» » » » Александр Гейман - Поэзия - магический переход


Авторские права

Александр Гейман - Поэзия - магический переход

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Гейман - Поэзия - магический переход" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Поэзия - магический переход
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поэзия - магический переход"

Описание и краткое содержание "Поэзия - магический переход" читать бесплатно онлайн.








Гейман Александр

Поэзия - магический переход

Александр Гейман

Поэзия: магический переход

Ъ Журнал "Наш" попросил меня сделать выжимку из эссе "ПОЭЗИЯ:МАГИЯ". Задание было сформулировано так: "написать о пути мага в литературе". Я зачесал в затылке - а где взять-то этого мага? Дожили: я - нагваль Сандро, мой череп переполнен свободой, сейчас я щедро ее расточу - так, что ли? Подумавши, я все же решил, что кое-что сделать можно: написать не о том, что знаю - я этого НЕ знаю,- а о том, что пробую знать. По совести - не то что ответов нет, я и к вопросам только подступаюсь. Ну, а тем, кому эти дела особо интересны, я советую посмотреть "ПОЭЗИЮ:МАГИЮ" - это на моей страничке у Мошкова http://lib.ru/ZHURNAL/GEJMAN - там все подробно и целостно.

1. ПУТЬ ЗАВИДУЮЩЕГО МАГАМ

Ъ Началось до Кастанеды. После 20 лет я стал круто пересматривать всю вдолбленную совковую муть - примерно в ключе "мировоззрения Востока", и с тех пор мои взгляды не особенно изменились. Уже тогда я увидел, что, скажем, наука прежде всего должна быть йогой - становлением искателя, джнанина (букв. - ведун, человек знания).

Лицезрение сотрудников кафедры философии (я там год поработал канцелярской мышкой) доказывало это живьем. Лишь об одном из преподавателей, тбилисском армянине, я мог бы сказать, что он нечто извлек для самого себя и мудрость, и любовь. Остальным шло не впрок - все то же дерганье и амбиции, а главное - ни в ком не замечалось желания что-то подвинуть в себе. И не важно, какая это была философия,- ну, был бы неотомизм вместо диамата важно, что никто из философов на деле, личностно, ей не следовал да и не собирался следовать. А это ужеЪ подлог: ну, какое право заставлять других учить то, что они сами - на деле - считают неприменимой и безжизенной чепухой? Верили бы, так держались обеими руками! Вот сейчас все в доллар верят, что это валюта, ну и, хватают, сколько могут. Здесь это есть? Отсутствует. Значит, фуфло. Ъ Это же я уяснил и применительно к литературе и искуссту в целом. Сказок-то красивых море. В жизни что-то все не то. "Хотите, я почитаю стихи?" - застенчиво спрашивает поэт Петя. Лица у присутствующих вытягиваются. "Ну, конечно!" - наконец уныло врет кто-то. Он читает. Все думают: "Ну, такое-то говно и я мог бы тоннами..." К Петиному несчастью в компании оказывается еще одна творческая личность, чающая признания. "Ну, как?" - скромно спрашивает Петя. "Серость",- говорит конкурент, опережая положенные похвалы. Петя бледнеет: "Может, у тебя лучше есть?" "Это твоей-то тягомотины? Да уж, конечно, есть!" "Ах ты!.. Ты ...!" "А ты ... и ...! и ...!!" Противников разнимают, разводят по комнатам и час уверяют в гениальности и неминуемой всемирной славе. Знакомо, да? Так, а что это у нас? - красота, творчество, устремление к идеалу... что забыл? - а, да! - духовность и культура. В общем, святое искусство. Можно, конечно, утешаться Блоковским стихотворением "Поэты", да вот меня оно не утешает: все то же вранье. Или еще другое: "на вечере артисты дарили свое искусство людям". Никак не понимаю: если это что-то ценное, то почему - дарили? Вы видели, чтобы ювелир выходил из лавки и дарил людям свое искусство? Не часто происходит, верно? Оно так, искусство - это у нас ценности нематериальные, и все равно не понимаю. Как это так - дарить? Вот так - пихать в зал куда попало и кому ни попадя? Чтобы скорей избавиться, что ли? Тогда что это за ценности? Воля ваша, а что-то не то.

Ъ Короче, и здесь я пришел к тому же: _искусство как йога_ практикование во-внутрь, на нужды самих практикующих.

Ъ Конкретных же подсказок пришлось ждать лет десять - это пошло с "Икстлана" (с Кастанедой меня свело поздно). Конечно, прямо об искусстве дон Хуан у Кастанеды говорит мало, но ключ осмысления я получил там. Остальное было только приложением знания к литературе, предмету моих занятий.

2. ЧТО И ПОЧЕМУ НЕ ТАК

Ъ Если кратко, то искусство просто-напросто воссоздает в себе все капканы и заморочки нашего времени. Принято считать, что есть эта вот плоская социальная рутина, рациональность прагматиков, а искусство - это прорыв - к высшей реальности, к неземным красотам, Духу и т.п. Увы, это снова красивые сказки. На деле, искусство (как и религия, кстати) давно утратило звено с Духом, заменило его на социальный заказ (бунт - это опять-таки деланье на заказ). В самом деле, что мы имеем в обществе:

1 - господство внешнего пути (натиск на внешнюю природу, движение вширь - новые земли, в перспективе - планеты)

2 - сильная разнесенность слова и дела, двоемыслие. Вообще, общество это как бы такое огромное устройство по обработке знаков, символов. А отсюда - опасность "ярлыковости", игры в слова без привязки к вещам, реальности (скажем, деньги - это пример такого знака,- ну, а какие игры тут бывают все знают уже не только по МММ).

3 - с т.з. энергетики общество есть устройство для контроля (изъятия, перераспределения) личной энегии граждан. Задача здесь - вовлечь энергию личности в социальный оборот и не выпускать из него - не только держать на крючке, но и "доить", заставлять тратиться на "общественные нужды".

4 - беря вместе 2 и 3, символику и энергетику, общество - это устройство по поддержанию определенной версии реальности. Это как бы такая виртуальная игра, которая всем закачивается в мозги и в среде которой все действуют и обитают.

Ъ Надо сказать, все это не то чтобы сплошь "царство мрака". Есть определенный смысл и в освоении внешнего мира, и в поддержании общей среды обитания (версии реальности). Но в отсутствии противовеса да еще доведенное до таких размеров... в общем, то и имеем: общество массового потребления (между прочим, аЪкто человек такого общества? вообще-то, человек массового потребления - это ведь проститутка,- правда, в данном случае основной пользователь государство). Искусство же, при всех своих претензиях, что оно "не такое", как раз такое: оно часть этого общества, его обслуживает и все это в себе воссоздает. Смотрите сами:

1 - внешняя направленность? - конечно же, в искусстве она всецело господствует. Современное искусство изначально существует _напоказ_. Оно само себя ставит как производство эстетических предметов (призведений) для стороннего потребления.

2 - игра в слова, символы? - спорить не о чем, в ХХ веке на этом основан весь "прогресс", "авангард".

3 - и главное, энергетически это все та же ловушка. Вот тесно человеку в нашем тусклом мире - чем он утешается? - ну, кроме водки - а как же, святым искусством. Но оно, в основном, так же посюсторонне, как и та реальность, из которой оно берется "вывести". Искусство (опять же, как и религия) - это такое устройство, чтобы перехватить запредельные порывы личности, перенаправить и удержать в границах общества, в обороте его энергетики. Фантастические миры художников тут мало чего меняют: во-1х, художник и сам-то по-настоящему в них почти не путешествует, а во-2х, и миры эти все-таки посюсторонни. Они, выражаясь языком магов, есть _тональ_ (словесно доступное, постижимое) и не есть _нагваль_ (неизреченное, неведомое).

3. АВАНГАРДИЗМ

Ъ Нельзя сказать, чтобы искусство этого совсем не понимало. Модернизмавангардизм XIX-XX - это во многом попытка ответить на вызов, что-то изменить, прорваться к незнаемому и несказанному. Успехом, однако, эти попытки не увенчались. То есть - я не склонен зачеркивать авангардизм даже самого крайнего толка. Обретения, беря в целом, ведь были:

1 - написано много прекрасных вещей (один "Сад" Хлебникова чего стоит!)

2 - был поставлен опыт - и теперь на его результаты можно ссылаться как на результаты _опыта_, а это совсем другое, чем доводы умозрения (т.е. здесь и облом в дело)

3 - наконец, в своей критике (литературы и общества) авангард часто был прав и актуален - под многим я бы и подписался.

Но если говорить о провозглашенной цели - о создании нового искусства: 1) прорыве к неизреченному и 2) перенесении искусства в "живую жизнь", то тут авангард с треском провалился.

Что до несказанного (метареальности на современный лад), то еще над символистами - я цитирую - издевались, что их несказанное пошло по рукам как стертая монета. А в части сближения искусства и жизни авангард и вовсе стал жертвой хитроумного капкана. Его не-искусство иногда переставало быть искусством, а вот жизнью не становилось. Происходило, условно рисуя, следующее: авангард выходил на сцену (сцену!) и заявлял: вы тут поете, стишки читаете, а надо просто жить. Затем начиналось: авангард прохаживался взад-вперед в издевательском наряде и говорил: вот видите? - я просто хожу. А вот - я просто ем кашу. Просто ношу одежду. Ну, поняли? - и при этом умудрялся не замечать подмены: просто есть кашу и _показывать_, как просто есть кашу - две разницы, и с пропастью между.

Сказать кратко, авангард пытался решить задачу _бытия_ символическими, словесными средствами, а это сродни квадратуре круга или вечному двигателю вот-вот, а все никак (в этой связи кстати будет отметить, что нечто продобное происходило и в науке - конструктивизм в математике, например). Для полноты картины добавлю, что нынешний, на конец ХХ, авангард - это даже и не авангард,- идет, сказать по совести, повторение задов, перепев бывшего.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поэзия - магический переход"

Книги похожие на "Поэзия - магический переход" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Гейман

Александр Гейман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Гейман - Поэзия - магический переход"

Отзывы читателей о книге "Поэзия - магический переход", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.