» » » » Н. Ильина - Японская мифология. Энциклопедия


Авторские права

Н. Ильина - Японская мифология. Энциклопедия

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Ильина - Японская мифология. Энциклопедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Мидгард, Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Ильина - Японская мифология. Энциклопедия
Рейтинг:
Название:
Японская мифология. Энциклопедия
Автор:
Издательство:
Мидгард, Эксмо
Год:
2007
ISBN:
5-699-08417-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Японская мифология. Энциклопедия"

Описание и краткое содержание "Японская мифология. Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.



До XVI века Европа и не подозревала о существовании Страны восходящего солнца. Впрочем, «открытие» Японии оказалось кратковременным: уже в начале XVII столетия немногочисленные европейцы были изгнаны с островов, а сама Япония вступила в период «блистательной изоляции», замкнувшись в собственных границах. Географическая и культурная отдаленность Японии привела к возникновению того самого феномена, который сегодня довольно расплывчато именуется «японским менталитетом».

Одним из проявлений этого феномена является японская мифология — уникальная система мифологического мировоззрения, этот странный, ни на что не похожий мир. Японский мир зачаровывает, японский миф вовлекает в круг идей и сюжетов, принадлежащих, кажется, иному измерению (настолько они не привычны) — и все же представимых и постижимых.

Познаваемая в мифах, в этой сокровищнице «национального духа», Япония становится для нас ближе и понятнее.






Разумеется, перечисленными демонами и духами круг персонажей японской низшей мифологии далеко не исчерпывается, однако подробное рассмотрение этого круга не входит в нашу задачу. Поэтому, оставив за спиной бакэмоно и сёдзё, каппа и тэнгу, мы вновь обратимся к японской истории — к тому ее фрагменту, который сыграл значительную роль в формировании традиционного «гайдзинского» (чужеземного) представления о Японии. Речь, конечно же, пойдет об эпохе самураев.


«Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твоё тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще».

Этот отрывок — из «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), знаменитого трактата о нормах поведения самураев, принадлежащего перу бывшего самурая Ямамото Цунэтомо. Во многом благодаря именно «Хагакурэ» образ самурая с течением лет сильно мифологизировался; следы этой мифологизации мы наблюдаем по сию пору — как в японской, так и в евроатлантической культуре.

Слово «самурай» образовано от глагола «сабурахи», означающего «служить великому человеку». Самураями — или буси, воинами — называли тех, кто служил своим мечом какому-либо правителю, то есть дружинников. Мало-помалу эти дружинники превращались в вооруженных вассалов, получая в награду за службу земельные наделы и крестьян. Самурайские дружины с годами увеличивались в численности, превращаясь в настоящие армии. Воинское мастерство самураев оттачивалось в постоянных схватках с разнообразными противниками — от соседей, покушавшихся на земли их господина, до отрядов айну, от которых самураи переняли многие военные навыки, а также, в частности, и обряд сеппуку — ритуального вспарывания живота.

Схватки между самураями противоборствующих домов становились все более кровавыми. Одна из таких схваток вошла не только в историю страны, но и в ее фольклор; это широко известная вражда кланов Тайра и Минамото, описанная в «Повести о доме Тайра», в других литературных произведениях и во множестве народных преданий. Особое место в этих преданиях занимал Минамото Есицунэ — первый сегун Японии. Впрочем, истории — зачастую с совершенно фантастическими деталями — слагали и рассказывали не только о нем, но и о таких воинах, как соратник Минамото странствующий монах Бэнкэй, Саката Кинтоки, Кинтаро (бросивший вызов богу грома Райдэну), Ура-бэ Суэтакэ, Усуи Садамицу и Ватанабэ-но Цуна. О последнем, к примеру, говорили, что он победил разбойника Кидомару, участвовал в грандиозном походе против демонов, обитавших на горе Оэяма, и в одиночку одолел демона ворот Расемон в Киото. По легенде, Ватанабэ отрубил демону руку. Именно эта гигантская рука, обычно трех- или четырехпалая, изображалась в нэцкэ, иногда рядом с ней помещался маленький демон, оплакивающий своего сородича.

Но если фольклорные самураи, как правило, совершали, как и подобало культурным героям, мироустроительные подвиги, то деятельность самураев реальных была куда более разрушительной. Во второй половине XV в. междоусобные самурайские стычки переросли в настоящую гражданскую войну, вследствие чего период с 1467 по 1568 год получил название Сэнгоку дзидай, то есть «Эпоха воюющих провинций».

Именно этот период вдобавок стал, если можно так выразиться, зенитом самурайства — воины получили множество привилегий, они, и только они, приобрели законное право носить два меча,[4] а всякого простолюдина, который, по мнению самурая, проявил к нему неуважение, воин мог зарубить на месте — закон был в этом случае на его стороне. В дальнейшем развитие экономических отношений привело к тому, что самураи стали постепенно утрачивать свое влияние в обществе. После революции Мэйдзи самураи как военно-политическая сила окончательно сошли со сцены — но в духовной жизни Японии самурайство продолжало играть значительную роль. Принципы Бусидо, этого кодекса чести воина, считались основополагающими принципами жизни истинного японца. Так складывался мифический образ самурая, который мало-помалу в глазах представителей западной культуры сделался образом типичного японца; и этот образ оказался столь жизнеспособным, что не изжил себя и по сей день — чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, хотя бы, голливудские фильмы последних лет, использующие японский «антураж».

Раз уж речь зашла о кино, нельзя не упомянуть и последний — хронологически — японский миф, получивший всемирную известность благодаря кинематографу. Он принадлежит уже не столько традиционной мифологии, сколько мифологии современной, повествующей о маленьких зеленых человечках из НЛО, гигантских насекомых и крысах-мутантах, разнообразных парапсихических способностях и тому подобных необъяснимых явлениях. Это — миф о чудовище ростом выше небоскребов, нежданно появляющемся среди людей, миф о Кинг-Конге и Годзилле (Годзирои). По силе воздействия на умы этот вклад Японии в современную мифологию можно сопоставить, пожалуй, лишь с вкладом Америки, мифологизировавшей злонамеренный искусственный разум.


Географическое открытие Японии европейцами произошло в XVI столетии. Открытие же духовное продолжается до сих пор — через Харуки Мураками и Юкио Мисиму, Акутагаву Рюноскэ и Ясунари Кавабату, через анимэ, через повести о принце Гэндзи и о доме Тайра, через «Хагакурэ» и «Будо сесин-сю», через «Кодзики» и «Нихон секи». Подобно Индии, Тибету и Китаю, Япония в восприятии homo occidentalis — один из так называемых «узлов силы», один из мифогеографических локусов, которыми фиксируется мифологическое пространство (или мифологический контекст) Юго-Восточной Азии. Японский мир зачаровывает, «японский миф» вовлекает в круг идей и сюжетов, принадлежащих, кажется, иному измерению (настолько они непривычны) — и все же представимых и постижимых. Познаваемая в мифах, в этой сокровищнице «национального духа», Япония становится немного ближе и понятнее — убедитесь в этом сами.


При составлении настоящей энциклопедии использована работа английского исследователя Ф. Х. Дэвиса «Myths of Japan». Перевод выполнен И. Рудометовой, О. Сафоновой, А. Соколовой и А. Зузенко под общей редакцией Н. Ильиной, которой также принадлежат комментарии и глоссарий.

Краткая хронология

До нашей эры

40 000-13 000 лет. Палеолит. Археологические находки позволяют установить только основные занятия населения Японских островов этого периода: охота и собирательство; антропологический же состав населения не поддается определению.

13 000 — III в. Эпоха Дземон. Керамика с «веревочным» орнаментом. Культура Дземон получила распространение по всей территории архипелага — от Хоккайдо до Рюкю.

660. Вступление на престол первоимператора Дзимму.

III в. до н. э. — III в. н. э. Эпоха Яей. Миграция населения с материка, появление протояпонцев. Статуэтки догу.

Наша эра

57. Первое упоминание о Японии («страна Ва», т. е. карликов) в китайских хрониках.

107. Посольство из Японии в Китай.

147–190. Гражданская война в Японии (по сообщениям китайских и корейских исторических хроник). Летописи называют Японию «страной цариц» — женщин-правительниц, с которыми воевали вожди Ямато.

Ок. 180 г. Более тридцати государств страны Ва объединяются в союз под главенством Химико — правительницы государства Яматаи.

III–VII. Курганный период. Многочисленные погребальные курганы по всей территории архипелага. Статуэтки ханива. Возникновение государства Ямато. Начало распространения буддизма. Культурные заимствования из Китая (письменность, система управления и т. д.).

350. Двор Ямато создан в районе современной префектуры Нара.

Середина и конец VI в. Проникновение буддизма в Японию. Постепенное утверждение новой религии на государственном уровне.

552. Принятие буддизма в Японии. Буддийские изображения и сутры посланы правителем корейского государства Пэкче императору Японии Киммэй. (Некоторые исследователи называют более раннюю дату — 538 г.).

604. Свод законов принца Умаяды (Сетоку-тайси — Принца Святые Добродетели), собрание этических буддийских предписаний для аристократии.

607. По приказу принца Сетоку в селении Хорюдзи (префектура Нара) построен буддийский храм Хорюдзи. Древнейшее в Японии деревянное буддийское сооружение, хранилище буддийских реликвий (перестроен в 708 году).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Японская мифология. Энциклопедия"

Книги похожие на "Японская мифология. Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Ильина

Н. Ильина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Ильина - Японская мифология. Энциклопедия"

Отзывы читателей о книге "Японская мифология. Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.