ЮРИЙ ГОРЬКОВ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..."
Описание и краткое содержание "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..." читать бесплатно онлайн.
Книга раскрывает роль и значение Государственного Комитета Обороны под руководством И. В. Сталина в годы Великой Отечественной войны.
В основе ее лежат редкие документы, такие как закрытые ранее личные архивы И. В. Сталина, Г. К. Жукова, А. М. Василевского, А. И. Микояна, архивы президента РФ, Центрального архива Министерства обороны, Журнал посещений И. В. Сталина в его кремлевском кабинете.
Авторские оценки некоторых событий и личностей не всегда совпадают с уже сложившимися, что свидетельствует о новом подходе к исследованию нашей истории.
510
209
На 1.01.44
682
318
548
201
На 9.05.45
672
–
533
–
П р и м е ч а н и е. Данными о немецкой армии на 9.05.45 г. архивы не располагают.
Из приведенных сведений видно, что боевой состав этих стран в ходе войны увеличивался в 1,5—2 раза.
Не только численность вооруженных сил воюющих стран требует заблаговременного подсчета, но и продолжительность ведения боевых действий.
В Японии такой подсчет был сделан накануне войны, исходя из следующих соображений:
во-первых, безвозвратные потери в течение одного года по опыту Первой мировой войны предполагались 60—70% от первоначального состава действующей армии, т. е. около 650 тыс.человек21 ;
во-вторых, остаток необученного состава к началу войны составлял 1 млн 850 тыс. человек22 .
Следовательно, людских резервов в Японии, по расчетам, хватало примерно на 2,5 года. Кроме того, в течение этих лет должны вступить в призывной возраст 500 тыс. человек (по 250 тыс. в год). Таким образом, образуется людской резерв на 3,5—4 года войны в количестве 2 млн 350 тыс. человек. Расчетные данные показывают, что минимальная численность ВС в Японии составляла:
— в мирное время 1 млн 540 тыс. человек;
— в военное время 2,2—2,5 млн человек при продолжительности войны 3,5—4 года23 .
Другим не менее важным вопросом в подготовке страны к обороне является подготовка к всеобщей мобилизации вооруженных сил и всего народного хозяйства.
Мобилизацией вооруженных сил в Японии всегда занимался генеральный штаб, который представлял мобплан на утверждение главе правительства. В плане показывались потребности японской армии на 2-е и 3-е полугодия последующего года по личному составу, а по вооружению, боевой технике и материально-техническим средствам при отмобилизовании — на 1-е полугодие войны.
Руководящие круги Японии отдавали себе отчет в том, что задачи экономического обеспечения войны требуют государственного регулирования и милитаризации народного хозяйства, которое во время войны должно быть контролируемым.
Как видим, второй важной проблемой после определения численности вооруженных сил являлось определение их потребности в вооружении, боевой технике и материально-технических средствах (с учетом безвозвратных потерь) для того, чтобы в конечном счете определить степень экономического напряжения, которого потребует война.
Для этого правительство еще в мирное время предусмотрело введение в стране «государственного капитализма» и наметило, какие из предприятий должны перейти в руки государства, чтобы ему самому стать предпринимателем. Военные заводы и арсеналы всегда входили в ведение государства. Кроме того, в базовых отраслях промышленности государство имело максимум вложенного капитала. Так, перед Второй мировой войной в Японии государству принадлежало 66,5% капитала в железнодорожном транспорте, 51% в металлургии и 13% в машиностроении. Ему же принадлежало 35 военных заводов и 12 морских арсеналов24 .
В финансовой области 8 государственных и 17 префектурных банков обладали 1/3 оплаченного капитала коммерческих банков. 1/3 инвестиций в основные отрасли народного хозяйства принадлежала государству25 .
Для удобства управления еще в мирное время искусственно создавались крупные монополии, которые практически должны были быть готовыми к руководству промышленностью в годы войны.
Приведем еще пример из экономики Японии. Уже к 1934 г. три концерна содержали всю судостроительную промышленность, а трест «Японская сталелитейная компания» распоряжался общим капиталом в 359,8 млн иен, из которых 284 млн иен составляли долю правительства. В середине 30-х г. ХХ столетия этот трест имел производственную мощность, равную 96% японского производства чугуна и 53 % — производства стали.
В банковской области происходило сращивание банковского и промышленного капитала. Профессор Такео Море писал, что монополии современной промышленности — это те организации мирного времени, которые вполне готовы к руководству промышленностью во время войны.
Однако, вооруженные силы и население Японии не были обеспечены продовольствием из-за раздробленности сельского хозяйства страны.
Из всех крестьян-собственников 74,22% хозяйств владели собственной пахотной землей менее 1 гектара, хозяйства обрабатывающие от 1 до 2 га составляли 21,7%, а 9,4% хозяйств — свыше 2 гектаров.
Правительство принимало меры для снижения этого отрицательного фактора путем создания артелей, гильдий и кооперативных союзов. Таких полуобязательных ассоциаций в стране насчитывалось более шестисот. Через них правительство воздействовало на развитие сельского хозяйства. Для привлечения мелких хозяйств в союзы была учреждена «Центральная касса сельскохозяйственных кооперативов», выдающая ссуды на их развитие.
Все эти мероприятия помогли создать в предвоенный период в Японии народное хозяйство, регулирующее основные показатели выпускаемой продукции, вплоть до государственного плана.
Для разработки плана выпуска продукции частным предприятием в военное время определялась его максимальная производственная мощность.
На основании максимальной производственной мощности предприятий определялось мобзадание по отраслям и государством в целом, с учетом заказов военного ведомства и созданием резерва, но не более максимального напряжения, а точнее номинального, обеспечивающего жизнедеятельность государства.
Таким образом, увязывался заказ вооруженных сил (расчетные заявки) и исполнение его на каждом предприятии. В различных государствах, в том числе и у наших противников, во Второй мировой войне разрабатывались мобилизационно-хозяйственные планы на разные периоды времени. В Германии попытки организовать в годы войны плановую экономику так и не удались. Причиной тому являлось разделение экономики на два лагеря. Первый — по производству военной продукции — замыкался на военном ведомстве, а второй — гражданский — на государственном комиссаре по экономике, который был тормозом в военных заказах в подведомственных предприятиях.
С целью контроля за готовностью к всеобщей мобилизации, а также для обновления планов производства военных материалов на местах в предвоенное время в Японии проводились частые проверки.
По сообщениям прессы с 1 мая по 1 августа 1936 г. по всей Японии проводилась пробная выборочная мобилизация промышленности по следующей схеме:
а) вручение предприятию заказа, рассчитанного на производственную мощность в течение одного месяца;
б) привлечение к работе женщин по плану замены убывающих в армию мужчин;
в) использование гужевого и ручного транспорта в порядке замены автотранспорта, убывшего для нужд армии;
г) проверка готовности предприятия к противовоздушной и противохимической обороне.
Анализ этих мероприятий показывает, что план всеобщей мобилизации в Японии был детализирован настолько, что включал даже конкретное распределение заказов отдельными предприятиями.
Каждый завод имел свой мобплан, хранение которого и подготовка предприятия к производству военной продукции возлагались на владельца предприятия и на одного из его управляющих, чаще всего на инженера.
Судя по данным прессы того времени, все заводы по срокам готовности к выполнению заказов делились на три группы:
— первая группа предприятий включала предприятия, которые приступали к изготовлению продукции немедленно и в течение трех месяцев должны были выпустить планируемое количество заказываемой продукции;
— ко второй группе относились заводы, которые через 1 месяц должны были выпускать продукцию по мобплану и в течение 3 месяцев обеспечить выпуск намеченного количества продукции;
— к третьей группе относились предприятия, работающие над мобпланом в кооперации с одним из заводов первой и второй группы.
Однако попытка императорской ставки и генерального штаба подготовить к войне государство, и в частности подготовить определенную численность вооруженных сил, экономику, людские и материальные ресурсы, была в отрыве от геополитической обстановки и перспектив ее развития.
Разработка плана войны строилась на одном варианте, имея в виду войну против Советского Союза. Возможно, на первом этапе Второй мировой войны это было правильным, но должны были быть просчитаны и другие варианты (война с США, Англией и Францией). Но, как видим, война с ними не рассматривалась и внезапное развязывание ее ударом 7.12.41 г. по Пёрл-Харбору было авантюрой, ибо противник превосходил Японию и по людским, и материальным ресурсам. Опираясь на развитую экономику, США быстро восстановили мощь тихоокеанского флота, ударив по самому уязвимому для Японии месту: уничтожили ее торговый флот, лишив тем самым возможности пополнять стратегическое сырьё.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..."
Книги похожие на "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "ЮРИЙ ГОРЬКОВ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..."
Отзывы читателей о книге "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ...", комментарии и мнения людей о произведении.