» » » » Павел Мельников-Печерский - Очерки поповщины


Авторские права

Павел Мельников-Печерский - Очерки поповщины

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Мельников-Печерский - Очерки поповщины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Мельников-Печерский - Очерки поповщины
Рейтинг:
Название:
Очерки поповщины
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки поповщины"

Описание и краткое содержание "Очерки поповщины" читать бесплатно онлайн.



Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропроходящими: все, что написано настоящим художником, приковывает наше воображение, мы удивляемся широте познаний писателя, глубине его понимания жизни.

П. И. Мельников-Печерский принадлежит к числу таких писателей. В главных его произведениях господствует своеобразный тон простодушной непосредственности, заставляющий читателя самого догадываться о том, что же он хотел сказать, заставляющий думать и переживать.

Текст очерков и подстрочные примечания:

Мельников П. И. (Андрей Печерский)

Собрание сочинений в 8 т.

М., Правда, 1976. (Библиотека "Огонек").

Том 7, с. 191–555.

Приложение (о старообрядских типографиях) и примечания-гиперссылки, не вошедшие в издание 1976 г.:

Мельников П. И. (Андрей Печерский)

Полное собранiе сочинений. Изданiе второе.

С.-Петербургъ, Издание Т-ва А.Ф.Марксъ.

Приложенiе къ журналу „Нива" на 1909 г.

Томъ седьмой, с. 3–375.






322

Московские мещанки: Таифа 71 г. (Татьяна Рябцова), Алевтина 74 л. (Анна Макарова), Таисия 70 л. (Татьяна Оксанова), Измарагда 71 г. (Ирина Еремеева), Оеофания 50 л. (Федосья Никитина); государственные крестьянки: Манефа 67 л. (Маремьяна Никитина), Деввора 62 л. (Домна Афанасьева) и Александра 59 л. (Анна Иванова), солдатка Евсевия 69 л. (Авдотья Андреянова) и крепостная крестьянка Феоктиста 64 л. (Фекла Панфилова). О самой Пульхерии: «Рассказ дяди Онисима» и из «Записок В. А. Сапелкина» в «Русском Вестнике» 1863 и 1864 гг.

323

Об устроении сего монастыря сказано в «Памятнике происходящих дел Белокриницкого староверческого монастыря с октября месяца 7354 (1846) по прибытии г-на митрополита Амвросия», заключающем в себе 213 постановлений митрополии (по 25 марта 1863 г.). До 1854 года 146 постановлений писаны рукой инока Павла Великодворского, затем до 171 № включительно до 1855 года рукой Пафнутия (после епископа коломенского, а ныне единоверческого инока), потом до 185 № включительно до 17-го января 1855 г. рукой епископа Онуфрия, ныне обратившегося в единоверие. Затем пропуск за два года; в 1859 году рукою Алипия Зверева-Милорадова записано только одно постановление о поставлении в попы села Белой-Криницы дьякона Никиты Куприянова, сына митрополита Кирилла. Затем с 1860 года постановления до конца записаны рукой архидьякона Филарета, ныне единоверческого инока. Благосклонному содействию профессора Н. И. Субботина обязаны мы знакомству с этим и другими подлинными документами Белой-Криницы, за что приятною обязанностью считаем выразить признательность этому бесспорно лучшему знатоку прежнего и современного русского раскола старообрядчества. В «Памятнике», составляющем, так сказать, летопись Белой-Криницы, под № 110, июля 8-го 1852 г. записано: «Освещена церковь в здешнем женском скиту во имя Успения Пресвятыя Богородицы, которая выстроена по благоизволению здешнего белокриницкого верховного святителя митрополита Кирилла, деревянная на каменном фундаменте, длиной 10, а шириной в 6 сажен. В том же корпусе заключаются несколько келий с кухнею и кладовою для служащих при церкви и для жительства прочих бесприютных одной нашей религии женского пола сирот, вдовиц и стариц, т. е. в виде сиротского призрения. При сей церкви первая игуменья поставлена от самого г. митрополита Кирилла инокиня схимница Александра». Под № 205 записано: «9-го августа 1862 г. преставилась игуменья Александра». Преемницею ее была в Белокриницком Успенском скиту мать Евпраксия, переселившаяся вместе с Александрой с Рогожского кладбища, но она возвратилась в 1865 году в Москву, где и умерла в конце этого года, в доме известного теперь по старообрядческим делам Крючкова. См. «Русский Вестник» 1866 г., № 1, стр. 222.

324

Почетные граждане: Левин (коломенский), Аллилуиев, Карп Васильевич Соколов, Николай Осипович Осипов; купцы: Рязанов, Тарбеев, Скочков, Абертышев, Турицыны, Миловы, Кобяковы и купчихи: Ширяева, Лубкова, Муравьева и др.

325

Так, например, семейство попа Иоакима Петрова, состоявшее из шести женщин, принадлежавших к православному духовному званию, содержалось почетным гражданином Солдатенковым. Семейство попа Ефима Федорова, состоявшее из двух его родственниц, жило на общественном содержании и платило только за дрова («Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1854 г., № 79).

326

Так, за дом, оставшийся после уставщика Заболоцкого, пятью женщинами в 1839 году было внесено в казну кладбища единовременно 4 тысячи рублей ассигнациями. За дом попа Арсеньева две женщины заплатили 1.200 р. асс. Погодная наемная плата была не высока: за дом платили по 50, по 40 и даже по 10 руб. сер. в год («Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1854 г., № 76).

327

В духовных завещаниях обыкновенно предоставлялось душеприказчику сделать пожертвование в известном размере на благоугодные дела по его усмотрению, а куда и сколько дать — о том изъявлялась воля завещателя словесно или в частной записке. Так делалось потому, что Рогожское общество не было обществом, признанным правительством, и гражданская палата могла бы не утвердить завещания, если бы в нем ясно была высказана воля завещателя. Вот обыкновенная для того формула; заимствуем ее из завещания Федора Андреевича Рахманова, утвержденного московскою гражданскою палатой 29-го июля 1854 года (подлинник находится в «следственном деле о действиях Кочуева и других раскольников»): «Завещеваю душеприказчикам (Василью Григорьевичу и Алексею Алексеевичу Рахмановым, Кузьме Терентьевичу Солдатенкову и Николаю Дмитриевичу Царскому) из оставшегося по смерти моей капитала на поминовение грешной моей души, на раздачу неимущим и бедным людям, нашей братии, а равно на искупление должников, содержащихся под стражей за долги, употребить такую сумму, какую они, душеприказчики, заблагорассудят с общего всех их согласия, по их благоусмотрению, ибо я сие совершенно предоставляю на их добрую волю и уверен в них, что они исполнят мое назначение вполне». Из дела видно, что на дела благотворения отчислено 600 тысяч руб. сер. Но главное назначалось (от 300 до 400 тыс.) на Белую-Криницу, как видно из собранных сведений, находящихся в том же деле.

328

По билетам: 1) купчихи Татьяны Ивановны Соколовой на вечное время вложены в 1832 году в пять тысяч руб. асс. на содержание убогих; 2) за упокой купца Архипа Петровича Абертышева на вечное время положены в 1820 году 200 тысяч руб. асс. на содержание богаделен; 3) по духовному завещанию купчихи Анисьи Никифоровны Левиной положены в 1829 году 15 тыс. руб. асс. на содержание богаделен; 4) вложенные 1829 г. неизвестным 200 руб. асс. на содержание богаделен; 5) вклад московского купца Михаила Александрова Емельянова 1847 года в 2.860 руб. сер. на содержание богаделен и 6) московского купца Петра Андреевича Мануйлова 1847 г. в 3 тысячи руб. сер. на содержание богаделен.

329

А не Пенькове, как сказано по ошибке писца в «Журнале московского совещательного о раскольниках комитета» 28-го июня 1837 г., статья 3 (в архиве московского генерал-губернатора). Села Пенькова нет во всей Владимирской губернии. Село Пенье находится в 37 верстах от Юрьева, подле почтового тракта в Переяславль («Списки населенных местностей Российской империи», часть VI, № 6.080).

330

«Журнал московского совещательного о раскольниках комитета» 28-го июня 1837 г., где и справки из дел владимирской консистории. «Дело владимирской духовной консистории 1801 года о священнике села Пенья Юрьевской округи, Иоанне Ястребове».

331

На его надгробном памятнике, на Рогожском кладбище, следующая надпись: «Под сим камнем погребено тело священноиерея Иоанна Матвеевича Ястребова, трудившагося паствою православных христиан при сем Рогожском кладбище 49 лет и 9 месяцев. Скончался 19-го декабря 1853 года. Жития его было 83 года».

332

Из «Записок В. А. Сапелкина» в «Русском Вестнике» 1864 г., № 11. О некоторых любовницах попа Ивана Матвеевича, на основании официальных документов, было сказано в IX главе настоящих очерков. Все, что говорится в настоящих очерках о духовных лицах Рогожского кладбища, основано на документах, хранящихся в правительственных архивах Петербурга и Москвы.

333

[Протеиерей Арсеньев. «Записки о Рогожском кладбище».]

334

Протоиерей Арсеньев. «Записка о Рогожском кладбище».

335

«Журнал московского совещательного о раскольниках комитета», 28-го июня 1837 г. (в архиве канцелярии московского генерал-губернатора), из которого видно, что об этом происшествии писал саратовский преосвященный московскому викарию, управлявшему епархией за отсутствием митрополита Филарета, жившего тогда в Петербурге для присутствования в святейшем синоде.

336

«Письмо московской купчихи Соколовой» к Александре, игуменье Игнатьевой обители в Комаровском скиту (Семеновского уезда, Нижегородской губернии), 23-го марта 1840 года, находится при «Деле о беглом иеромонахе Иларии» в архиве в нижегородском губернском правлении.

337

«Журналы московского совещательного о раскольниках комитета» 28-го июня 1837 и 17-го июля 1838 года в архиве московского генерал-губернатора.

338

Как его брали с кладбища — подробно рассказано в «Зрителе» 1863 года. Статья «Зрителя» перепечатана в «Сборнике из истории старообрядчества» П. Попова.

339

Собственноручное его показание, находящееся в «Следственном деле о действиях Авфония Кочуева и других раскольников», находившихся под следствием и прикосновенных к нему в 1854 и 1855 годах. При «Деле департамента общих дел министерства внутренних дел» 7-го мая 1853 года, № 8 — 519.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки поповщины"

Книги похожие на "Очерки поповщины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Мельников-Печерский

Павел Мельников-Печерский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Мельников-Печерский - Очерки поповщины"

Отзывы читателей о книге "Очерки поповщины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.