннюю пропаганду? Политическая полиция должна обеспечивать процесс пропагандистского влияния на человека, размышлял Геббельс, и обеспечивать не только разведкой настроений и мнений, но и подавлением оппозиции, альтернативных точек зрения и выступлений, в том числе и иностранного радио. Единство пропаганды и политической полиции увеличивает на порядок мощь воздействия на человека — вот к такому открытию пришел однажды доктор Геббельс.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политический сыск (Истории, судьбы, версии)"
Книги похожие на "Политический сыск (Истории, судьбы, версии)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Макаревич - Политический сыск (Истории, судьбы, версии)"
Отзывы читателей о книге "Политический сыск (Истории, судьбы, версии)", комментарии и мнения людей о произведении.