Тамара Малинина - Дворец великого князя Алексея Александровича

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дворец великого князя Алексея Александровича"
Описание и краткое содержание "Дворец великого князя Алексея Александровича" читать бесплатно онлайн.
Малинина Тамара Алексеевна — ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения
Суздалева Татьяна Эльвивна — старший научный сотрудник Научно-исследовательского музея Академии Художеств, кандидат архитектуры
В окончательном варианте архитектор останавливается на варианте разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, а на решетке появляется накладная монограмма, увенчанная короной. Сверху над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде расходящихся стилизованных листьев аканта и спиралевидных волют. Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари по три на каждом столбе. Завершение ворот, выполненное с использованием мотивов барочной орнаментики, запоминается своей пышностью. В некоторых архитектурных трудах фотографии ворот приведены как символ дворца.
Одновременно с выполнением проекта главного здания Месмахер исполнил проекты перестройки служебных корпусов. Сохранившиеся листы показывают, что существующий объем и фасад четырехэтажного корпуса и поперечного ему одноэтажного, связанного с ним и обращенного парадным фасадом в сад, выполнены по проекту Месмахера. Архитектор придал Конюшенному корпусу, сугубо утилитарному сооружению, облик ренессансного палаццо с рустованными стенами, с двойными полуциркульными окнами, разделенными колонками и пышным обрамлением.
Тогда же Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и так называемого Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской улицы высокой каменной стеной. В планировке этого сада использованы типичные приемы паркостроения конца XIX века, восходящие к проектам известного петербургского мастера садоводства Э. Регеля. Сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. С композицией дворца непосредственно связан и фонтан, расположенный перед окнами кабинета. Дворец органично сливается с парком. Из окон гостиных можно было видеть фонтан, скульптуру, ухоженный сад. Огромные окна, балконы с парадными чугунными решетками создавали естественную связь с парковым пейзажем, подчеркивали его усадебный характер. Постройка дворца со зданиями служб, конюшенным двором и обширным садом повлекла за собой прокладку новой улицы, Алексеевской (ныне Писарева), соединившей набережную реки Мойки с Офицерской улицей (ныне ул. Декабристов).
После плоскостных фасадов периода классицизма приходит большая живописность, используется много крупных деталей — куполов, башен, массивных эркеров. Если раньше в решении фасадов доминировали колонны, пилястры, наличники, руст, то теперь декоративными качествами наделяются окна, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения балконов и крыш. Это особенно заметно по решению такой характерной для дворца детали как оконный проем. Дворец отличается богатством и разнообразием форм и размеров окон. Они то круглые, то овальные, то полуциркульные. Обычные прямоугольные углы здания то скашиваются, то скругляются. Каждый раз при смене точки зрения в Алексеевском дворце перед зрителем открывается новая фасадная комбинация, то с лестничной башней, то с крыльцом, то с фигурным мансардным выступом. Чередование западающих и выступающих частей фасадов, сложная по силуэту кровля, различные по прорисовке оконные проемы придают зданию пластическую и живописную выразительность.
Многочисленные чертежи фрагментов и деталей, представленные в проекте дворца, дают возможность подтвердить авторство Месмахера в сохранившемся декоре здания. Благодаря знакомству с ними можно судить о процессе проектирования, о том, насколько тщательно отрабатывалась каждая деталь орнаментики. Так, в качестве примера можно упомянуть рисунок обрамления двойного окна с гермой, ренессансных сближенных окон проемов собственного подъезда. Кровля и мансардная крыша были оформлены разнообразными дымовыми и вентиляционными трубами, которые придавали дворцу еще большую живописность.
Различные элементы декора сочетаются архитектором с большим тактом и чувством меры. Сообразно требованиям историзма Месмахер как бы «одевает» дворец в богатый ренессансно-барочный нарядный декор. Очевидно, что архитектор относится к плеяде мастеров, чье мироощущение и художественное восприятие сложилось в пору увлечения именно этим стилем.
Внутреннее убранство дворца
В период историзма значительное внимание в архитектуре уделяется интерьеру, его комфортности и своеобразию. Огромное значение приобретают детали, создающие общее впечатление о вкусах и пристрастиях хозяина.
В работе над интерьерами Алексеевского дворца перед Месмахером стояла сложная задача. Сохраняя стены существующего здания, необходимо было перекомпоновать внутреннюю планировку, создать систему парадных помещений и жилых комнат, отвечающих укладу жизни и высокому положению сына императора Александра II.
Об оформлении интерьеров нам позволяют судить авторские листы Месмахера, фотографии 1900 года, их современное состояние и исключительно ценный документ — описание дворца, составленное при участии известного петербургского архитектора П. Сюзора, которое дает представление о той отделке, которая не зафиксирована ни фотографиями, ни чертежами и не сохранилась до настоящего времени.
Знакомство с интерьерами дворца — своеобразный экскурс в атмосферу конца XIX века, погружение в культуру прошлых эпох. Так, во дворце представлен полный «набор» стилей, характерных для историзма: романский, готический, барочный, ренессансный, рококо, восточный, классицизм. Это и неудивительно, так как руководства по проектированию и убранству жилых домов этого периода рекомендуют строить в различных вкусах. Характерным примером подобного стилевого разнообразия во внутренней отделке явился альбом: "Новые комнатные декорации или Образцы рисунков изящно отделанным комнатам", изданный в 1850 году. Подобное разностилье остается характерным до конца XIX века и получило свое яркое выражение в творчестве многих известных архитекторов.
Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Планировка внутреннего пространства создавала комфортные условия для проживания.
Гости могли попасть во дворец через два вестибюля — Парадный и Собственный.
Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.
По первоначальному проекту архитектора своды предполагалось декорировать орнаментальной росписью, так же, как и перекрытия верхней части вестибюля, расположенного перед Приемной, о чем можно судить по сохранившимся чертежам плафонов. Знакомство с современным состоянием здания показывает, что в процессе проектирования были внесены изменения. Так, архитектор отказался от росписи сводов и перекрытий, заменил балясины кованой решеткой.
Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры музы астрономии Урании и музы поэзии Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая, причем Столовая была связана с западным дворцовым флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная и все необходимые подсобные помещения.
Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место хранения флотских знамен. К ней примыкает Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты: Спальню, Ванную и другие вспомогательные помещения.
Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми идет сложный карниз с рельефными кронштейнами. Помещенный в мраморной нише мраморный камин завершается фигурками путти и головой сатира. На небольших боковых панно размещались рельефные флотские атрибуты. Своды расчленены на филенки с декоративными розетками, стенное зеркало находилось в профилированной раме из темного дуба с карнизом на волютообразных кронштейнах с прямоугольной столешницей.
В восточном флигеле, где располагались Собственный подъезд, мраморная лестница и вестибюль, Месмахер разместил три парадных помещения, предназначенных для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.
Английский зал — одно из самых больших помещений дворца. В описи он именуется как зал в стиле «Ренессанс», но общая его атмосфера и относящиеся к нему отдельные предметы прикладного искусства делают его похожим на старинный рыцарский зал. Архитектор стремится придать интерьеру романтическую окраску, и это неудивительно. В период историзма проявление интереса к доклассическим стилям европейского средневековья было вызвано тем, что в них видели "архитектуру духа". Месмахер в решении интерьера Английского зала противопоставляет атмосферу старинного рыцарского зала, полную трепетного, живого чувства и своеобразного мистицизма и таинственности, интерьерам позднего классицизма, скованных системой жестких правил и норм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дворец великого князя Алексея Александровича"
Книги похожие на "Дворец великого князя Алексея Александровича" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамара Малинина - Дворец великого князя Алексея Александровича"
Отзывы читателей о книге "Дворец великого князя Алексея Александровича", комментарии и мнения людей о произведении.